Женщина в любви. Ирина Скобцева

Ирина Скобцева – советская и российская актриса, народная артистка РФСР. Её героини разноплановые, с разными характерами, судьбами и даже из разных эпох. Она была женой и музой режиссера Сергея Бондарчука, снявшего киноэпопею «Война и мир».

Ирина Скобцева родилась 22 августа 1927 года в Туле. Её отец – Константин Алексеевич был научным сотрудником в Главном управлении метеослужбы, а мама – Юлия Николаевна - работала архивариусом. Пока родители были на работе, Ириной занимались бабушка и тетя. Ирина была одарённая и любознательная, а бабушка и тетя занимались ее образованием и развитием – обучили рано чтению, водили её в разные кружки: музыки, пения, рисования. Часто с бабушкой посещали театр.
1941 г. началась Великая Отечественная война. Программу старших классов Скобцева изучала самостоятельно.
В 1946 году, получив аттестат об окончании школы, поступила Московский государственный университет на искусствоведческое отделение исторического факультета.
Ирина сразу стала посещать университетский театральный кружок и играла во всех постановках.
В 1947 году Ирина познакомилась с Алексеем Аджуеем, который перевелся в университет из Школы-студии МХАТ в МГУ на факультет журналистики. Ирина была интеллектуалка, и умный образованный Алексей привлек её внимание. Период ухаживания был коротким, они почти сразу поженились.
Ирина была воспитана в духе служения интересам семьи, и выходила замуж навсегда. И когда 1949 году муж подал на развод - испытала что называется шок.

Оказалось, что Аджубей влюбился в свою однокурсницу Раду Хрущёву, дочь будущего главу Советского Союза Никиты Хрущёва. Аджубей развелся и сразу же женился на Раде. Этот брак открыл ему путь в высшие сферы.
Ирина ушла с головой в учёбу, но само главное она играла в драмкружке и ездила на конкурсы. Судьба Скобцевой определилась когда её, как будущего искусствоведа отправили на практику в Третьяковскую галерею, поручив инвентаризацию работ художника Валентина Серова (автора «Девочки с персиками»). Полтора месяца Скобцева добросовестно занималась порученной работой и поняла, что не желает провести свою жизнь в величественной пыли музейных хранилищ.

В 1952 году, после окончания МГУ Ирина понимает, что её призвание сцена. И поступила сразу на третий курс Школы-студии имени Немировича-Данченко при МХАТе.
В 1955 году окончила Школу-студию. И сразу дебютировала в роли Дездемоны в фильме «Отелло». Роль Отелло исполнял Сергей Бондарчук.
Вот что Скопцева говорила о знакомстве с Бондарчуком: «Мы познакомились за полтора года до «Отелло» на троллейбусной остановке. А потом всю дорогу ехали в транспорте. Тогда у нас мозги и поехали. Мы в тот год виделись раза три. А уже потом вместе играли».
Во время съемок между Ириной и Бондарчуком начался роман. Он был женат на Инне Макаровой (старшее поколение зрителей помнят её по роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия») в семье подрастала дочь Наташа, и сын Алексей от его короткого брака с однокурсницей по Ростовскому театральному училищу.

Сцена венчания Отелло и Дездемоны снимали в католическом соборе в Риге, и венчал их настоящий пастор. Когда они вышли из собора Бондарчук сказал Ирине: «Ну, теперь ты не отвертишься».
Фильм отправили на Каннский кинофестиваль, и Скобцевой вручили приз «Мисс шарм Каннского фестиваля».
После окончания съемок Бондарчук и Скобцева пытались бороться с чувствами и какое-то время не виделись. Макарова была знаменитой актрисой и руководство кино вешалось. Бондарчука вызывали в горком, обком партии и даже ЦК – уговаривали, грозили. Конец этому положила сама Инна Макарова – она подала на развод. Весной 1957 года они официально развелись. Сергей Федорович все совместно нажитое, в том числе и квартиру оставил Макаровой и дочери. И одним чемоданом пришёл к Ирине.
В 1959 году Бондарчук с Ириной поженились. В семье Скобцевых относились к Бондарчуку с большим уважением и обращались к нему по имени отчеству.

Поначалу супруги жили с родителями и бабушкой Ирины. Ирина Константиновна вспоминала о том периоде: «Жили мы у нас. Наш дом — это обычный московский хлебосольный дом, двери были открыты для всех, всегда пеклись пироги... Большая семья: папа, мама, бабушка. Бондарчук много работал дома: писал сценарии.
А когда Бондарчуку дали большую квартиру на Тверской все огромной семьей переехали в новую квартиру.
Когда Бондарчук прочел рассказ Шолохова «Судьба человека» профессия режиссера подступила к нему вплотную, и он решил снять этот фильм и сыграть главную роль – шофёра Андрея Соколова. На Новый 1959 год Бондарчук и Скобцева вышли впервые на люди. Мосфильм тогда возглавлял режиссер Иван Пырьев. Человек бесспорно талантливый, но хамло. Когда Бондарчук и Скобцева они подошли к столу, где сидели режиссеры, чтобы поздравить, Пырьев встал в грубых выражениях сказал ему не лезть в режиссуру. Бондарчуки ушли с торжества и поклялись, что новы год и всякие праздники на людях никогда не встречать.
 Бондарчука в  его стремлении снять фильм "Судьба человека" поддержали  двое –  Ирина Скобцева и Михаил Шолохов.
Скобцева рассказывала, как во время работы над сценарием фильма «Судьба человека» ему помогала вся их большая семья: «В период «Судьбы человека» все ему помогали — кто-то резал, кто-то клеил, а кто-то еду готовил на всю честную компанию, мама день и ночь печатала. «Судьбу человека» Сережа снял в очень короткий срок — за 74 дня. Ни одного кадра не ушло в корзину».
Во время съемок фильма Скобцева была, но держалась всегда в сторонке.
В 1962 году у Бондарчуков родилась дочь Алёна, а в 1967 году родился сын Фёдор. В семье их в шутку называли «дети войны и мира», так как дочь родилась, когда Бондарчук утверждал актеров на роли, а сын родился в год премьеры заключительной части киноэпопеи.

Ирина Константиновна не хотела сниматься в «Войне и мире», тем более в роли Элен.
Из интервью Скобцевой: «… мне очень не хотелось играть эту роль. Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: «Конечно, он ее снимает. Она ведь жена режиссера». Но Сергей Федорович меня уговорил: «Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме».
Директор картины «Война и мир» Николай Иванов так отзывался о Скоцевой: «С Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она, кстати, никогда не позволяла себе вести как жена режиссера. Снимали мы сцену в салоне Шерер. 6.30 утра. Ирина уже в гриме и полностью готова к съемке, а Бондарчука все нет. Еду к нему домой, а он... еще в кровати. От нее ни слова упрека, всегда тактичная и организованная».
На съемках «Войны и мира» из-за страшных перегрузок у Бондарчука случился инфаркт. Он был в тяжелом состоянии и Скобцеву не пускали в реанимацию несколько дней. Потом он долго лежал в больнице, а после больницы супруги поехали отдыхать.

Скобцева успевала сниматься у других режиссеров и ездила с мужем на съемки. Они ехали в купе по её воспоминаниям: «с двумя подушечками, с двумя пледиками, с двумя тарелочками и термосом». И эта дорога казалась ей самыми потрясающими моментами жизни семьи».
Все, кто снимался у Бондарчука, говорят, что Ирина Константиновка никогда не вмешивалась в съемочный процесс. Сергей Федорович был полновластным хозяином на съемочной площадке, человеком с крепким стержнем, но жена необходима была ему рядом, словно он черпал силы от её присутствия. Она любила своего мужа больше жизни и её задачей было находиться рядом. Любовь между ними была невероятной силы, об этом говорят все, кто их знал.

Федор Бондарчук рассказал о ссоре между родителями, вызванной ревность. Дело было так. Ирина Константиновна пришла домой с букетом цветов. Федор и Алёна всунули в букет записку «От Ивана Ивановича» и помогли папе увидеть эту записку. Но дети никак не ожидали бури, которая началась. Перепуганные дети признались, что это их шутка.
В общей сложности Ирина Константиновна сыграла в семидесяти картинах. У неё много главных ролей. Это Дездомона в «Отелло», Элен Безухова в «Войне и мире», есть роли второго плана: миссис Ларк в фильме «Мери Поппинс до свидания», хозяйка корчмы в «Борис Годунов» и многие другие.
В фильме «Я шагаю по Москве» изумительнейший эпизод – женщина с зонтиком легкой походкой идет одна, юноши просят её поговорить с мамой их подруги по телефону. Женщина исполнила просьбу и пошла дальше. Ирина Скобцева блистательно сыграла эту одинокую красивую, уверенную в себе женщину.
Скобцева сыграла бы ещё больше, но она посвятила свою жизнь служению своему гениальному мужу и детям.

В 1971 году Ирина Константиновна пошла преподавать актерское мастерство во ВГИК, а в 1977 году стала доцентом кафедры.
Даже когда Скобцева была уж в преклонных летах, режиссеры приглашали её сниматься. Могу назвать самые интересные из них на мой взгляд: «Обитаемый остров», «Белая гвардия», «Золото», «Янтарные крылья», «Семейный ужин» и «Тайна тёмной комнаты».


В 2017 году Ирина Константиновна и её сын Фёдор Бондарчук основали в комплексе «Главкино» мемориальный кабинет Сергея Бондарчука. В кабинете вещи, которые когда-то принадлежали прославленному режиссёру – стол, кресло, камера, которой снимали «Войну и мир». Очень много фотографий, на которых запечатлена жизнь Бондарчука.
Наверное, именно это Ирина Константиновна считала своим предназначением и долгом.

Никто не живёт вечно на земле, но те кого мы помним – живут.


Рецензии