Что тут ни говори

ЛИТРАЗ о БУРЕ. – Не понял сходу ничего! – Литературный разговор о «Буре», - пьесе Шекспира.
- Когда ты выберешься из Шекспировской колеи? Мало тебе бушующей империалистической БУРИ?!
- После этого разговора,  в неё ни ногой! Обещаю.
- Если так, то начинай, - поддержу разговор, если это тебе будет необходимо.
- Начну с ЗАКЛЮЧЕНИЯ  книги  «Творчество Шекспира».
Когда Шекспир умер, некий Бен Джонсон написал: «Он принадлежит не только своему веку, но всем временам». Друг Шекспира предсказал ему вечную славу: «Ты сам себе памятник без надгробия и будешь жить, пока будет жить твоя книга и пока у нас хватит ума читать её и хвалить тебя!»     Так и случилось.
- Извини, - не так. Где ты нашел эту книгу? На свалке «перестройка СССР». Неоспоримый факт!
- Не направляй меня в другую колею. Слушай, что говорю о пьесе «БУРЯ».
После кораблекрушения люди попали на необитаемый  остров. И были вынуждены там жить. Конечно, они начали  жить,  так же, как ЖИЛИ ДУХОВНО и МАТЕРИАЛЬНО дома, - на БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕ.
-  В соответствии с законом пятипалой руки рынка?
- Если говорить кратко, то,  ДА. Среди них оказался Человек по имени  ПРОСПЕРО,  который начал игру с этими людьми. При этом он действовал МАГИЕЙ.
Этот волшебник шутит над ними, в общем, довольно безобидно, чтобы воспрепятствовать всем их дурным поступкам.
Главное: воля, стремления, характер каждого действующего лица, включая и фантастические персонажи, приходят в столкновение с волей ПРОСПЕРО. Он оказывается нравственным судьёй каждого, направляя и исправляя присущие любому из них стремления.
Шекспир часто показывал в своих драмах конфликты, возникающие из-за людей, движимых дурными страстями. Всегда оказывалось,   что зло сильнее добра.   «БУРЯ» - первая и единственная у Шекспира пьеса, в которой не зло, а добро является решающей активной силой.
ПРОСПЕРО понял, что для  такого ДЕЛА недостаточно одних благих пожеланий. Проповеди воздействуют  на немногих. Добро должно обрести силу, при помощи которой можно преодолеть зло и заставить людей жить по-иному  - в дружбе и согласии.
Есть в пьесе два героя – Ариэль и Кулибан,  эти  образы развивают тему таинственных сил, являющихся  источниками  как зла, так и добра. Ариэль   воплощает в себе духовное начала жизни,  вообще, Колибан – образ, выражающий грубые физические стороны человеческой природы.
В пьесе есть эпизод, когда один из спасшихся при кораблекрушении успокаивает обескураженных такой «перестройкой» в их жизни людей:
«Устроил бы я в этом государстве
Иначе всё, чем принято у нас.
Я  отменил бы всякую торговлю,
Чиновников, судей я упразднил бы,
Науками никто б не занимался,
Я б уничтожил бедность  и богатство,
Здесь не было бы ни рабов, ни слуг,
Ни виноградарей, ни землепашцев,
Ни прав наследственных, ни договоров,
Ни огораживания  земель.
Никто бы не трудился: ни мужчины,
Ни женщины. Не ведали бы люди
Металлов, хлеба, масла и вина,
Но были б чисты. Никто над ними
Не властвовал бы.
Всё нужное давала бы природа –
К чему трудиться? Не было бы здесь
Измен, убийств, ножей, мечей и копий,
И вообще орудий никаких.
Сама природа щедро бы кормила
Бесхитростный, невинный мой народ.
Далее: остров ПРОСПЕРО  - это светлый, новый мир, который он стремится создать в противовес миру зла и насилия. Нужно вырваться из существующих в обществе установлений и начать строить жизнь согласно требованиям истины, разума и справедливости.   Именно  это делает ПРОСПЕРО на своём  острове.
 Всё то, о чём мечтали гуманисты, создавая образ идеального человека и общества, воплощено в образе этого героя Шекспира.
- Понял, куда ты направляешь разговор! К РФ – СРДС. Я правильно понял?
- Правильно. Другого лучшего нет пути. Что тут ни говори.     В. Лоб.
 


Рецензии