Блок. О, я хочу безумно жить... Прочтение

«О, я хочу безумно жить…»




 
                О, я хочу безумно жить:
                Всё сущее – увековечить,
                Безличное – вочеловечить,
                Несбывшееся – воплотить!
 
                Пусть душит жизни сон тяжелый,
                Пусть задыхаюсь в этом сне, –
                Быть может, юноша веселый
                В грядущем скажет обо мне:
 
                Простим угрюмство – разве это
                Сокрытый двигатель его?
                Он весь – дитя добра и света,
                Он весь – свободы торжество!
                5 февраля 1914





     «– Безличное – вочеловечить…» –
Из  письма Блока Андрею Белому. 6 июня 1911. Шахматово.
     «…таков мой путь, что теперь, когда он пройден, я твердо уверен… что все стихи вместе – "трилогия вочеловечения"…»
     “Трилогия” его “вочеловечения”. Интересно, он и себя считал по большей части – “безличным”?

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Черновой набросок в ЗК25(ст. 9-12)(ЧН ЗК25 )
 
     Пусть он живет "иным" – не это
     Сокрытый двигатель его.
     »

     Живет он “иным” – не нашим. Живет он по большей части в ином – в не нашем! – мире, а в “чужой, зарубежной мгле”…  Веселый юноша грядущего его за это простит.
 
                …Безличное – вочеловечить,
                Несбывшееся – воплотить!

     После ужасов книги «Возмездия» – опять, как в юности! – полная уверенность в своих силах. «Безличное»? – вочеловечу! Для вас “несбывшееся”? – я воплощу! А то, что его душит – это всего лишь тяжелый сон. Но будет – утро!
     Он проснется, а вокруг – цветущий мир, и в нем не обитают «усталые люди», а живут весёлые юноши. Те самые, которые когда-то встречали «Её прибытие»:

                «…Сильные юноши сели у весел,
                Скромные девушки взяли рули.

                Плыли и пели, и море пьянело…
                16 декабря 1904»


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     «
     Противопоставляя "безликое" "индивидуальному", "невоплощенное" "человеческому" и подытоживая свои размышления о смысле жизненных испытаний, из которых люди выходят – "ЧУДЕСНО РАЗНЫЕ – как подобает человеку", Блок заявлял в письме к Андрею Белому (от 6 июня 1911 г.): "Сходствует несказанное или страшное, безликое, но человеческие лица различны". И далее определял суть своего творческого пути как "трилогию вочеловечения": «ОТ мгновения слишком яркого света ( ... ) – к отчаянью, проклятию, "возмездию" и ... – к рождению человека "общественного", художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры "добра и зла".
     …Первоначальное значение понятия "вочеловечение", сопряженное с "воплощением", восходит к 3-му члену "Символа веры", где выражается исповедание Христа как Сына Божьего – "Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася"; "Воплощение Сына Божия, – по учению православной церкви, –является центральным пунктом всей истории домостроительства человечества ( ... ) откровением того царства Божия, которое составляло цель творения и которое имеет завершиться в конце времен объединением всего небесного и земного. (... ) Сын Божий ( ... ) воспринимает в единство своей божественной ипостаси человеческую природу, которая в ней( ... ) получает свое бытие и свой центр существования" (Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., 1912. Вып. 3. Т. 1. Стб. 550).
     …Использованные Блоком понятия христианского вероучения, такие как "воплощение", "вочеловечение", "грядущее" и другие, в контексте его творчества приобретают иной, во многом противоположный исходному, смысл. Об осознаваемом самим поэтом антихристианском звучании темы "воплощения", связанной с богоборческими по сути мотивами "своеволия" и "бунта" в его лирике, в том числе и в наст. стихотворении, см.: Минц, 4. С. 115.
     »

    «Противоположный исходному, смысл»? – да нет. Блок не противопоставляет себя Христу, а “просто” с сожалением ставит себя с ним рядом. «С сожалением» – потому что ранее у него был другой образец для подражания – Моисей. Не страдающий мессия, а действующий пророк. Не потерпевший поражение, а выведший свой народ из рабства.
 


Рецензии