Ницше как читатель. Продолжение

                Продолжение.
   
                Начало: О бездне Ф.Ницше и Н.В.Гоголе
                http://proza.ru/2023/01/05/1052. Читал ли Ницше
                Гоголя?
               
                Ницше как читатель

     Касаясь вопроса о влиянии того или иного автора на творчество Ницше, надо обязательно иметь в виду особенности великого немецкого философа как читателя. Творческая гениальность всегда сопряжена с гениальной восприимчивостью. И Ницше, конечно, был не обычным читателем, а читателем гениальным.
     Как и в чём именно проявлялась его читательская гениальность, - это очень верно подмечено у Карла Ясперса. Ясперс пишет, что даже при чтении естественнонаучных трудов, поверхностном чтении, поскольку Нишце был стопроцентным гуманитарием, он моментально схватывал существенное. К тому же при чтении  он улавливал саму субстанцию мысли автора, т.е. видел и чувствовал, что тот делает, когда мыслит и пишет. И что, наверное, самое главное -  ему ещё была свойственна «само собой разумеющаяся, непосредственная и в полном смысле слова преобразовательная  восприимчивость, без которой невозможно творчество». «Нередко то или иное слово либо идея переходят из прочитанного к Ницше, не столько влияя на смысл его философствования, сколько давая материал для преемственности выражения».
     Тексты самого Ницше полны цитатами и отсылками. Как правило, скрытыми. Его мысль находится в постоянном диалоге – споре со всей предшествующей европейской культурой, с огромным массивом текстов, идей и т.п.  Потому-то так и трудны работы Ницше для понимания, что читатель должен хоть как-то соответствовать широте его культурного кругозора.
     Ницше не просто нашпигован всей предшествующей культурой - в нём эта культура преображена, претворена в его собственную оригинальную мысль, которая потому и стала выражением сути эпохи, в которую жил философ. Более того, Ницше сам стал эпохой («почему я рок»), одновременно и предсказав и предопределив пути дальнейшего развития человечества. И здесь нет никакого преувеличения.   
      Естественно, Ницше прекрасно ориентировался в художественной литературе своего времени, всегда старался быть в курсе всех литературных новинок и публикаций. Для собственно философских размышлений художественная литература давала ему пищи не меньше, а иногда, может, даже  и больше, чем учёная философия. Как в случае с тем же Достоевским. Всё-таки Ницше был по специальности филологом (хотя его специальностью была классическая филология), и систематического философского образования (философской школы) он не имел. Как говорилось выше, Ницше компенсировал недостаток основательного чтения (штудирование «от корки до корки») - что, ко всему прочему, ещё было связано и с проблемами со зрением, которые он испытывал всю жизнь, - своей способностью «с лёту» ухватывать суть взглядов того или иного автора. Порою достаточно было, чтобы книга побывала в его руках, привлекла его внимание. Однако когда речь идёт о художественной литературе, то тут подержать книгу автора, который привлёк внимание, будет явно недостаточно. Поэтому если писатель был интересен Ницше, он не мог не прочитать его книгу со свойственным ему вниманием.
    А дальше уже вступала в силу его гениальная «преобразовательная восприимчивость». Прочитанное включалось в структуру мышления Ницше и ею претворялось в то, что уже становилось его собственным достоянием. Достоевский
становится выразителем «морали рабов» и тем самым «соучаствует» в создании собственно ницшевской философской концепции происхождения морали. Тургенев наводит на мысль о нигилистической сущности европейской истории и культуры. Во всяком случае есть версия (и довольно убедительная), что  термин «нигилизм», Ницше, аттестовавший себя последовательным нигилистом, а свою философию – соответственно последовательным нигилизмом, позаимствовал из тургеневских «Отцов и детей».
     Не уверена, что Ясперс прав, когда говорит, что роль что авторов, повлиявших на Ницше ограничивалась поставкой "материала для преемственности выражения". Безусловно, смысловой импульс исходил от гения Ницше, но другие авторы влияли в смысловом отношении хотя бы тем, что помогали философу лучше осознать этот импульс.


      Продолжение следует.

1. Ясперс Карл. Ницше. Введение в понимание его философствования. Спб., 2004, с.95


Рецензии