О новом генеральном плане Ченрезига

Публикую эту статью вне сборников, т.к. она важна для проектов 3 и 4, в которых в качестве любопытствующего дилетанта я наблюдаю за научными исследованиями на стыке науки и тибетского буддизма. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


В статье «Понять реинкарнацию Его Святейшества Далай Ламы XIV» (см. мою авторскую страницу на proza.ru) я писал о том, что, рассказывая о всей линии далай-лам, ЕСДЛ упомянул о генеральном плане бодхисаттвы Ченрезига, который так или иначе воплощается в каждом далай-ламе и покровительствует тибетцам в целом. При этом ЕСДЛ утверждает, что на историю Тибета надо смотреть с двух точек зрения: ординарной, т.е. исторической или, другими словами, человеческой, заточенной на определенную научную специальность, историю, и с неординарной, для которой есть такие акторы, как сверхсущество, бодхисаттва Ченрезиг, покровительствующий Тибету.


ЕСДЛ полагает, что после того, как Ченрезиг придал жителям Тибета человеческую форму, у него был генеральный план, который воплощался в далай-ламах вплоть до пятого, Великого Пятого (1617-1682). С ординарной точки зрения это означает появление новой школы тибетского буддизма при первом Далай-ламе, Гелуг (XIV в), ее доминирование и установление в Тибете теократии, начиная с Великого Пятого, который возглавил не только школу Гелуг, но и тибетцев. После этого генеральный план Ченрезига потерпел крах и ЕСДЛ считает, что только с тринадцатого Далай-ламы у него появился новый генеральный план.


Однако, он не сказал, какой именно, чем заинтриговал меня. Почему ЕСДЛ не объяснил, в чем состоит новый генеральный план Черезига, легко понять, т.к. он еще не реализовался. Для того, чтобы исчерпать мой интерес к новому плану этого бодхисаттвы, я решил объективировать, опубликовать свои дилетантские мысли по этому поводу. При этом я исхожу из того, что ЕСДЛ продолжает воплощать новый генеральный план Ченрезига, о чем я упомянул в той статье, и чтобы его понять, надо просто правильно понять, что делает ЕСДЛ, конечно, что-то более конкретное, чем распространение тибетского буддизма на международном уровне.  Но не только с ординарной точки зрения, разумеется. 


Для этого с начала полезно вспомнить, кто такой бодхисаттва Ченрезиг или на санскрите бодхисаттва Авалокитешвара. В двух словах, конечно, в двух моих дилетантских словах. Начнем танцевать от печки, т.е. от исторического Будды Шакьямуни. После его паринирваны в буддизме образовалось много школ и последователи одной из них не могли удовлетвориться только собственным освобождением от всех страданий, но хотели помочь и всем ощущающим существам. Отсюда появился идеал бодхисаттвы, т.е. такого буддийского практика, человека или сверхчеловеческого существа (Ченрезиг как раз такой, Будда Шакьямуни учил не только людей, но и богов и других нечеловеческтх существ, так считается в тибетском буддизме и не только в нем), который отказывается от собственной нирваны, от собственного освобождения от всех страданий до тех пор, пока не освободятся все ощущающие существа.   


В этом контексте также возникло представление о природе будды, изначально присущей всем ощущающим существам, что и позволяет им освободиться от всех страданий. В сухом остатке это познавательная способность, которая, конечно, есть не только у людей, но и у другой живности. Современные буддологи говорят, что природа будды махаяны («маха» - великая «яна»-колесница, на которой под водительством бодхисаттв в нирвану «едут» все ощущающие существа вместе, а не поодиночке) тяготеет к теизму. Т.е. природы будды - это такой буддийский, махаянистский творец всего сущего, ну или что-то совсем рядом с ним, поскольку сансара не имеет начала.


Как известно, все сущее состоит из пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства. По этому поводу (и не только по этому, но сейчас это не важно) есть пять дхъяни-будд. Дхъяна – это запредельная концентрация на чем-то, соответственно, пять дхъяни-будд – это такие узко специализированные будды, каждый из которых отвечает за свой первоэлемент, но в то же время они являются аспектами просветленного ума.


Интересно, что у каждого из дхъяни-будд есть супруга, с которой он пребывает в соединении, что и можно видеть на соответствующих мандалах. Поскольку их пять и все они в соединении, то эти пять супруг дхъяни-будд у меня ассоциируются с пятью мудрыми девами из евангельской притчи о чертоге брачном, в которой пять мудрых дев дождались одного своего жениха и вошли с ним в чертог брачный. Они смогли это сделать, т.к. в отличие от пяти немудрых дев, тоже ожидавших жениха, запаслись оливковым маслом (главный герой проекта 1) и поэтому у них не погасли светильники, в которых это масло горело. О том, как распределены эти пять мудрых дев по первоэлементам, я не знаю, но если принять эту параллель, то видна радикальность евангельской вести. У евангельского жениха мудрых дев пять одновременно, а у дхъяни-будд всего по одной супруге.


Интересные нам бодхисаттвы, которые не люди, а сверхсущества, составляют свиту дхъяни-будд. Бодхисаттва Авалокитешвара входит в свиту или является эманацией дхъяни-будды Амитабхи, его первоэлемент, стихия «огонь»; мифическое животное, на котором он перемещается, опора его престола - павлин. Буквальный перевод с санскрита имени «Авалокитешвара» означает «Владыка, милостиво взирающий на существа», он считается воплощением сострадания всех будд.


Здесь я хочу «спуститься» на ординарный, человеческий уровень и отметить нетривиальность хоть как-то эмоционально окрашенного взирания на существ. В статье «Понимание воспринимаемого от первого лица» (сборник 2 «Чудеса Солнца и реальность») была описана стадиальность самого обычного акта зрительного восприятия; обычно эти стадии «спрессованы» в доли секунды и, конечно, совершленно не осознаются. Там три стадии и на первой из них субъект восприятия вообще не понимал, что он воспринимает. Это не то непонимание, которое знают все люди с не очень хорошим зрением, когда они без очков плохо видят. Да, они не видят окружающее четко и ясно, но их зрительное поле не сужено и они прекрасно понимают, что из-за слабости своего зрения они видят окружающее не-четко, не-ясно. Если теперь воспарить горняя, на уровень Владык как-то взирающих на существ, например, милостиво, как Авалокитешвара, то на мой взгляд, сначала они  понимают, на что они вообще взирают. Не все же в мире состоит только из страдающих существ.


Вернемся к линии далай-лам. У истока школы Гелуг стоял лама Цонкапа, который постоянно получал учения от бодхисаттвы Манджушри и его даже считают земным воплощением этого бодхисаттвы. Манджушри - мудрость всех будд, буквально «великолепная слава», «сладкоголосый»; он входит в семейство Будды; первоэлемент пространство; мифическое животное, на котором он перемещается, опора его престола - лев. Эти два бодхисаттвы вместе с бодхисаттвой Ваджрапани считаются самыми главными. Ваджрапани, буквально с санскрита «удар молнии» или «алмаз», воплощение могущества, силы всех будд, первоэлемент вода; мифическое животное, на котором он перемещается, опора его престола - слон.


Если теперь вернуться к Тибету, то, как мы видим, к его истории, рассмотренной с неординарной точки зрения, «приложили руку» два из трех главных бодхисаттв. Чисто спекулятивно можно предположить, что если бы тибетцам помогал еще и Ваджрапани, как Ченрезиг, то они бы отстояли свою независимость после китайского вторжения в 50-х годах или оно бы вообще не произошло. Тибетцам и тибетскому буддизму не хватило могущества, силы Ваджрапани.


Этот бодхисаттва считается покровителем Шаолиня, знаменитого чаньского монастыря в Китае, центра обучения боевым искусствам. Ваджрапани также считается покровителем Монголии, монгольских народов, Бурятии. Его покровительство Монголии не удивительно для средних веков, т.к. отличавшийся страшной жесткостью и имевший мощнейшую армию Чингис-хан (XII в.) создал в Азии крупнейшую империю тех времен. История Чингис-хана и его завоеваний ужасающа.


Могущество в мире людей всегда основывалось на владении передовыми технологиями, совершенным оружием, хорошей армией. СССР не протянул бы 45 лет после окончания второй мировой войны, если бы советские физики, инженеры и рабочие в кратчайшие сроки не создали атомное оружие после окончания войны. А химики с биологами – химическое и биологическое, соответственно.


Современными центрами силы, могущества в мире людей, как известно, являются две сверхдержавы, США и Китай, а также ЕС. Прогноз их отношений на будущее – жестокая конкуренция за технологии (особенно ИИ) и ресурсы. Как видно из статьи «Понять реинкарнацию Его Святейшества Далай Ламы XIV», он, его реинкарнация и Тибет являются зоной конфликта не только между Китаем и буддийским миром, но и между Китаем и поддерживающим ЕСДЛ западным миром, США, причем на самом высоком уровне. В то же время он уже более 30 лет регулярно общается с учеными, в т.ч. последние годы с российскими, что свидетельствует о его постоянном интересе к науке, уважении к ней, как к источнику достоверных знаний о мире. Академик РАН К.В. Анохин, один из крупнейших отечественных специалистов по мозгу и сознанияю, принимающий активное участие во встречах российских ученых с ЕСДЛ и исследованиях тукдама, во время одного из своих публичных выступлений высказал мнение (см. статью "Где мы, кто мы, куда идем" сборник 3), что сейчас наука находится на рубеже революции, не имеющей прецедентов в истории, в результате которой ученые создадут теорию сознания (см. в этой связи мою статью "О квантовой теории сознания Пенроуза") и др. На первой встрече с ЕСДЛ он говорил о том, что в случае подтверждения в научных исследованиях реинкарнации, ему с коллегами придется пересматривать основы своей науки, а, возможно, и не только своей.


Таким образом, оценивая ситуацию ЕСДЛ в западном мире на ординарном и неординарном уровнях, я бы рискнул предположить, что ЕСДЛ и Тибет имеют политическую поддержку западных центров могущества. А его политика в отношении науки состоит в обретении поддержки, покровительства для мудрости и сострадания тибетского буддизма и у науки, как не-политического центра мирового могущества. Это особенно важно для ЕСДЛ именно в наше время, поскольку он себя считает последователем Будды, рожденным в конце времен, о чем он сказал, обращаясь к участникам торжественной встречи по случаю запуска международной программы обмена монахами палийской и санскритской традиций. Встреча состоялась 27 декабря в тайском храме Ват Па в Бодхгае, Индия.


Рецензии