Ч. 52 Гибель трёх кораблей

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/12/18/928

Темрюк освободили части 9-й армии совместно с десантом, высаженным на катерах Азовской флотилии восточнее станицы Голубицкая. Тамань освободили части 18-й армии совместно с десантом, высаженным  Черноморским флотом.

А вот почему Черноморский флот не смог блокировать переправу противника с Таманского полуострова в Крым через Керченский пролив, нигде нет внятного объяснения.

Из Керчи в Анапу и обратно за время оборонительных боёв 7-й армии противника немцы провели 190 конвоев. Эти конвои были атакованы  только 30 раз. Результат был весьма скромным - противник потерял артиллерийскую баржу и паром.
 
В своей книге «Черноморская эскадра 1940-1961» И. В. Касатонов приводит слова вице-адмирала Ф. Руге: «Основную угрозу для немецкого малого флота представляла русская авиация.

Самолёты русских упустили превосходную возможность отличиться, когда немцы в начале октября выводили войска с кубанского плацдарма».

Позволив немецко-румынским войскам благополучно переправиться с Таманского полуострова в Керчь, командование Черноморским фотом приняло решение в ночь на 6 октября 1943 года совершить набег на морские сообщения противника у южного побережья Крыма и обстрелять порты Феодосия и Ялта, чтобы уничтожить находившиеся там плавсредства.

С этой целью поздно вечером из Туапсе вышел отряд в составе лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный». Отрядом командовал капитан 2 ранга Григорий Пудович Негода.

Вскоре после выхода отряд обнаружила вражеская воздушная разведка и затем постоянно отслеживала его передвижение, сбрасывая ночью осветительные бомбы.

Почему не было прикрытия кораблей своей авиацией, нигде не объясняется. Лидера, который должен был вести огонь по судам в ялтинском порту, самого обстреляли береговые батареи противника.

Также оба эсминца  подверглись обстрелу и атакам торпедных катеров сначала S 45, S 28 и S 42 и позже S 51 и S 52. Когда рассвело, корабли атаковала авиация противника.

Появившиеся по вызову командира отряда кораблей советские истребители сбили один немецкий самолёт и улетели на свой аэродром.

Немецкие лётчики со сбитого самолёта выпрыгнули на парашютах и приводнились в зоне видимости кораблей. Негода приказал командиру «Способного» их подобрать. На это потратили по разным оценкам минут двадцать.
 
Около 9 часов утра отряд кораблей атаковали десять Ju 87 D. В лидер «Харьков» попали две бомбы в носовую часть. Нос корабля погрузился в воду по надпись с названием корабля на борту.

У «Способного» от взорвавшихся рядом бомб разошлись швы обшивки. Эсминец принял в дифферентный отсек около ста тонн воды.
 
Два попадания бомбами получил «Беспощадный». Эсминец потерял ход. «Способный» пытался поочерёдно буксировать лидер и эсминец.

Около часа дня на корабли совершили налёт тридцать шесть самолётов противника. В «Беспощадный» попала ещё одна бомба  в районе пятого кубрика, и через сорок секунд корабль пошёл на дно.

НА «Способном» от близких разрывов бомб в котельном отделении начался пожар. На лидере «Харьков» оставшиеся в живых матросы и офицеры БЧ-5 смогли ввести в строй 3-е котельное отделение, подняли пар, используя морскую воду.

Когда начался третий массированный налёт, никто уже самолёты не считал. В 15 часов 30 минут лидер «Харьков» окончательно добили, и он затонул. «Способный» подошёл к месту гибели лидера и начал подбирать людей. Это заняло около двух часов.
Когда я читал об этом, у меня вызвало недоумение, почему не подошли сначала к месту гибели «Беспощадного», люди с которого находились в холодной воде уже два с половиной часа.

Из экипажа «Харькова» спасли около двухсот человек. Потом стали спасать людей с «Беспощадного».

В воде из всего экипажа ещё плавали двадцать четыре человека, которых подняли на борт. Среди спасённых оказался и командир отряда капитан 2 ранга Негода, командир «Беспощадного» капитан 2 ранга В. А. Пархоменко и командир «Харькова» капитан 2 ранга П. И. Шевченко.

В небе вновь появилась вражеская авиация. «Способный» получил четыре попадания бомбами и через пятнадцать минут ушёл носом на дно.

Двух, ранее подобранных из воды немецких лётчиков, во время последнего налёта расстреляли, поскольку было ясно, что корабль погибнет.

Продолжение http://proza.ru/2023/01/05/591


Рецензии
Читал советских историков по этому поводу. Они многое замалчивают

Юрий Баранов   05.01.2023 07:09     Заявить о нарушении
Об этом трагическом походе впервые написал подробно В. Шигин. Остальные писали о нём мельком. Спасибо за отклик.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.01.2023 11:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.