Нищие духом

– Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5:3).

Быть блаженным или счастливым это не иметь в душе страха перед смертью, можно сказать, это осознавать свою неуязвимость ко всему, что может разрушить и предать забвению. Но как с этим счастьем сочетается «нищий дух» И что это такое?

Многие толкователи говорят, что  «нищие духом» это просто нищие, бедные и обездоленные люди. Но тогда причём здесь «дух»? Бедные это те, кто не имеет материального достатка, а «дух» никакого отношения к плотским материальным ценностям не имеет. Дух это смысл, суть, внутренняя сила, невидимая сущность человека, но никак не состояние кошелька. К тому же, не всегда бедность это показатель набожности и благочестия. Во все времена бедные люди вели себя по-разному, некоторые действительно были праведниками, но были и те, кто воровали, другие убивали, иные пьянствовали и так далее. Бедностью нельзя оправдать ни одного преступления. И уж тем более, не за бедность удостаиваются Царствия Небесного, а за праведность. Конечно, бедность это не порок, но бедность и не пропуск в рай. Бедность это испытание, которое нужно преодолеть с честью.

«Нищий дух» это дух, нуждающийся в наполнении плодами духа. Например, разве можно богатую добродетельной любовью душу, апостола Петра или Иоанна, назвать «нищей духом»? Теперь нет, но пришли они к Христу совершенно нищими духом, голодными до истины. А уже потом начали учиться у Него и научились, и достигли духовной полноты. К этому и призывает Святое Писание, чтобы собирали сокровища на небесах, то есть наполняли душу добродетелью, а не материальными благами.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19-21).

«Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк 12:29-30).

Очевидно, что о материальных потребностях речь не идёт, даже о еде и питье говорится вторично. Правда Божия первична. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф 6:33). Праведность прежде всех потребностей.  Всё предельно просто: «мораль первична, еда вторична», а жизнь? Честь первична, а жизнь вторична. Поэтому тело вторично, а душа первична. Но и душа без духа погибнет, поэтому Дух первичен, тогда всё остальное, как и сказано: «приложится». Иначе всё разрушится.

Быть нищим это нуждаться, следовательно, быть «нищим духом», это нуждаться в духе. И действительно, только тот, кто испытывает нужду, заинтересован в том, чтобы  удовлетворить эту нужду. Если нужда это дух, можно сказать «духовность», которая в Библии является  праведностью, добродетелью и мудростью, то всё становится на место.  Потребность в духовных знаниях, в нравственном просвещении это та самая главная потребность души, которая может подвигнуть человека искать Единого Бога, искать справедливую истину и двигаться к просвещению.

«Я знаю, что ничего не знаю»  —  говорил Сократ, очевидно, что так сказать может только человек думающий, осознающий своё невежество по сравнению со знаниями мира. И тем не менее, только осознание своей скудости,  мотивирует пополнять знания. Учится тот, кто понимает нужду в знаниях, а значит, осознаёт свою нищету и потребность в познаниях. Так и потребность в духовной жизни, начинается с  осознания нужды в благочестии, а этому не учит наука или искусство, не учат и религиозные ритуалы, а только заповеди морали, чести и совести. Мало понимать, что такое хорошо и что такое плохо, нужно учиться так жить, чтоб не делать плохо, а делать хорошо. Знание без дел это ничто, как и вера без дел мертва. Словом, знание алфавита, это ещё не умение читать. Так и внутреннее понимание добра и зла, это ещё не праведность. Праведности надо учиться. А научится только тот, кто осознает в этом потребность, а значит, понимает, что в первую очередь ему надо учиться благочестию.

Видимо, поэтому проповедь начинается призывом к тем, кто имеет нужду слушать эту проповедь о морали и нравственности, о чести и совести, о законе и заповедях, о грехе и праведности. И нигде в этой проповеди Учитель не говорит о ритуалах, обрядах или культовом служении. Очевидно, что отныне, а точнее с этой самой проповеди Христа, настаёт новое время, новый миропорядок, который строится уже не на религии, а на истине, то есть на полной ответственности человека перед Богом за свои поступки по отношению к ближним.

Когда человека занимает не только праздное любопытство или природный интерес к устройству жизни, но прежде вопросы морали, чести и совести, то его дух испытывает нужду в мудрости и становится голодным до правды и справедливости. С этого момента, ему будет интересно всё, что касается того, как правильно жить на этом свете, чтобы сохранить свою честь и достоинство. К таким людям и обращается Христос, потому что другие, попросту, не готовы Его слушать и следовать за Ним.

Счастье, обещанное Христом, это не удовлетворение всех желаний-«хотелок» или всех радужных мечтаний, а моральное удовлетворение от праведности. Это когда честь дороже жизни. Когда человек добровольно желает поступать благочестиво и сам уклоняется от всякого рода греха, подлости или низости. То есть это когда стремление делать правильно, больше всех соблазнов сделать неправильно. А что значит правильно и неправильно, то есть что такое хорошо и что такое плохо, по сути, известно всем. Но даже несмотря на это, Спаситель ещё раз разъясняет через Апостолов и Святое Писание всё, что является грехом,  а что добродетелью, чтобы и сомнений не осталось и не говорили потом, что не слышали.  «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём» (Ин 15:22).

Очевидно, что все всё понимают, но не все хотят учиться поступать правильно. Большинство хотят, чтобы всё как-то само собой происходило по наитию чувств, ведь тогда, кажется будто и ответственности никакой, потому что всё можно спихнуть на  мистику ощущений, порыв эмоций, власть желаний, обстоятельства, проще говоря, на «химию» гормонов или чудеса. Но вся эта «чудесная химия» лишь красивый соблазн, губящий души. И многие ловятся безвозвратно, запутываясь в  собственных страстях и страхах.

Это путь  в погибель, а путь ко спасению в праведности, и никаких чудес. Чудеса уже в прошлом, к тому же чудесами никого не вразумишь, а только напугаешь или того хуже сделаешь ленивым, ведь если всё можно через чудеса, зачем напрягаться? Но без труда, ничего не даётся, поэтому и Царствие Небесное усилием берётся. «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16). На голову никому не упадём, всему нужно учиться и прикладывать усилия, в этом суть просвещения. А чтобы учиться, нужно ощутить потребность, духовный голод и нищету, тогда и тяга к истине станет животворящей.


Рецензии
Уважаемая Римма!
Прочитал Вашу замечательную статью "Критика", и надеюсь на Ваше понимание моих слов. Вы изволили, как и впрочем многие, писать на теологическую тему, которая, по сути, оккультная, но не все это осознают, даже попы-фарисеи.
А уж тема о "блаженных нищих", что есть, как камень преткновения - очень сложная, тем, что не совсем верно переведена с оригинала, от сюда и все споры. А так как многие, почти все разучились функционально думать, отсюда и все заблуждения, даже у фарисейских и якобы святых - нелепые толкования.
*************
Ваши фразы:
1 - ... что «нищие духом» это просто нищие, бедные и обездоленные люди. Но тогда причём здесь «дух»?
2 - «Нищий дух» это дух, нуждающийся в наполнении плодами духа.
3 - Быть нищим это нуждаться, следовательно, быть «нищим духом», это нуждаться в духе.
4 - «Я знаю, что ничего не знаю» — говорил Сократ, очевидно, что так сказать может только человек думающий, осознающий своё невежество по сравнению со знаниями мира.
*****************
Мои замечания:
1 - Оставим толкователей в сторонку. Но в Вашей написанной фразе почему-то "НИЩИЕ ДУХОМ" взяты в скобки? В самой Библии этого нет. Но, допустим, что люди нищие духом есть такие. Но вопрос(?), почему эти люди нищие, именно, материально?
Почему "нищие духом" не олигархи, владельцы дворцов, яхт и пароходов???
Конечно, то что среди нищеты-бедности, есть как люди духовные, так и бездуховные.
А вот среди богачей материальных, "богатых духом", ещё надо поискать, днём с фонарём.
Человеку на Земле для жизни, на самом деле нужно очень мало материального, самого необходимого, без излишеств, если он живёт ДУХОВНО!
Поэтому и сказано в Писании: Блаженны нищие духом (бедные люди, но богатые духовно). Слово БОГАТЫЙ от составного слова: БОГдАТЫЙ, т.е., Богом датый(дающим).
Если чел живёт духовно, то Бог его этим обогащает.
***
2 - «Нищий дух» - нет такого выражения, ибо это нонсенс, дух может быть как божественным светлым, так и тёмным злым.
***
3 - Быть нищим это нуждаться... почему ДУХОМ, а не хлеба с маргарином?
***
4 - Почему у Вас Сократ стал невежеством? В философии есть такое понятие, как философских КРУГ Познаний. Внутри КРУГА ЗНАНИЯ, а вне его - бесконечное НЕ-ЗНАНИЕ.
У каждого человека свой КРУГ. У кого круг чуть больше точки, тот невежда, думающий, что он ВСЁ знает, ибо длина окружности, соприкасаемая с не-знанием, очень мала.
Но, чем больше чел познаёт, тем более духовно, становясь МУДРЫМ, то его КРУГ очень огромный, а длина окружности ещё больше, и мудрец видит, как же МНОГОЕ он, по сути НЕ ЗНАЕТ.
Вот почему он так и сказал. Вы не дописали всё его выражение:
"Я знаю только то, что ничего не знаю, но(!), другие не знают и этого"!
Дополнительная фраза: НЕ ЗНАЮТ И ЭТОГО, говорит о том, что другие люди, думающие, что они многое знают, на самом деле ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕЗНАЮТ, абсолютно ничего! Как и я, ничего не знаю!
=======================================

Юрий Пережогин   01.05.2025 16:44     Заявить о нарушении
Уважаемый, Юрий!
Могу прояснить ряд моментов.
Кавычки я использовала, поскольку это известная библейская фраза не принадлежит мне.

Фраза «нищие духом» происходит из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, 5:3): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В каноническом толковании означает смирение и осознание своей духовной нужды. «Нищие духом» — это не буквально бедные или слабые, а люди, осознающие свою греховность, несовершенство и полную зависимость от Бога. Это противоположность гордыни, самодостаточности и иллюзии собственного величия. Такие люди не надеются на свои силы, а ищут «милости и благодати у Бога», как нищий просит хлеба. В библейской логике «нищета духом» — это не слабость, а мудрость, потому что только смирённые получают Царство Небесное. В обычном мире ценятся сила, успех, уверенность в себе. Но Христос говорит, что истинное богатство — в признании своей нужды перед Богом. Если кратко: «нищие духом» это смиренные перед Богом, жаждущие Его правды.

Иудеи во времена Иисуса и в более ранние периоды использовали притчи «мешилим». Подход к их пониманию отличался от чисто буквального прочтения. Притчи всегда говорились с целью толкования.
Например:
2 Царств 12:1–4 — Пророк Нафан рассказывает царю Давиду притчу о богаче и овечке, после чего Давид гневается, а Нафан говорит: «Ты — тот человек!», тогда Давид понимает о чём речь на самом деле и раскаивается. Это показывает, что притча имела скрытый смысл, который нужно было раскрыть. Иезекииль 17:1–10 — Пророк рассказывает притчу о двух орлах и виноградной лозе, а затем даёт её прямое толкование. Исаия 5:1–7 — Песнь о винограднике, которая оказывается аллегорией о Боге и Израиле.

Притчи в иудейской традиции времен Иисуса были распространённым методом учителей (раввинов) для передачи духовных истин. Талмуд (Мишна, Агада) содержит множество притч, которые толковались аллегорически. Например, рабби Акива и другие мудрецы использовали притчи для объяснения Писания. Мидраши (толкования Торы) часто включают притчи, где элементы истории символизируют духовные понятия.

Иисус говорил притчами в русле иудейской традиции, но с новым акцентом, например, Матфея 13:10–17 — Он объясняет, что притчи открывают истину тем, кто готов слушать, но скрывают её от тех, кто не хочет понимать. Марк 4:33–34: «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё». Это показывает, что иудеи ожидали толкования притч, но не все были готовы принять их духовный смысл, потому и не понимали и до сих пор многие люди не понимают.
Разница между иудейским и христианским толкованием только в том, что Иудеи видели в притчах назидательные истории, но не всегда связывали их с Мессией, а христиане (после Иисуса) стали видеть в Его притчах не только назидательные истории, но и откровение о Царстве Божьем и о Нём Самом.

Фраза Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» (на древнегреческом: «Ἓν οἶδα ὅτι οὐδὲν οἶδα» — «Hèn oîda hóti oudèn oîda») — это ключевой элемент его философии, выражающий принцип интеллектуальной скромности и отправную точку истинного познания.
В признание незнания – Сократ подчёркивает, что, в отличие от тех, кто считает себя мудрым, он осознаёт границы своего знания. Это не просто сомнение, а осознанный отказ от ложной уверенности. По Сократу, только признав своё невежество, человек может начать искать истину. Фраза стала основой его метода майевтики («повивального искусства» для рождения истины в беседе).

Философский контекст этой фразы перекликается с дельфийским изречением «Познай самого себя», которое Сократ понимал как призыв к самокритичному исследованию. Позже она повлияла на скептицизм и научный метод, где сомнение — шаг к доказательному знанию. Фраза напоминает, что истинная мудрость — не в накоплении информации, а в понимании ограниченности любого знания и готовности учиться. Интересно, что сам Сократ не оставил письменных трудов. Мир знает эту фразу из трудов его учеников, прежде всего Платона.

Если вы оспариваете существование самих этих понятий («нищие духом» и «я знаю, что ничего не знаю»), то эта тема другой дискуссии.

Римма Ромашич   02.05.2025 04:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.