Сократ 4. Ответов нет. Вопросы есть

Сократ выступает как абсолютный рационалист. Например, быть добродетельным у него означает знать  добродетель, а это в свою очередь, означает быть способным дать определение добродетели. Но при этом сам Сократ не знает этого определения и отличается от всех прочих тем, что он знает, что ничего не знает. В этом и есть мудрость, считает он.

Поэтому можно сказать, что Сократ также отрицает возможность рационального познания. Иррациональность Сократа подтверждается тем, что у него есть бессловесный  демон, который останавливает его, когда Сократ собирается поступить неправильно. Но это не мешает Сократу вступать в споры с людьми и имитировать интеллектуальные дискуссии, где он как бы доказывает что-то своим собеседникам (пользуясь их простотой и доверчивостью).

Можно сделать вывод, что Сократ выступает как рационалист, когда дело касается других. Он от других требует рациональности. А сам для себя он - агностик. И этот агостицизм считатет мудростью.

Сократ не мог высказать никакого утверждения без того, чтобы не отрицать свою главную максиму: «Я знаю, что ничего не знаю».

Таким образом, ему нельзя приписать никаких убеждений о познаваемости мира.  Ему нельзя приписать никаких убеждений вообще. Его философия — это и есть ирония: есть и то, и противоположное, а может быть, ни того, ни другого нет.

Тем не менее, можно говорить о некоторых взглядах Сократа не по тому, что он говорит, но по тому, что он делает.

Посмотрим на типичный диалог с оппонентом. Он просил дать определение слова, например «справедливость», «добродетель», «прекрасное». Оппонент пытался дать определение. Сократ показывал, что это не является полным, непротиворечивым, исчерпывающим определением: «Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю.”


Из того, что человек не мог дать определения, Сократ выводил, что человек не знает «справедливость», «добродетель», «прекрасное». И вообще не заботится о своей душе: «И если кто из вас станет возражать и утверждать, что он об этом заботится, то я не оставлю его и не уйду от него тотчас же, а буду его расспрашивать, пытать, опровергать и, если мне покажется, что в нем нет доблести, а он только говорит, что есть, буду попрекать его за то, что он самое дорогое не ценит ни во что, а плохое ценит дороже всего.»

Это все равно, что спросить Моцарта: «Что такое музыка?» Так как Моцарт не может дать полного, непротиворечивого, исчерпывающего ответа, о нем говорят: «Какой же он композитор! Он вообще не знает, что такое музыка, и даже не заботится об этом. »

Сократ был убежден в своем превосходстве потому, что он заранее знал, что такого определения дать нельзя. Он был уверен в своем праве осуждать человека как недобродетельного, потому что тот не может дать определение добродетельности, хотя он и сам не знал определения. Сократ несправедлив, осуждая оппонентов в этих случаях.   Сократ иронизирует над оппонентами, практически издевается, потому что он не видит в них достоинства, не может им сочувствовать, со-переживать то унижение, которое он им причинял. 

Я могу понять, почему Платон, Аристотель могли считать Сократа своим учителем. Как хороший учитель, он не навязывает ответы. Собственно, он вообще не дает ответов.  Он ставит увлекательные вопросы, предоставляет ученикам искать ответы самим (так работала моя мама, Ася Сапир, Заслуженный Учитель России,   https://asya.sapir.us/интерактивное-обучение-2. Но мама умела уважать учеников.)

Можно также поверить, что вся западная философия была порождена Сократом. Вопросы познаваемости мира стали основными на Западе. Вопросы о хорошем отношении к другим людям, сочувствии, уважении их достоинства не были поставлены Сократом.  Это, как правило, не важно и  последующим западным философам, как я сейчас понимаю.

Вот некоторые сократовские увлекательные вопросы:

1. Что означает добродетельность, прекрасное, и т.п.  (список высоких понятий)
2. Что значит «знать» и понимать высокие понятия из списка?
3. Можно ли дать определение высоким понятиям?
4. Если определения дать нельзя, то как отличить добродетельное от недобродетельного, прекрасное от безобразного?
5. Что такое душа?
6. Что значит заботиться о душе?
7. Нужно ли и можно ли побуждать людей заботиться о душе?
8. Что значит мудрость?
9. Был ли Сократ мудр?
 


Рецензии
Сократ в принципе не логик. Логику тогда еще даже не придумали)

Но частично законы логики можно найти тут, "Диалоги" это скорее всего что-то типа построения до-логики.

Самая любопытная штука, которую все это породило, это когда Сократ не использует "А" есть "А" и вполне себе говорит, что справедливость это красота, а красота это порядок и так далее.

А вот интерес в том, что он постоянно отводит некие "хорошие" категории в одну кучу, а потом, в конце концов, называет это благом.

Потом уже благо объявляют вообще началом всего, неким неподвижным началом всего подвижного, а, значит, первопричиной всего. Тут всего пару шагов до идеи о надмирном Боге.

Именно в этом смысле Сократ - родоначальник западной мысли, как по мне.

Вадим Гулин   18.11.2025 11:31     Заявить о нарушении
Но Сократ прямо говорит о Боге. Он говорит, что у него мудрость от Бога - и он этого Бога не называет никак. Его всегда можно понять именно так, что он верил только в одного Бога. Его за это и казнили - за подрыв веры в богов.

Когда он сваливает все категории в одну кучу - я сомневаюсь, что его рассуждения говорят о том, во что он верит. Его целью каждый раз является доказательство, что оппонент - дурак.

Ваше утверждение, что логину не тогда придумали, не означает, что Сократ - не логик. Хотя я нигде не утверждаю, что он - логик.

Марина Сапир   18.11.2025 14:28   Заявить о нарушении
Ой, там вообще не понятно, о каком Боге идет речь. Если делать прямо таки очень сильную натяжку, то потом про этого Бога говорили уже римские стоики. И это нечто новое, что то, что вообще выше греческих и римских богов. Но время уже много прошло, дискурсы могли и поменяться.

Вадим Гулин   18.11.2025 15:03   Заявить о нарушении
В том то и дело, что не понятно. У Греков должно было быть понятно - они всех богов по именам знали.

Марина Сапир   18.11.2025 15:29   Заявить о нарушении
Я пишу о параллели между Сократом и Авраамом здесь http://proza.ru/2022/10/17/1679

Марина Сапир   18.11.2025 15:35   Заявить о нарушении
Спасибо, ознакомлюсь)

Вадим Гулин   18.11.2025 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.