О соотношении текста и музыки в вокальных произвед
Музыковед Вера Галацкая подчеркивает, что «еще в творчестве Шуберта партия фортепиано сделалась чрезвычайно важным компонентом художественного целого. В романсах Шумана роль фортепиано возрастает до значения, равного голосу, а в некоторых случаях акцент перемещается в фортепианную партию, и средствами инструментального звучания Шуман передает то, что слово выразить не может». Это тонко почувствовал и выразил в фортепианной транскрипции песни «Я не сержусь» пианист и концертмейстер Алексей Герасимов: https://www.youtube.com/watch?v=_RJXmhMeGO8
Известны также фортепианные транскрипции песен Шумана и Шуберта Ференца Листа.
Попробуем дать ответ на вопрос: какая сила побуждает композитора обратиться к поэтическому тексту на примере творчества Шумана. Музыковед Григорий Ганзбург в статье «Петербургские песни Роберта Шумана» (http://proza.ru/2004/03/08-10) пишет, что «Шуман сделал этими песнями нечто совсем иное, чем авторы статей и книг о поэтессе, то, что может сделать лишь музыкант, — он первый поделился переживанием поэзии Кульман» (речь в данной статье идет о цикле песен, написанных Шуманом на стихи рано умершей поэтессы Элизабет Кульман). То есть композитор обращается к поэзии в желании выразить музыкальными средствами свое отношение к стихотворным строкам. Музыковед Ольга Лосева пишет, что «популярным этот цикл не был и не будет, но тем не менее цель, которую ставил перед собой композитор, создавая его, — познакомить с Кульман музыкальный мир — была достигнута в той мере, в какой это вообще возможно».
Также можно отметить взаимное влияние музыки и текста в вокальных произведениях. Возникает своего рода синергизм, когда музыка и слово по отдельности звучат по другому, часто более бледно. Об этом пишет Клеменси Бертон-Хилл в своей книге «Год волщебства» (Москва: Эксмо, 2019). В статье на 12 декабря, говоря о музыке Элизабет Постон и ее рождественской песне «Иисус Христос – Яблоня», написанной на слова рождественской песни XVIII века неизвестного автора, она отмечает: «Музыка Постон вливает в них новое свежее звучание». Об этом же пишет Дмитрий Благой в книге «Мир как красота», характеризуя творчество Фета: «Звук - крылья слова. Так можно сформулировать наиболее специфическое положение фетовской поэтики».
Свидетельство о публикации №223010501756