Петро-рецензия

На повесть Петра Кондратьева "Петра..."

http://proza.ru/2022/12/30/1354

(ссылка на случайно выбранный фрагмент, заинтересованный читатель по нему без труда сможет "вытянуть" остальные)

Рецензия не требует названий. Но, если бы требовала, то, наверное, подошли бы "Спираль Петры" или "Петра Питеровна Пэн".

Эта рецензия в первую очередь относится к "поздним Петрам" 2022-го года.
Для меня их главной мыслью стал тезис "лучше всего жить в юности".
Именно поэтому "Петры " цветут в "медовый период" 1989-1991 гг., подсушиваются к середине 90-х и окончательно увядают к 2000-му.
Ненадолго сбегав в 2019-й, это был практически выход в безвоздушное пространство наших дней, Петра незамедлительно вернулась на базу - в 1991-й, в привычную среду. Там где фишки и прибамбасы, характерные для эпохи похорон "совка" и ожидания т.н. достойной жизни ... ну той, что не хуже, чем в "нормальных" демократических странах.
Этот авторский приём - явно не баг, а фича.

Интуитивно понятно авторское отношение. Петра должна быть юной. Суррогаты типа "вечно молода душой" не катят. В логике этого произведения она должна быть юной и душой, и ... остальным.
Именно поэтому возникают ассоциации с Питером Пэном.

Если бы Петру бы писал я...?... То, конечно, бы она была не Петрой, а Паулой.
Я бы постарался по полной оттоптаться на теме "ожидали-получили", "тогда и сейчас" и ...тут почти уверен, никто бы кроме самых надёжных друзей по сайту Proza.ru это не стал бы читать... :)

Здесь и сокрыт секрет Петры. Авторский приём - грустно, грустно, грустно ... а ладно вспомним время до "грустно" - перекликается с концовкой "Баудолино" Умберто Эко. Там герой, пережив полное разочарование, отправляется в путь, вновь искать ... Несмотря на то, что предыдущая жизнь доказала, что объекты поиска не существуют.

Так и в "Петрах". Мы знаем, чем закончилось "время надежд". Но, всё-таки, какими яркими и красивыми были эти надежды!

Строгий и правильный Николай Пащенко даёт вполне резонные советы по систематизации текста. Субъективно я с ним согласен, но ... не уверен, что это позитивно скажется на привлекательности текста.

Здесь могу "оталавердыкать" автору его же совет. Однажды написал "нетленное произведение" - "Обидно-финансовый стих", в котором красного слова ради фигурировали профессиональные термины - фьючерс, опцион и т.п. Пётр, доброжелательно отозвавшись, не преминул дать совет "Мол неплохо бы дать расшифровку для [простого читателя]"

Я не стал этого делать. Зачем? Если кому-то "загорится" узнать, что ж такое опцион, решительно не рекомендую делать это по моему стиху. Там сиё слово несёт исключительно эстетическую нагрузку.

Аналогичная картина и в "Петро-былях". Они живут в моменте. Кто такая "Анчик"? "Та самая или не совсем Татьяна"? "Цыперовичи" - кто они? Ответы на эти и схожие вопросы не особо влияют на то настроение, которое остаётся по прочтении.
В определённой степени они собратья "опциона". Он для обычного читателя символизирует какую-то неясную хрень, о которой  раньше не было ни малейшего представления и дальше без этого вполне можно жить.

С этого места я начинаю напрашиваться на знаменитый "петрокондратьевский совет" - всё хорошо, но надо бы подсократить.
Поскольку совет носит по большей мере теоретический характер, не стану им злоупотреблять и продолжу.

Когда-то мне довелось прочесть роман Василия Аксёнова "Редкие земли". Это было удивительное сочетание чрезвычайно интересного замысла с не менее бездарной реализацией.
Замысел завораживал - автор решил продолжить судьбу героев своей пионерской сказки "Мой дедушка памятник" начала 70-х на нулевые годы и эру олигархического капитализма. Вышло вымучено, занудно и натянуто. Вдобавок к прочим недостаткам - конъюктурно. Вроде бы и писатель вполне достойный. Однако, как показывает опыт, не так легко решать подобные задачи.

Наверное, многим бы было интересным узнать, какой стала Петра в 2022-м. Как она изменилась? Что именно в ней изменилось? Возьму на себя смелость утверждать, что некоторым это было бы даже несколько интереснее, чем истории про выпуск железнодорожно-студенческой газеты или моделирование.
Временами отношения героев выглядят несколько сусальными и подлакированными. Даже у Петра с Февронией было чуть посложнее ... :)
Петра во многих сюжетах выступает как довольно схематичный, искусственный персонаж, которому достаётся исключительно резонирующая реплика. Нечто вроде, мимолётный ангел даёт финальную оценку.

Однако всё в воле автора. Есть желание читать, остаётся вопрос "А что дальше?"


Рецензии
Добрый вечер, Павел!
Странно, мне казалось, что я написала рецензию на эту Вашу рецензию… Значит, нет. Мне очень понравилась Ваша рецензия. Всё правильно написали, охватили все основные аспекты этого главного произведения Петра. Не забыли и покритиковать, по-дружески, но честно. Со всем согласна. Очень серьезная критическая работа по анализу такого фундаментального материала, причём, как я поняла, ещё незаконченного.
С уважением,

Лысенко Светлана   06.08.2023 17:47     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за поддержку!

Так или иначе, Ваш отклик промотивировал перечитать. Главный вывод остался прежним - такие повествования как Петра не заканчиваются. Они могут только прерваться. Чего "петропоклонники" не могут желать по определению.

Стиль повествования Петра Кондратьева - рассказ-калейдоскоп. Нужно поворачивать и получать удовольствие от очередного орнамента. Бессмысленно ставить задачу "докрутить до конца".
Кстати, в таком же стиле решены "Записки слесаря", но там нет места Петре...

Непросто, ой непросто сопрячь наши сегодняшние мысли и настроения с духом начала 90-х.

Павел Конюховский   06.08.2023 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.