Алкогений Ярослав Гашек

Сегодня исполняется 100 лет со дня смерти гения сатиры, отца Швейка.
Прожил он не полных сорок лет, жизнь его была полна самых разных умопомрачительных событий, которых он часто сам искал.
Даже те, кто его не читали, слышали о бравом солдате Швейке. О нём были сняты и фильмы, но, по-моему, не совсем удачные.
Сегодня же можно не выходя из дома в википедии ознакомиться подробно и с его творчеством, и с его биографией.
А те, кому в силу возраста или чего-то другого трудно читать, могут в ютубе послушать и его рассказы, и сами истории бравого солдата.
Конечно, можно помянуть его и кружкой пива. Каждому своё.


Рецензии
Порой случается читать о героических подвигах с той и другой стороны на Украине.

Вот отрывок из бессмертных "Похождений бравого солдата Швейка" Ярослава Гашека, о котором Вы как раз вспомнили.

"Пока фельдфебель ходил искать какого-нибудь офицера,
Швейк прочёл на плакате:

«ОБОЗНИК РЯДОВОЙ ИОСИФ БОНГ»

...Конь обозного возчика Иосифа Бонга, состоявшего при императорском третьем санитарном обозном эскадроне, был убит разрывным снарядом. «Бедный мой Сивка, пришёл тебе конец!» — горько причитал Иосиф Бонг. В этот момент он сам был ранен осколком гранаты. Но, несмотря на это, Иосиф Бонг выпряг павшего коня и оттащил тяжёлую большую повозку в укрытие. Потом он вернулся за упряжью убитого коня. Русские продолжали обстрел. «Стреляйте, стреляйте, проклятые злодеи, я всё равно не оставлю здесь упряжки!» И, ворча, он продолжал снимать с коня упряжь. Наконец он дотащился с упряжью обратно к повозкам. Санитары набросились на него с ругательствами за длительное отсутствие. «Я не хотел бросать упряжи — ведь она почти новая. Жаль, думаю, пригодится», — оправдывался доблестный солдат, отправляясь на перевязочный пункт; только там он заявил о своём ранении.
Немного времени спустя ротмистр украсил его грудь серебряной медалью «За храбрость»!

...Швейк обратился к ополченцам, находившимся в караульном помещении:

— Прекрасный пример доблести! Если так пойдёт дальше, у нас в армии будет только новая упряжь. В Праге, в «Пражской официальной газете» я тоже читал об одной обозной истории, ещё получше этой. Там говорилось о вольноопределяющемся докторе Йозефе Вояне. Он служил в Галиции, в Седьмом егерском полку. Когда дело дошло до штыкового боя, попала ему в голову пуля. Вот понесли его на перевязочный пункт, а он как заорёт, что не даст себя перевязывать из-за какой-то царапины, и полез опять со своим взводом в атаку. В этот момент ему оторвало ступню. Опять хотели его отнести, но он, опираясь на палку, заковылял к линии боя и палкой стал отбиваться от неприятеля. А тут возьми да и прилети новая граната, и оторвало ему руку, аккурат ту, в которой он держал палку! Тогда он перебросил эту палку в другую руку и заорал, что это им даром не пройдёт! Бог знает чем бы всё это кончилось, если б шрапнель не уложила его наповал. Возможно, он тоже получил бы серебряную медаль за доблесть, не отделай его шрапнель. Когда ему снесло голову, она ещё некоторое время катилась и кричала: «Долг спеши, солдат, скорей исполнить свой, даже если смерть витает над тобой!»
"

Михаил Абрамов   07.01.2023 06:51     Заявить о нарушении
Интересно чем Йозеф перебросил палку? Вы заметили ? " оторвало ему руку, аккурат ту, в которой он держал палку! Тогда он перебросил эту палку в другую руку "
Гашек обычно писал в пивнушке, так что можно понять эту неточность. Или такая неточность для Швейка допустима ?

Маргарита Школьниксон-Смишко   07.01.2023 11:15   Заявить о нарушении
Да, неточность, которую Вы подметили, может вызвать у читателя недоверие ко всей истории о докторе Йозефе Вояне))))) Вероятно, он не «перебросил эту палку в другую руку», а подхватил на лету эту палку другой рукой, но произошло это так быстро, что показалось, будто перебросил. В любом случае, Швейк пересказывает то, что прочел в «Пражской официальной газете», так что все претензии к газете.

С другой стороны, газета могла сознательно утверждать, что герой именно перебросил палку, дабы запугать противника сверхчеловеческими возможностями свох воинов. Например, российские летчики были запуганы «Призраком Киева», целый месяц после его смерти (если верить легенде, что он сбил не менее 40 российских истребителей).

Поэтому "Похождения бравого солдата Швейка" с нами до сих пор!

Михаил Абрамов   08.01.2023 03:19   Заявить о нарушении
Да, Швейк неподражаемо хорош, за что низкий поклон его автору. Я ещё подумала в связи с этим эпизодом, что тут можно вспомнить, как барон Мюнхаузен вытащил себя из болота. Его автор тоже был большой фантазёр и любил пивнушки.
За эти милые фантазии их любит весь читающий мир. И изучают. Вот, например, один немец опубликовал в 1999 году сборник текстов Ярослава Гашека под названием "Предшвейк". Книга содержит наброски рассказов про Швейка, а также расказы из сборника "Комендант города Бугульмы". Сборник этот был переведён на немцкий язык изданещё в 1929 году. Но тогда успеха не имел, м.б. потому, что в нём Гашек размышлял о своём опыте временного сочуствия коммунизму с ещё большей сатирической остротой, чем позже в "Швейке". Например, его главный герой видел такое объявление :"Приказываю , чтобы все жители города и уезда, которые не умеют читать и писать, научились этому в течение трёх дней. Кто по истечении этого срока будет признан неграмотным, подлежит расстрелу."
Тут Гашек м.с. переплюнул Зощенко :) Запрета на публикацию он, как Зощенко в своё время не получил, но гонорары были ничтожными. Его Швейка тоже тогда по достоинству не оценили.

Маргарита Школьниксон-Смишко   08.01.2023 12:43   Заявить о нарушении
У меня был 5-томник Гашека, как сейчас помню, в желтом переплете, я его сдал на комиссию перед отъездом. Там были рассказы из его советского периода, не уверен, что без редактирования. Действительно, очень уморительные истории (если так можно сказать об этих ужасных событиях, но рассказанных с юмором).

Кстати, «Комендант города Бугульмы» есть в сети. Там замечательное начало этой истории .
«В начале октября 1918 года Революционный Военный Совет левобережной группы в Симбирске назначил меня комендантом города Бугульмы. Я обратился к председателю Каюрову.
– А вам точно известно, что Бугульма уже взята нашими?
– Точных сведений у нас нет, – ответил он. – Весьма сомневаюсь, что она уже сейчас в наших руках, но надеюсь, что, пока вы туда доберетесь, мы ее займем.
– А будет у меня какое нибудь сопровождение? – спросил я тихим голосом. – И еще одно: как туда попасть? Где она, собственно, находится?
– Сопровождение вы получите. Мы даем вам команду из двенадцати человек. А что касается второго, посмотрите по карте. Думаете, у меня только и забот, что помнить, где лежит какая то там Бугульма?
– Еще один вопрос, товарищ Каюров: где получить деньги на дорогу и на прочие расходы?
В ответ он только всплеснул руками.
– Да вы спятили! Вы же будете проезжать деревнями, там вас накормят и напоят. А на Бугульму наложите контрибуцию…»

В Комментариях к рассказу сказано, что
Каюров Василий Николаевич (1880–1955) – петроградский рабочий, член коммунистической партии с 1900 года. После Февральской революции – член Выборгского комитета РСДРП (б) и Исполкома Выборгского районного Совета, в 1918–1920 гг. заместитель начальника Политотдела Реввоенсовета Восточного фронта.

Ео есть, все это реальные события.

Михаил Абрамов   09.01.2023 02:38   Заявить о нарушении
О, какое богатство попало позже кому-то в руки. А я приехала в Германию налегке. Мама позже смогла всё привезти, но и всего-то тоже было немного (что касается книг). Хорошие книги купила позже уже на месте.
Гашек многое в своих работах списал с натуры. Его характер резонировал с комическими ситуациями.
Господи, так много юбилейных дат ! Вот сегодня, например, исполняется 100 лет со дня рождения Бориса Чичибабина. Вы его знаете ?

Маргарита Школьниксон-Смишко   09.01.2023 12:20   Заявить о нарушении
Не могу похвастаться близким знакомством с творчеством Бориса Чичибабина. Те несколько стихов, которые мне попадались на глаза, в основном в статьях на гражданские темы, меня не впечатляли, ничего запоминающегося.

У меня на странице один из Избранных - Леонид Фризман, филолог из Харькова. У него есть статья о Чичибабине в цикле «Такая судьба. Еврейская тема в рус. лит. Глава 6», сегодня перечитал ее после Вашего коммента и остался при прежнем мнении.

У Бориса Чичибабина несомненно гражданская позиция вызывает самое высокое уважение, но поэт он, на мой вкус, очень средний.

Он родился в 1923 году, его современники – Павел Коган, р.1918 г., Михаил Кульчицкий р. 1919 г., Александр Галич, р. 1919 г., Борис Слуцкий, р.1919 г. , его ровесник Булат Окуджава, р 1924 г., каждый из них, на мой взгляд, на много ярче его, особенно Галич.

Михаил Абрамов   10.01.2023 05:52   Заявить о нарушении
Кстати, там же у Фризмана, есть рядом статья «Такая судьба. Гл. 6. 6. Отъезды», в которой он приводит некоторые стихи советских поэтов на тему эммиграции евреев.

Фризман пишет:
«Но, как никто своеобразно и страстно, не горестно, как другие, а гневно откликнулся на отъезды Евтушенко стихотворением, озаглавленным «Верните евреев».

К властям: «Проявите усилье,
Немедля, как можно скорее,
Верните евреев в Россию,
Верните России евреев!

Зовите, покуда не поздно,
На русском ли иль на иврите.
Верните нам «жидо-масонов»
И всех «сионистов» верните.

Пусть даже они на Гаити
И сделались черными кожей.
«Космополитов» верните,
«Врачей-отравителей» тоже...

Верните ученых, поэтов,
Артистов, кудесников смеха.
И всем объясните при этом ;
Отныне они не помеха.

Напротив, нам больше и не с кем
Россию тащить из болота.
Что им, с головой их еврейской,
На всех у нас хватит работы.

Когда же Россия воспрянет
С их помощью, станет всесильной,
Тогда сможем мы, как и ране,
Спасать от евреев Россию».

Самое замечательное, что автор этого стихотворения НЕ Евтушенко, а Исай Шпицер, пичем он наш коллега по прозе.ру. Кто-то приписал стихотворения Евтушенко, а Фризман, к его стыду, не проверил. Стихотворене не стало хуже, но потеряло пьедестал.

Михаил Абрамов   10.01.2023 06:16   Заявить о нарушении
Исай Шпицер, конечно, написал великолепно, но, правда, стихотворение похоже на стиль Евтушенко. У него же было стихотворение после введения войск в Чехословакию. Только в этом случае можно было бы заметить, что сам Евтушенко последние годы доживал в США.
Я вчера много времени посветила Борису Чичибабину. В ютубе появились "новые" записи. Особенно хорошо была подготовлена передача о нём одной женщиной из Одессы. Похоже, она работник библиотеки. При его жизни они контактировали в основном с помощью писем. Только однажды она предоставила ему, его жене и их другу (?) ночлег в своей однокомнатной хрущёвке. Так вот в одном из интервью Борис сам сказал о себе, что поэтом себя не считает. "Просто я говорил то, что члены союза писателей говорить не смели". Это был очень мужественный человек. Его не сломила ни тюрьма, ни ссылка в лагерь. Кроме политических стихов у него есть чудесные лирические стихотворения. К счастью, во второй половине жизни ему повстречалась чудесная женщина. Вот ей он и посветил много своих лирических стихотворений. А вообще, подозреваю, что русский язык как-то способствует написанию чудесной лирики. На русском языке так много замечательных и авторов, и стихотворений, просто океан.

Маргарита Школьниксон-Смишко   10.01.2023 11:15   Заявить о нарушении
Именно потому, что Борис Чичибабин человек мужественный с гражданской не конформистской позицией, я ожидал, что его стихи будут яркие, хлестские. Но у него, видимо, нет того темперамента, да и просто голос не зычный.

Вот для сравнения два стихотворения, Чичибабина и Бродского на тему распада Союза и раскола между Россией и Украиной.

К моему удивлению, Чичибабин осужал распад Союза, у него даже есть стихотворение 1992 года «Плач по утраченной родине».

Но я здесь приведу строки из его другого стихотворения, 1991 г.

Он пишет:
«...В сердцах не сохранится
братающая высь,
коль русский с украинцем
спасаться разошлись.

Но злом налиты чаши
и смерть уже в крови,
а всё спасенье наше
в согласье и любви.»
А вот, что пишет Бродский:
«...Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.
Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
отвернутыми углами и вековой обидой.

Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба
нам — подавись мы жмыхом и потолком — не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.»

Бродский пишет, как наследник Пушкина:

«Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…»

А Чичибабин пишет, как наследник Надсона:

«Друг мой, брат мой, усталый, страдающий
брат,
Кто б ты ни был, не падай душой.
Пусть неправда и зло полновластно царят
Над омытой слезами землей,
Пусть разбит и поруган святой идеал
И струится невинная кровь, –
Верь: настанет пора – и погибнет Ваал,
И вернется на землю любовь!»

Я это не к тому, что Чичибабин неправ в желании жить в мире, а к тому, что и это желание мира должно быть выражено не ропотом, а во весь голос, которым, к сожалению, его поэтический дар не обладал.

Михаил Абрамов   11.01.2023 06:01   Заявить о нарушении
В тот день, когда на свет появился Борис Чичибабин, умерла Katherine Mansfeld. По этому поводу у нас на радиоканале МДР-Культура вот уже который день по-утрам читают её рассказы. Вы что-нибудь о ней слышали ? Некоторые считают, что она писала в стиле Чехова. Может быть, но поскольку она описывает жизненные ситуации англичан и немцев, её работы для меня - красивая экзотика...
Что же касается стиля письма Бродского, вы посчитали, что его стихотворение было написано, как бы его в наши дни написал Пушкин. Это было связано с темой ?

Маргарита Школьниксон-Смишко   11.01.2023 12:23   Заявить о нарушении
Нет, я не знаком с именем Katherine Mansfeld. Прочел сейчас ее биографию и совершенно понятно, почему она вдруг стала популярна – лесбиянка, да еще в связи с женщиной маори, и всякая богемная жизнь – сейчас это очень модно.

Я уже перестал слушать наше Общественное Радио из-за этих непрерывных рассказов о всевозможных меньшинствах. Уже просто стыдно быть белым мужчиной, живущим всю жизнь с одной женой. Я уже Вам как-то писал об иерархии нынешних идолов, если помните. Чем кривее – тем выше в иерархии.

По поводу параллелей Бродского – Пушкина, Чичибабина – Надсона, я хотел подчеркнуть, что и Пушкин, и Бродский – это клокотанье от гнева, а Надсон и Чичибабин – это ропот робкой надежды. Небо – и земля!

Сравните:

Пушкин – «Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…»

Бродский – «Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.»

Надсон - «Верь: настанет пора – и погибнет Ваал,
И вернется на землю любовь!»

Чичибабин – «а всё спасенье наше
в согласье и любви.»

Еще Маяковский писал о Надсоне, обращаясь к Пушкину:

«После смерти нам стоять почти что рядом:
вы на Пе, а я на эМ.
...
Между нами — вот беда — позатесался Надсон.
Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща!»

То есть, он признавал, что Надсон поэт, но не место ему рядом с Пушкиным, его «куда-нибудь на Ща!».

Чичибабин тоже поэт, но его и передвигать не надо, он и так на Че.)))

Михаил Абрамов   12.01.2023 07:00   Заявить о нарушении
"Я уже Вам как-то писал об иерархии нынешних идолов, если помните. Чем кривее – тем выше в иерархии." Да, я помню об этом. Здесь не так, хотя лесбиянки и т.п. качают свои права. Но в настоящий момент мы от США отстаём. МДР - расшифровывается как радиовещание на центральную Германию. Порой с его помощью я расширяю свой кругозор. В случае с Кэтрин резонанса у меня с её произведениями не получается. Да, написано талантливо, но для меня слушать её, как рассматривать красивую статуэтку, например, мейсеновского фарфора.
Что касается того, кто из поэтов на каком месте стоит, по-моему, это не им решать.

Маргарита Школьниксон-Смишко   12.01.2023 10:38   Заявить о нарушении