По морям Ч3 гл 9 Судотопители

По морям Ч 3 гл. 9 Судотопители.

Ещё при поступлении в мореходку я озадачился: «Почему названия факультетов соответствуют профессии у всех: судомеханический готовит судовых механиков, электромеханический- электромехаников и т.д., а судоводительский- штурманов.» Спустя годы я понял, что вести судно, управлять им нужно учиться самому. А где? Помог случай. Работая на НИС «Стерегущий» 2 пом., получил диплом штурмана дальнего плавания, дающий право на должность старпома. Судно должно было идти на ремонт. Меня ставят старпомом. Капитан берёт отпуск, я- и.о. капитана. Не пятнадцати лет как у Жюля Верна, но самый молодой в Мурманске. Хорошо! Поступает команда перейти от причалов АМНГР на западную сторону залива к 5 причалу Судоремонтного завода. Нехорошо! Управлять судном я не умею. Заказал лоцмана и буксир на Службе движение. Слышу с буксира говорят: «Лоцман-то им зачем? Сам переставлю.» Подошли к нам, подали 3 швартова и через 30 минут мы уже стояли на заводе. Был и второй случай. Получили буровое судно-катамаран. Два корпуса соединяет площадка с буровой вышкой, два винта. Идём на Морской вокзал за продуктами. Капитан из рыбаков, старпом из портофлота. На подходе заклинивает руль и тащит нас течение на пассажирское судно. Старпом, работая только винтами вперёд-назад, смог ошвартовать судно к причалу. Ясно, что школы лучшей портофлота не найти! Были две загвоздки. В Мурманске на портофлоте была введена совмещёнка: штурман-механик, матрос-моторист. Этот вопрос я решил, закончив заочно мореходку и получив рабочий диплом механика 3-го разряда. Портофлот был только в торговом и рыбном порту, увольняться не хотел из АМНГР. Этот вопрос решился сам собой. Начальник нашего флота Усов прежде возглавлял портовый флот и именно он стал внедрять совмещение профессий в свете решений Партии и Правительства. В АМНГР он решил сформировать свой малый флот. Начали поступать новые суда: самый распространённый 2-х винтовой буксир «Силач», буксир « Буран» однотипный с « Меженцем», о котором я писал в рассказе « Наказали невиновных, наградили непричастных», два морских катера пассажирских, сборщик льяльных и фекальных вод « Светлый», водолазный катер, плавучий кран СПК. Не знаю мыслей руководства, но меня посылали на каждое новое судно. Возможно хотели иметь универсала, готового при необходимости заменить любого специалиста на всех судах. Я благодарен Усову за эту практику. Ведь на всех судах были разные движители ( винты и рули).  Особенно интересно было на «Надежде». Это было первое в стране судно без руля. Были два винта ВРК  вращающиеся на 360 градусов. Когда мы развозили экипажи на вахту, капитаны судов, как правило, поднимались на наш мостик и удивлялись: «Как вы, вообще управляете? Не понятно!» Периодически направляли меня и на ТБС «Нефтегаз».
Термин “судотопители “ появился в мореходке от преподавателя, знавшего реалии подготовки судоводителей. Имя этого преподавателя кануло в Лету, но не термин.
Хотя, это звание можно считать и комплиментом, ведь цвет профессиональных судотопителей самый высокооплачиваемый. Всё в этом мире стареет, суда тоже. Можно отправить их на свалку, но это требует расходов. Можно отправить в рейс последний, прежде застраховав на кругленькую сумму. В страховых компаниях сидят не лохи. Если они смогут доказать, что судно утопили преднамеренно- то не только страховки не будет, но судовладелец и в тюрьму сесть может. Тут нужен опытный « топитель», чтобы и комар нос не подточил. Ну и вознаграждение капитану очень достойное. Невольно вспоминаются слова царя водяного из сказки “ Варвара краса “: «Ну и жульё!!!” А помните фильм “ Пираты 20 века “? Когда появились первые слухи, воспринималось это как дикость. Ведь с пиратством покончили ещё в 18 веке! Сопротивление оказывали только наши моряки. Почему? Потому что всем остальным это было выгодно. Бизнес! Пираты получали выкуп, которым делились с портовыми властями. А те сливали информацию: какое судно выгоднее, какой груз, маршрут. Государству Сомали тоже выгодно вливание денег в экономику. Пираты из голытьбы стали богачами. Страховым фирмам выгодно. Приходилось выплачивать компенсацию пострадавшим, но их единицы. Взносы страховые увеличили для всех судов, проходящих через Аденский пролив, а их тысячи! Чтобы не выплачивать страховку за убитых, а она очень большая, морякам  запретили оказывать сопротивление пиратам. Поучаствовать в этом выгодном деле возжелали частные военные компании. Стали подсаживать на суда своих бойцов. Такой вот бизнес! Каковы же итоги: пираты зарабатывают в год примерно 150 млн.
Убытки судовладельцев- примерно 2.5 миллиарда.  Слова “бизнес “ и “бандитизм ‘ стали синонимами.


Рецензии
Очень интересно Вы все описываете, Александр. Язык нравится. Ну, и открываю для себя новое. Спасибо.
С уважением,

Нина Пручкина 2   06.01.2023 21:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина. Хочу спросить будет ли Вам интересно узнать как работают буксиры, что такое клюз, кнехт, получить, так сказать, первичную информацию о морском деле? Помню интересное звание из мореходки " Замкомпоморде" ( заместитель командира по морскому делу). Вспоминаю одну девушку, которая начала прыгать, хлопать в ладоши и плакать, когда я завёл группу туристов на борт ППР" Павлово". Ей было интересно абсолютно всё, но время экскурсии было ограничено.

Александр Дубовский 2   06.01.2023 22:45   Заявить о нарушении