Отчет благодарности

Это статья из проекта 4. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


В статье «Финал?» (сборник 4) – опубликована в разделе Публицистика, поэтому и эта статья тоже - я был обеспокоен тем, что руководитель международного медитационного проекта лама Алан Уоллес в январе решил уйти в индивидуальный медитативный ретрит неопределенной продолжительности без связи с внешним миром, что он уже не делал последние 10 лет. Меня беспокоило то, что отключение мощного харизматичного лидера от мирской жизни вряд ли скажется положительно на его проекте…


Наступил январь и его Центр созерцательных исследований в Крестоуне (штат Колорадо, США, centerforcontemplativeresearch.org) анонсировал «Отчет благодарности» (Gratitude Report). Проект финансируется на частные пожертвования и отчет о том, куда их дели, а также о перспективах. Меня интересуют три вопроса: 1) сколько у Уоллеса йогов, которые за свои деньги медитируют целыми днями, постигая свой ум и исцеляя мир (Fathom the mind. Heal the world – девиз всего его проекта); 2) когда будут опубликованы результаты соответствующих научных исследований и 3) какими финансовыми ресурсами оперирует Центр.


Йогов в Крестоуне 13, такая малая численность может объясняться пропускной способностью Центра, т.к. у каждого из них должна быть отдельная одноместная «келья», коттедж. В отчете мимоходом упоминается длинный лист ожидания, очередь таких йогов.


Пилотный научный проект рассчитан на 45 месяцев, его первая часть завершилась, статью подадут в печать в 2023 г. Стало быть, где-то к или в 2024 г. она выйдет. Кстати, в 2024 г. заканчивается и договор российских ученых и девяти монастырей тибетского буддизма по исследованию тукдама (проект 3). Так что через год могут появиться интересные новости сразу по двум проектам.


Новизна этих исследований йогов Уоллеса состоит в том, что в них учитываются описания от первого, второго и третьего лица: сами йоги ведут журналы, в которых записывают свой опыт (описание от первого лица), с ними беседуют учитель и ученые (описание от второго лица) и с них снимают ЭЭГ (описание от третьего лица). Дело в том, что описание от первого лица – это по сути огромная часть религиозного опыта, который в сухом остатке можно сформулировать, как «я это пережил». Когда мы приходим к врачу, то на что-то жалуемся (описание от первого лица), но диагноз ставится и лечение назначается после анализов и обследования – описания от третьего лица. В современной науке доминирует описание ее объектов исследования от третьего лица. Мы вас сейчас всех померим и все про вас узнаем.


Титаническая проблема синтеза науки и религий технически похоже на то, сводится к согласованию описаний опыта от первого и третьего лица.  Все же начинается с опыта. А. Уоллес позиционирует себя радикальным эмпириком и поэтому много писал о проблеме синтеза описаний от первого и третьего лица. В двух словах его подход предельно прост: описание от первого лица начинает играть ведущую роль там, где приборы уже ничего не показывают.


Например, врачи констатировали клиническую смерть, а пациент все никак не умрет и что-то там сильно переживает. Исследованиями околосмертного опыта в последние лет 10-15 на международном уровне занимается С. Парниа с коллегами, о чем я писал в статье «Религиозная эмпирия и наука». Или такой еще случай мне очень нравится (в той же статье): испытуемый Х читает сквозь не прозрачную маску, а на его ЭЭГ ничего не обычного не видно...


Помимо этого тройственного описания опыта йогов Уоллеса это самое продолжительное исследование таких целый день медитирующих практиков. А. Уоллес анонсировал исследования воспоминаний прошлых жизней в этом проекте, но не ясно, относится ли это именно к идущему пилотному. Его длительность, на мой взгляд, теоретически позволяет поставить такой эксперимент, если йоги Уоллеса умеют достаточно глубокого погружаться в себя. Методика воспоминаний прошлых жизней буддийского ученого V в. Буддхагосы, которую планировал применить Уоллес, состоит в том, чтобы, находясь в глубокой медиации, последовательно вспоминать, что было на обед вчера, неделю назад, месяц,…, год назад, 100 лет назад и т.д. Человек с обычной памятью в обычном состоянии сознания не может помнить, что он ел на обед достаточно давно. Но если в глубокой медитации он это вспоминает, то точность таких воспоминаний из его реальной жизни позволяет думать, что и за ее пределами он реально что-то вспоминает.


Судя по направлениям деятельности центра, он очень и очень про-социален (воспоминания прошлых жизней – это сиюминутно не просоциально, а фундаментально), свои программы они разрабатывают для школ, университетов, бизнеса.


Теперь деньги. Я уже писал о том, что в 2020 г. ученики ламы Алана за месяц до его 70-тилетия «бросили клич» по рассылке, предложив собрать $100К, чтобы они смогли подать заявку на грант и им дадут еще $100K. Собрали около $250К, деньги шли по их словам из 20 стран, как минимум. В 2022 г. собрали $630K, траты на работу Центра в Крестоуне составили около $450К. Больше всего, конечно, капзатраты (40%), Management&General 19%, поддержка йогов 8%, наука 6%. В 2023 г. ожидаются расходы около $1.7М, капзатраты 41%, Management&General 20%, наука 7%, йоги 2%.


Аналогичные центры есть в Италии, где была куплена земля (5 га) и вилла на ней. В Новой Зеландии, где два щедрых донора подарили под центр 200 га, на которых проводятся мелиоративные работы и планируется строительство сооружений.


После ознакомления с Отчетом благодарности стало ясно, что Уоллес «раскрутил» организационную «машину», которая ближайшие год-два вполне может работать и без него.


Статья из сборника 4.


Рецензии