Смех Далай-ламы

Эта статья из проекта "Чудеса Солнца и реальность контакта". Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Эту цитату я взял из книги Т. Лэрда «Беседы с Далай-ламой. История Тибета», благодаря которой смог кое-что понять о реинкарнации Его Святейшества Далай-ламы XIV с его собственных слов (см. статью «Понять реинкарнацию ЕС Далай-ламы XIV»).


«Мальчиком я узнавал об истории из картинок и разговоров людей, из мировых событий. Но история не была тем предметом, который я изучал. После китайского вторжения, после того как я в 1959 г. покинул Тибет, я стал больше интересоваться историей. Но хочу подчеркнуть, что я не историк. Иногда я даже не знаю подробностей».

Он рассмеялся над абсурдностью ситуации. Смех Далай-ламы был заразительным – это первое, что я узнал, работая с ним. Смех зарождался в глубине его живота, начинаясь с низкого звука, сотрясающего все его тело. К тому времени, когда он достиг апогея – а он снял очки, чтобы вытереть слезы, – звонкий смех, включая мой, заполнил комнату.

Когда мы оба снова успокоились, он продолжил…»


В этой книге несколько таких эпизодов, когда ЕСДЛ над чем-то смеялся, но не хихикал, такие тоже есть - и Т. Лэрд смеялся вместе с ним, но не потому, что находил что-то таким же смешным, как и Далай-лама, а потому что не мог не смеяться, когда смеется Его Святейшество.


Когда это читал, то почему-то вспомнил о том, как когда-то услышал пение «Аум» в группе хатха-йоги, которой руководил сертифицированный правительством Индии индийский йог. Это были практически не знакомые друг с другом люди произвольного уровня йогической подготовки, поэтому асаны были самыми простыми. Сначала они минут 10-15 осознавали свое дыхание, т.е. медитировали, потом около часа асаны, а потом ложились на спину и учитель запевал «Аум» (ааа-ууу-ммм), они подхватывали и учитель уходил из класса. У этих людей не было никакой подготовки в хоровом пении, но постепенно их голоса сливались и звук начинал «плавать» по классу. А еще через некоторое время женские голоса «уходили» «вверх», а мужские «вниз» и поэтому у них сначала из низа живота звучал какой-то жутковатый низкий гул, рокот, потом голоса «уходили» «вверх».   


А также вспомнились Дон Хуан и Дон Хенаро, учителя Карлоса Кастанеды, которые иногда смеялись «до упада», т.е. падали на спину и хохотали, как с-ума-сшедшие, дрыгая ногами. (Как выяснил В. Майков в своем фильме, К.Кастанеда по первому или двум первым томам своего многотомника защитил PhD по антропологии под присмотром М. Харнера.)


Будда Шакьямуни, как известно, улыбается на всех своих статуях. Своим монахам он при жизни запретил громко смеяться, «показывая зубы», они у него должны были быть очень сдержанными, т.к. были «лицом» его учения.


Когда «путешествовал» по богословию и искусствоведению икон (см. «Образы тела, пространства и предметов» в сборнике 1 «Чудеса маслоосаждений»), то с удивлением узнал, что католики лучше интегрировали смех (народная карнавальная культура), чем православные, которые ну очень строги к себе.


Оказывается, можно смеяться не только над чем-то или кем-то, но и как альтернатива чему-то. Говорят, когда самураи чувствовали страх смерти, то смеялись, но не над смертью, разумеется, а делали смех альтернативой переживанию страха смерти.



Статья из сборника проекта 2 "Чудеса Солнца и реальность".


Рецензии