Общие анестетики против ясного света смерти

Это заметка из проекта 3. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Первым тибетским буддистом в реале был для меня Геше Джампа Тинлей, который в то время был представителем Его Святейшества Далай Ламы XIV в России и недалеко от станции метро «Кропоткинская» (Москва, Россия) читал лекции по философии тибетского буддизма. От него я впервые услышал о монахах, расходящихся после коллективной медитации по своим кельями, проходя сквозь стены. Жаль, что не догадался тогда спросить, почему они не проваливаются при этом сквозь пол. Наверное, потому что у них совершенно обыденно-железобетонное намерение прийти в келью.


Когда я узнал, что Геше Дампа Тинлей с язвой желудка лег в московскую больницу, то разочаровался в тибетском буддизме на веки (шутка-юмора). Он должен был прочитать соответствующую мантру, понюхать или выпить что-нибудь буддийско-тибетское и мгновенно исцелиться. Этот факт из биографии экс-представителя ЕСДЛ в России наводит меня на мысль, что тибетский буддизм в таких отношениях с современной медициной не только в этом.


Я уже писал о том, что поскольку считаю ветхозаветного Яхве не Творцом всего сущего, а «всего лишь» «представителем высокоразвитой цивилизации» (термин А.Ю. Склярова), то предполагаю, что его сознание можно хотя бы временно отключить по аналогии с человеческим, что, конечно, не может быть для Творца всего сущего (его Шхины).  Конкретно, общим анестетиком (закись азота, "веселящий газ") – подробности в cтатье «Чудеса маслоосаждений: почему растительные масла»? (сборник 1) Пророк Моисей, который вывел древних евреев из Египта под руководством Яхве, старше Будды Шакьямуни, т.е. иудаизм старше буддизма, лет на 800. Из этого, конечно, не следует, что авраамические религии и буддизм – происки одной и той же «высокоразвитой цивилизации», но почему бы и нет, если не одной, то хотя бы родственных?.. (Буддологи усматривают загадочный архетип, проявления которого породили дзогчен и христианство - см. статью "Сфера влияния", проект 4)


В буддизме в целом и в тибетском буддизме в частности нет Творца всего сущего, да еще и как личности, но, как отметили еще в прошлом тысячелетии буддологи, например, Е. Торчинов в «Введении в буддологию» (курс лекций, anthropology.ru), Махаяна с ее природой будды тяготеет к теизму. Впервые я узнал об этом, когда в книге ЕСДЛ «Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики» буквально в одном предложении был высказан тезис, что все сущее – это игра ясного света смерти. Получается, что по крайней мере функционально ясный свет смерти похож на бога теизма. Это меня очень порадовало в свое время, особенно связь этого света со смертью, т.к. и Яхве был смертельно опасен, когда лично пребывал среди древних евреев, в святая святых скинии, их походного храма, с которым они скитались по пустыне в течение 40 лет.


Согласно тибетскому буддизму, ясный свет смерти в принципе доступен каждому человеку в момент смерти и цель адептов тибетского буддизма состоит в том, чтобы благодаря прижизненной практике медитации распознать этот момент, т.к. считается, что соединение с ясным светом смерти освобождает от сансары. С другой стороны, ясный свет смерти – это не что-то внешнее по отношению к уму практика, но, насколько я понимаю, и  наитончайший уровень его ума, который присутствует в каждом акте сознания, как кунжутное масло в семени кунжута, если использовать традиционную метафору.


С точки зрения тибетского буддизма, пребывание в ясном свете смерти приводит к тукдаму (так называемая посмертная медитация, в которой не происходит разложения тела адепта), иногда после 18 дней тукдама - к реализации радужного тела. В настоящее время продолжаются исследования тукдама российскими учеными и группой ученых из США под руководством Р. Дэвидсона, о чем я писал в статьях из сборника 3. В статье «К физике тукдама» я уже высказывал мысль о том, что общими анестетиками можно попробовать «отключить» тукдам. Здесь я хочу еще чуть-чуть развить эту мысль.


Моя идея состоит не в том, чтобы предложить испортить монаху последний подвиг его жизни. Вовсе нет. Моя идея аналогична хотя бы временному отключению сознания Яхве, но в случае тукдама ясный свет смерти – это и есть состояние самого адепта, поэтому, как любопытствующий дилетант, я не понимаю, как отличить «одно» от «другого». Может быть можно зайти с другой стороны?


Медики считают, что влияние общих анестетиков на мозг и организм человека полностью обратимо, если не переборщить с дозой, конечно. Ввели вам на операционном столе внутривенно дозу перед операцией или дали подышать смесью, вы быстро отключились и пришли в себя уже вне операционной с ясной головой и никаких воспоминаний о том, что было во время операции. Имея, как академик РАН С.В. Медведев, заключивший договор об исследованиях тукдама с девятью монастырями тибетского буддизма, прямой доступ как к настоятелям этих монастырей, так и к ЕСДЛ, не очень трудно узнать, есть ли среди монахов, практикующих медитацию на ясный свет смерти, пережившие хирургическое вмешательство под общим наркозом.

А также как они относятся к общим анестикам с точки зрения конечных целей практики.


Насколько я помню, согласно Винае, дисциплинарному кодексу буддизма, вступающий на монашеский путь не должен быть больным человеком. Но как мы видели выше, адепт тибетского буддизма может заболеть. Соответственно, есть вероятность, что среди тысяч монахов тибетского буддизма есть и перенесшие хирургическое вмешательство под общим наркозом.


Как у них с медитацией на ясный свет до и после такой операции? Особенно если в результате нее была нарушена целость тела, не сводящаяся, конечно, к шрамам от разрезов…


Статья из сборника 3.


Рецензии