Сократ 4. Ответов нет. Вопросы есть

Сократ выступает как абсолютный рационалист. Например, быть добродетельным у него означает знать  добродетель, а это в свою очередь, означает быть способным дать определение добродетели. Но при этом сам Сократ не знает этого определения и отличается от всех прочих тем, что он знает, что ничего не знает. В этом и есть мудрость, считает он.

Поэтому можно сказать, что Сократ также отрицает возможность рационального познания. Иррациональность Сократа подтверждается тем, что у него есть бессловесный  демон, который останавливает его, когда Сократ собирается поступить неправильно. Но это не мешает Сократу вступать в споры с людьми и имитировать интеллектуальные дискуссии, где он как бы доказывает что-то своим собеседникам (пользуясь их простотой и доверчивостью).

Можно сделать вывод, что Сократ выступает как рационалист, когда дело касается других. Он от других требует рациональности. А сам для себя он - агностик. И этот агостицизм считатет мудростью.

Сократ не мог высказать никакого утверждения без того, чтобы не отрицать свою главную максиму: «Я знаю, что ничего не знаю».

Таким образом, ему нельзя приписать никаких убеждений о познаваемости мира.  Ему нельзя приписать никаких убеждений вообще. Его философия — это и есть ирония: есть и то, и противоположное, а может быть, ни того, ни другого нет.

Тем не менее, можно говорить о некоторых взглядах Сократа не по тому, что он говорит, но по тому, что он делает.

Посмотрим на типичный диалог с оппонентом. Он просил дать определение слова, например «справедливость», «добродетель», «прекрасное». Оппонент пытался дать определение. Сократ показывал, что это не является полным, непротиворечивым, исчерпывающим определением: «Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю.”


Из того, что человек не мог дать определения, Сократ выводил, что человек не знает «справедливость», «добродетель», «прекрасное». И вообще не заботится о своей душе: «И если кто из вас станет возражать и утверждать, что он об этом заботится, то я не оставлю его и не уйду от него тотчас же, а буду его расспрашивать, пытать, опровергать и, если мне покажется, что в нем нет доблести, а он только говорит, что есть, буду попрекать его за то, что он самое дорогое не ценит ни во что, а плохое ценит дороже всего.»

Это все равно, что спросить Моцарта: «Что такое музыка?» Так как Моцарт не может дать полного, непротиворечивого, исчерпывающего ответа, о нем говорят: «Какой же он композитор! Он вообще не знает, что такое музыка, и даже не заботится об этом. »

Сократ был убежден в своем превосходстве потому, что он заранее знал, что такого определения дать нельзя. Он был уверен в своем праве осуждать человека как недобродетельного, потому что тот не может дать определение добродетельности, хотя он и сам не знал определения. Сократ несправедлив, осуждая оппонентов в этих случаях.   Сократ иронизирует над оппонентами, практически издевается, потому что он не видит в них достоинства, не может им сочувствовать, со-переживать то унижение, которое он им причинял. 

Я могу понять, почему Платон, Аристотель могли считать Сократа своим учителем. Как хороший учитель, он не навязывает ответы. Собственно, он вообще не дает ответов.  Он ставит увлекательные вопросы, предоставляет ученикам искать ответы самим (так работала моя мама, Ася Сапир, Заслуженный Учитель России,   https://asya.sapir.us/интерактивное-обучение-2. Но мама умела уважать учеников.)

Можно также поверить, что вся западная философия была порождена Сократом. Вопросы познаваемости мира стали основными на Западе. Вопросы о хорошем отношении к другим людям, сочувствии, уважении их достоинства не были поставлены Сократом.  Это, как правило, не важно и  последующим западным философам, как я сейчас понимаю.

Вот некоторые сократовские увлекательные вопросы:

1. Что означает добродетельность, прекрасное, и т.п.  (список высоких понятий)
2. Что значит «знать» и понимать высокие понятия из списка?
3. Можно ли дать определение высоким понятиям?
4. Если определения дать нельзя, то как отличить добродетельное от недобродетельного, прекрасное от безобразного?
5. Что такое душа?
6. Что значит заботиться о душе?
7. Нужно ли и можно ли побуждать людей заботиться о душе?
8. Что значит мудрость?
9. Был ли Сократ мудр?
 


Рецензии