Преддипломная практика глава 3

На следующий день мы пришли в район промысла. К борту теплохода стали подходить мотоботы и забирать девушек, не поворачивается язык назвать их вербованными, для работы на плавбазах. Вскоре и нам поступила команда готовиться для пересадки на плавбазу «Павел Чеботнягин».

За 1961–1968 годы во Владивосток прибыло 13 плавучих краборыбоконсервных заводов (плавбаз): "Павел Чеботнягин”, "Александр Обухов”, «Василий Блюхер» и другие.
          Все плавбазы были одного 398 проекта, типа "Андрей Захаров"
          П/б "Павел Чеботнягин" получила свое имя в честь ЧЕБОТНЯГИНА Павла Ивановича (09.03.1885–1956) - крупного организатора крабоконсервного производства на Дальнем Востоке.

 П.И. Чеботнягин в 1906 году окончил Владивостокские мореходные классы. Плавал на гидрографическом судне “Охотск” под командованием знаменитого гидрографа Б.В. Давыдова. С участием Чеботнягина составлены многие карты Дальневосточных морей и побережий.

 В 1924 году участвовал в экспедиции парохода “Красный Октябрь” на остров Врангеля, которая водрузила советский флаг и составила первое научное описание острова. В 1929 — 1-й помощник капитана, капитан на “Первом краболове”. В 1930 году принял в Японии переоборудованный “Пятый краболов”, на котором проработал одиннадцать лет.

С 1941 по 1949 гг. — главный капитан Кработреста. Награжден орденом Ленина.
Плавбаза бала построена в 1962 году на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Она, как и другие, была мощной и универсальной плавбазой, способной вырабатывать непосредственно в море продукцию из различных видов морепродуктов, прежде всего из крабов, сайры и сельди.

 Учитывая, что преимущественно использовался ручной труд, на базе было шестьсот койкомест, при этом работали триста шестьдесят женщин и двести сорок мужчин. Для сравнения на китобойных базах численность экипажа составляла четыреста человек, из них сорок женщин. Киты не сайра, для их разделки требовалась мужская сила.

Меня и Васю поселили в четырехместной каюте, где уже жил Валерий, наш однокурсник, прибывший на несколько дней раньше нас. Девушек поселили в шестиместной каюте. С учетом этого в гости чаще они ходили к нам, зачастую оставались на ночь.

Нас назначили матросами обработчиками в цех обработки. Рабочий день длился с восьми часов до двадцати, то есть по двенадцать часов. Работали на линии «Сайра, бланшированная в масле». Разделка сайры осуществлялась на разделочных машинах, а вот укладка осуществлялась вручную.

 Было интересно наблюдать, как девушки виртуозно и быстро укладывали кусочки рыбы в банки. А скорость им нужна была, зарплата начислялась от количества расфасованных баночек. Наши девушки тоже приступили к работе на этих линиях, на первых порах им было непросто научиться быстро и красиво наполнять баночки рыбой.

Мне приходилось работать на различных участках. Чаще всего мне приходилось обслуживать посолочный агрегат для посла разделанной сайры перед расфасовкой, а также стоять на конвейере перед закаточной машиной и отслеживать, чтобы все баночки были полностью наполнены рыбой, растительным маслом, перцем и лавровым листом. Самая неприятная работа состояла в том, что за минуту, мелькая друг за другом, проходили шестьдесят баночек. Ночью, отстояв смену, видишь во сне эти мелькающие баночки.

Но главная задача для нас курсантов состояла в практическом изучении технологии консервного производства и сборе материалов для подготовки дипломного проекта: это стандарты, технологические условия, чертежи машин и аппаратов и схемы их расстановки.

Я старательно занялся этим вопросом, забрасывая вопросами мастеров, механиков и заведующего производством плавбазы, просил у них чертежи, схемы. И затем отбирал нужное мне, переписывал, копировал чертежи, то есть готовил материалы для дальнейшей работы при подготовки дипломного проекта. Вася тоже старался, мы с ним шли на получение диплома с отличием. Остальные однокурсники относились к подготовке явно с прохладцей. Попав в коллектив, в котором женщин было значительно больше, чем мужчин, они купались во внимании женского пола.

Как-то в разговоре с технологом цеха по вопросу ручной укладки сайры в баночки, она сообщила, что год назад на преддипломной практике был студент из Дальрывтуза (г. Владивосток), который готовил специалистов с высшим образованием для рыбной промышленности. Студент сообщил, что в Калининграде в научно-производственном объединении «Рыбтехцентр» завершается изготовление опытного экземпляра набивочной машины для автоматизированной укладки сайры в баночки.

Порывшись в своих записях, она нашла фамилию этого студента. Я твердо решил разыскать этого парня по возвращению в училище с надеждой получить более исчерпывающую информацию по набивочной машине с тем, чтобы построить дипломный проект с учетом этой машины.

                Продолжение следует:  http://proza.ru/2023/01/05/1166               


Рецензии
Интересно! Всё для меня ново. Вот, только про конвейер мне знаком процесс. Сама стояла на подобном, но консервировали тушёнку. И тоже в студенческие годы. Особенно тяжело было выстоять в ночную смену.

Спасибо, Владимир! Когда буду рыбу готовить или консервы открывать, буду о Вас вспоминать. :о)))

С улыбкой, как всегда(почти) и с теплом.

Татьяна Постолаки   27.01.2024 22:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!
Будет приятно, что будете меня вспоминать при подготовке рыбного блюда.

С благодарностью.

Владимир Чугай   28.01.2024 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.