По морям Ч3Гл7 Бурите, Шура, бурите

По морям ч3гл7 Бурите, Шура, бурите.               
P.S. Начальные главы, начиная с мореходки в сборнике " По морям по волнам"

Годы поисков принесли свои плоды. Расшифровали все наши графики и доложили: в морях северных нефти и газа на столетия хватит. Надо бурить! А чем бурить? На Каспии можно было обыкновенные вышки ставить на сваях, так там и море мелкое как лужа. Деньги, конечно рекой потекли для строительства новых буровых судов и установок. Так ведь их за неделю не построить. Активность нужно показать? Затопили два старых рыболовных БМРТ на самом мелком месте, где вроде бы могла залегать нефть, сварили платформу, на которую краном поставили вышку береговую и доложили наверх: «Начали разведочное бурение.» Результат был никаким, но об этом даже не вспоминали, потому что «разведка» не даёт гарантию успеха. Все ожидали прихода первого в мире бурового судна для работы в Арктике  ‘В. Шашин ‘. Было это в 1982. Судно строилось в Финляндии. Туда уже была уже послана приёмная команда из Московских блатников. Дело в том, что де юре камбуз не работал и им платили командировочные в финских марках. Де факто камбуз работал. Ходили слухи, что будет три однотипных судна. И каждое будет ходить ещё и на гарантийный ремонт. Я начал более усердно учить финский язык. А вдруг пригодится! Встреча судна в Мурманске превратилась чуть не в праздник Первомая. Столько народу собралось на причале. И вот швартуется красавец 150 метров в длину, 25 метров в ширину. На вышку посмотришь-шапка падает. Вот бы на таком поработать! Примерно месяцев через 10 заканчивалось строительство второго судна “В. Муравленко” Попасть на командную должность было нереально.
Как раз в это время я закончил механический факультет мореходки. Для получения рабочего диплома не хватало нескольких месяцев работы мотористом. Я попросил начальника кадров отправить меня на получение судна «Муравленко» мотористом. Аргументировал тем, что знаю английский и финский язык. С этим он меня обломал: «Там есть переводчик и на английском все говорят. Без тебя точно обойдутся, но отправим, пожалуй, старшим группы. Всё равно нужен командир. Поедешь в Питер заранее, оформишь всё в консульстве, билеты получишь, группу встретишь и –вперёд!» По приезде на верфь, назначили меня старшим мотористом и поставили на вахту с финном для освоения двигателя и систем судна. С двигателем всё ясно: тарахтит себе, даёт электричество. Удивило только, что перед сдачей вахты я стал вытирать подтёки масла, а финн меня остановил: «Нет, не надо. Наше дело следить за уровнем масла, температурой. Чистит служба сервиса.» А вот с системами повозился: 2 машинных отделения, 6 двигателей, 5 подрулей. Топливная система, сточных вод, льяльных вод. Ползал как таракан, весь чумазый. За системы на судне отвечает 3 механик, но он был Московский казачок. По приходу в Мурманск должен был уехать домой, поэтому забил на всё. В это время переводчика вызывают в Москву для работы с документацией. На английском не говорили даже директор завода и прораб, тем более работяги. Выпуск судна- самое горячее время. Мой финский был слабоват, но если прибавить язык жестов- то вполне понимали друг друга с работягами. Когда через пару недель начали меня привлекать на совещания, говорил я лучше, но по ночам приходилось копаться в словарях. Кто везёт- на того и грузят! Даже организацию банкета на выход судна поручили. А самое интересное, что после части официальной, выдал стар.пом рядовому составу 2 бутылки водки и отправили нас в подсобное помещение: веселитесь плебеи. Мы обиделись, добавили к этому «подарку» и нажрались. Через пару дней вышли их Финляндии и быстренько добрались до Вентспилса. Планировали так же быстро его покинуть, но задержались на неделю. К несчастью у капитана было ещё и юридическое образование. Целую неделю выяснялось кто грамотнее: капитан или портовые власти Вентспилса. Прежний стармех вернулся в Москву, передав дела Мурманскому. Всю неделю рядовой состав ходил на пляж после рабочего дня. Электрик Володя, который тоже набирал стаж после училища, закрутил роман с латышкой. Возвращаемся мы однажды с пляжа и видим, что танкер качает топливо нам под руководством 3 механика. Не переодевшись, ныряю в машину, открываю нужный клапан. Чуть-чуть не успел. Из расходного танка перелилось на палубу литров 100 топлива. Закрываем шпигаты палубы пробками,чтобы в залив не попало, но нефтяная плёнка на воде уже расползается. Это же огромные штрафы. Портовые власти, учитывая отношения с капитаном, такой скандал могут раздуть! Танкер вызывает дежурного инспектора по загрязнению моря. Через 10 минут на борт поднимается подружка электрика. Оказывается, она и есть дежурный инспектор. Мы с электриком Володей бухаемся на колени: «Не погуби!» Стармех стоит, раскрыв рот. Эльга спускается по штормтрапу на танкер и начинает их распекать: «Почему перед началом бункеровки не проверили, что закрыты шпигаты палубные. Вина судна и ваша, обоюдная.» Команда бункеровщика просит не поднимать скандал: пятно маленькое, запустим винты и разгоним струёй. На этом и порешили. Мы всей машинной командой убирали ветошью топливо с палубы. 3-го механика тоже заставили на карачках ползать. На следующий день наконец покинули гостеприимный Вентспилс и успешно прибыли в Мурманск, и москвичи тут же слиняли на родину. Старший механик предложил мне должность 3 механика, перескочив через 4-го. В это время судно должно было выходить на бурение. Экипаж пополнился буровиками и тут возникла свара. Как выяснилось, во время производства работ буровикам пойдёт коэффициент 2, а экипажу-1,5. Начались разборки, которые мне не нравились. Кроме того, я был уверен, что меня отправят на гарантийный ремонт «В. Шашин». Так и случилось, направили 2 пом. капитана. Готовимся в рейс. Я заказал и получил продукты. За день до отхода вдруг приходит мне замена. Интересуюсь причиной у капитана-наставника. Тот отвечает: «Первый отдел запретил. Может КГБ опасается, что сбежишь. Слишком хорошо на финском болтаешь.» Начальник 1-го отдела быстро отфутболил: «Мы объяснений не обязаны давать.» Спустя много лет, когда уже и КГБ не было, мы оказались в одной компании. Бывший начальник раскрыл секрет: «Директор финской верфи попросил министерство, чтобы тебя назначили представителем заказчика. Мол, ты и судовод и судомеханик и на финском языке говоришь и на английском. А это можно расценить как плевок в Министерство. Вот и приказали даже близко не подпускать тебя к верфи. Соображать же надо кого подставил!»
Вот с соображением у меня всегда было плоховато. Мне это отец сказал, когда я приехал в отпуск весь такой важный, при погонах: «Штурман-капитан, а в понятии жизни шалажонок.» Я поправил, что надо говорить “ салажонок”. Характеристика по непонятной причине возражений не вызвала. Отец так и говорил “шалажонок “ Вероятно это как-то было связано с шалашом, потому что иногда он использовал:      « Глуп как бабий пуп- его трут, а он всё тут.» За всю жизнь не научился я в людях разбираться и ситуации оценивать. Ну, не судьба. Доказательства приведу в главе
“Язык мой-враг мой “ И ещё один вывод я сделал: если нет “понятия жизни ‘- никакие книги не помогут, только навредят. Чего я только не изучал: философия, психология, мировые религии, НЛП-НейроЛингвистическая Психология, ораторское искуство-БЕСПОЛЕЗНО. Заканчиваю главу на радостной новости: « В.Шашин» и другие суда: ‘Тумча “ “Пасвик “ “Спрут “ были возвращены России по решению суда. Дело в том, что в 90-е годы эпохи Чубайса АМНГР была уничтожена, бурения прекратились. Директор Мнацаканян сдал « Шашин» в аренду маленькой норвежской фирме. Полагаю, что именно от этой фирмы прежде работали мы в Ла Манше на « Пасвике». Тогда эта фирма состояла из одного человека-директора. Мнацаканян сдал « Шашин» в аренду этой фирме за 21 тыс. долларов в сутки, а те тут же сдали его в субаренду за 490 тыс. долларов. Явный договорняк. Представьте сколько долларов получил Мнацаканян за 20 лет аренды. Суд признал его виновным и дал 3 года УСЛОВНО. И всё. Да здравствует самый гуманный суд в мире! Армяне самые предприимчивые люди! Когда продали американцам  ЛукОйл-КМН в  Калининграде, директор Каджоян получил в подарок завод буровых платформ. Такие дела в нашем королевстве.


Рецензии