Письма к любимой женщине

Посвящается Рассоловой Людмиле Валентиновне, моему самому дорогому на этой земле  человеку, моему синеглазому ангелу и учителю. С нежностью и огромной любовью, которую неспособно убить и залечить никакое время.

    Анна Ахматова.
 Это просто, это ясно,
Это всякому понятно,
Ты меня совсем не любишь,
Не полюбишь никогда.


                Письма к  любимой женщине.
Письмо первое.
Здравствуй, моя дорогая, моя любимая, нежная моя, Людочка Рассолова! 
Пишет тебе когда-то твой ученик, а теперь коллега Пучков Евгений, нежно и
трепетно любивший тебя все это время и так и не посмевший, в силу
очевидных обстоятельств, сказать тебе об этом!  Первый раз я обращаюсь к 
тебе прозой,  а не стихами.
 Я знаю, что никогда не смогу тебе вслух сказать то, что здесь написано, да и увижу ль тебя когда? 
Ты –то меня давно уже и не помнишь, а я всё помню, дружочек мой.    И  хотя 20 лет уже прошло, я вспоминаю нашу первую встречу, словно она была вчера…
Это была осень 2002 года. Ты тогда только пришла работать к нам в школу и вести информатику. У нас на втором этаже был стенд с детскими рисунками, мальчишка пробежал, и от ветра один рисуночек упал на пол.  Я хотел поднять его, но ты пошла мне навстречу со словами: «Ой, что ты, что ты, не надо! Я сама подниму!»
Я посмотрел в твои невозможные, прекрасные голубые глаза и…    Понял,  что пропал.  И, похоже, навсегда.  Я тогда уже четко осознал, когда ты поднимала с пола этот рисунок,  и руки, и глаза наши встретились, я осознал, что покоя мне из-за тебя не будет. И, возможно, на годы, на десятилетия, если не на всю жизнь. Так оно, в принципе, и получилось, Людочка.
Мне тогда было 15, тебе 26. Прости, но я знаю твой возраст и твою точную дату рождения.  И именно тогда, в 2002м, я, 15 летний мальчишка,  в тебя, свою будущую учительницу,  и влюбился, моя хорошая!  Это была любовь с первого взгляда. Неужели с того момента прошло уже 20 лет, Люда????!!!!! Боже мой!!!! Боже мой!!!!!!!!!!!
2022г. Декабрь. 
 
Письмо второе.
Здравствуй, родная моя!!!!
Вот тогда, осенью 2002го, и начался мой крестный путь, Людочка, мои горько-сладкие муки…  Я полюбил тебя так, что все дни и ночи думал о тебе.  Помню, весна 2003го года.  Информатика был последний урок, и ты собиралась домой.  Все уже ушли из кабинета, и, пока ты одевалась, мы стали разговаривать. Разговорились мы про компьютерные игры.  И ты произнесла фразу: «У меня муж очень любит такие игры жестокие, всякие стрелялки да погони, а я не люблю».
Ты произнесла это самое ужасное слово из трех букв: муж!  Ну да, конечно… Как я раньше мог не посмотреть на твои руки и не догадаться, что у тебя есть муж!  Тогда я понял, что все мои самые слабенькие, едва мерцающие на дне моей души надежды рухнули. Рухнули не просто и без того умирающие надежды, рухнул весь мир. Окончательно. В глазах у меня потемнело, в горле пересохло… 
И дальше провал памяти. Серьезно. Я ничего не помню. Я не помню, как я дошел до дома, как открыл дверь своим ключом, вообще ничего. Пустота.  Помню только, что лежал у себя дома под пледом, закрыв глаза. И с тех пор у меня началась жесточайшая депрессия. Да и чего я, восьмиклассник, твой ученик, несчастный инвалид – децепешник, тебе абсолютно неровня, должен был ждать еще???????!!!!!!  Конечно. Рассчитывать мне абсолютно не на что, и это было понятно, но всё-таки, какие-то надежды на чудо смутной точкой, искорками,  еще тлели в душе. С той поры все стало абсолютно пусто и глухо. Как в танке. 
Я вёл личный дневник, чтобы облегчить как-то свою бедную, измученную душу! Вот, что я записал в нём 30 марта 2003 года: «С осени этого учебного года я влюблен. Стыдно сказать, влюблен в свою учительницу по информатике, несколькими годами старше меня.  Что мне делать, не знаю до сих пор, ведь она даже замужем! «Но разве я виноват в том, что я люблю ее, разве виноват???!!!!» - Задавал я себе вопрос.  Я рассказал об этом своему единственному другу Сашке, но он только покрутил пальцем у виска.  Обидно. Ужасно обидно, когда любишь человека, и нет возможности даже сказать ему это!  И еще тошно, горько, - вот как я могу описать свое состояние.  Ничего не могу с собой поделать, и слезы катятся по щекам…
Когда она вошла в класс, я подумал: «Я знаю это лицо, знаю много лет». 
Большие, голубые как океан, глаза, волосы с золотистым оттенком цвета овса. Её зовут Рассолова Людмила Валентиновна. Я не говорю об этом взрослым, потому что боюсь, что меня поймут неправильно, выставят на посмешище или вовсе примут за сумасшедшего. Я в отчаянии. Я прошу у Господа помощи. Плачу по ночам, плохо сплю и ем. Я не знаю, как мне поступить. Подумываю о самоубийстве. Но, это слишком легкий выход. Надо как-то пережить это всё.  Не  знаю, смогу ли я вынести это». 
Но мою тайну знал еще один человек из моего класса. Был у нас такой парень, Алеша. С интересной фамилией Максим. Но все звали его Малёк. Он заметил по моему лицу, что со мной, мягко выражаясь, что-то не то происходит и всё спрашивал: «Чё такой убитый? Всё нормально? Что с тобой происходит? Может тебе помочь чем? Расскажи!» Я не вытерпел, и всё ему рассказал: «Леша, не распространяйся, пожалуйста, что я люблю Людмилу Валентиновну! Я тебя умоляю, никому не рассказывай! На ней это плохо отразится и на мне тоже!» И он меня не выдал. До самого последнего школьного дня, до 2006 года, до выпускного, Малёк хранил мою тайну. За что я, по сей день, благодарен очень этому человеку.
В песне из репертуара твоей великой тёзки, Людмилы Зыкиной, были такие строки: «И зачем меня ты беспокоишь, горькая -  прегорькая весна????!»
Я тебя ни в чем не обвиняю, моя драгоценная!  Просто рассказываю всю правду, как было. До свидания, Людочка. До следующего письма.


2022г. Декабрь. 



Письмо третье.
Здравствуй, моё милое золотце!
Да, действительно, как ты видишь из моей дневниковой записи, той же весной 2003го, Людочка, я хотел из-за безответной любви к тебе жизнь самоубийством покончить. Да, моя милая, моя белоснежка, мой ангел, мой куст сирени в саду!  Было и такое.  Мне просто надоело так жить и испытывать эти муки. Но со мной произошло чудо, иначе как чудом это назвать невозможно. Я лежал на диване и думал о способе самоубийства: «Отравиться? Повеситься? Вскрыть себе вены? Выброситься из окна? Что, что, что??????!!!!!  Но вдруг мне захотелось спать. Да так сильно, что противиться этому желанию совершенно было нельзя.  И сквозь сон спутавшимся сознанием думаю: «Сейчас вот посплю и с собой покончу!» Но тут я увидел сон. И в этом сне был образ Николая –Чудотворца, который сказал мне: «Не смей этого делать!!!!!!!!! Ты должен жить!!!!!! Не смей даже думать о таком, а не то, что совершать!!!!!!!! Как ты можешь!!!!!!!! Не смей!!!!!  Так велит тебе Господь, и так велю тебе Я, не смей!!!!!!!!» И я проснулся. 
И я вдруг понял, что Господь сохранил меня, он оставил меня жить для чего-то. И еще я понял, что непроходящая любовь к тебе, - это моё испытание, мой крест и моя моральная Голгофа… Я, по сути, сравниваю себя с Христом, но ведь так и есть!!!!!!!! Только у Христа был физический крест, физическое распятие, а у меня духовное. У меня душевная, ужасная, невообразимая, порою нестерпимая боль!!!!!!!! И она ничуть не легче физической боли Иисуса на Кресте…
  Ну, ты представь, любить столько лет свою учительницу, девушку, теперь уже женщину, которая тебе не принадлежит, и принадлежать никогда не будет! К которой знаешь, что никогда  ни прикоснешься,  ни обнимешь, ни поцелуешь свое солнышко, не говоря уже обо всем остальном, прочем… Ну, как пела когда-то моя любимая Валентина Толкунова: «Я не могу иначе», вот и моя душа иначе, видно, не может, ибо разлюбить и забыть тебя я не в силах, во всяком случае, пока. Вот так меня сохранило и уберегло Небо, Людочка. До свидания. До следующего письма и спокойной ночи, моя милая. На прощанье стихи, пока еще чужие, Асадова, мои будут в следующем письме.
               
Эдуард Асадов.

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть — счастье.
Подойду и скажу: «Здравствуй,
Я люблю тебя. Это сложно…
Нет, не сложно, а трудно.
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Стану падать, поймать успеешь?
Ну а если уеду — напишешь?
Я хочу быть с тобой долго!
Очень долго…
Всю жизнь, понимаешь?
Я ответа боюсь, знаешь….
Ты ответь мне, но, только молча,
Ты глазами ответь, любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самой счастливой будешь!
Если нет, то тебя умоляю
Не кори своим взглядом,
Не тяни своим взглядом в омут!
Пусть другого  ты любишь, ладно…
А меня хоть немного помнишь?
Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!

Тяни меня своим синим взглядом в омут, Людочка, тяни!!!!!!! Потому что ты мое вдохновение!!!!!!!!!! Без тебя бы я мало что написал в этой жизни, несмотря на Христовы страдания!   
Декабрь 2022г.

 
                Письмо четвертое
Здравствуй, мой голубоглазый ангел, мое сердце, здравствуй!   С 2004го года тебе дали меня в качестве надомника вести физику.  Я так радовался, что ты будешь теперь индивидуально со мной заниматься!!!!!!!!!!!  Я дома прыгал до потолка, Люда!!!!!!!!!!!  Я два года перед этим молил Господа, чтобы ты помимо наших уроков информатики с классом, взяла меня как надомника. И Господь сжалился надо мной  и дал по своей всеблагой милости мне это!!!!!!!!! Это нескончаемое счастье!!!!!!!!!!! Ведь теперь я мог сидеть рядом с тобой, слышать твой голос, обращенный ТОЛЬКО КО МНЕ, смотреть в твои невозможно-прекрасные, небесно-голубые глаза, смотреть на твои руки, разглядывать украдкой твои узоры на пальцах… Это рай, Люда!!!!!!!!! 
И вот, наши уроки начались. Как-то раз я не вытерпел и позволил себе вольность, как бы невзначай слегка коснулся своим указательным пальцем твоего ногтя, но я это сделал так осторожно и таким мимолетным движением, что ты даже не заметила… 
А на другом уроке ты  как –то спросила меня:
- Ты какой-то странный сегодня, о чем ты думаешь?
- О вас, Людмила Валентиновна,  я о вас  думаю всегда, - хотел я сказать и не посмел. Не посмел.   Знал заранее, какой услышу ответ…
Когда я шел домой, на улице летел снег, был уже декабрь, и я шел, окутанный этим снежным крошевом, и все время твердил про себя есенинские строки: «Голубая кофта, синие глаза, никакой я правды милой не сказал»… 
Не сказал, да. Зато теперь говорю. Запись в моём дневнике от 17 ноября 2004года: «Сегодня пришёл на урок информатики и увидел Людмилу Валентиновну с опухшими от слёз глазами и  в черном. Что у неё случилось????!!! Без сомнения, она пережила смерть близкого человека. Должно быть, всю ночь плакала, бедняжка. Господи, помоги ей!  Прошу тебя, помоги ей!  Я так хочу, чтобы она была счастлива! Бедная моя девочка!  Творец неба и земли! Пошли ей терпения  и дай ей силы!  Не допусти, чтобы в её прекрасных голубых глазах появлялись слёзы! Создатель! Защити её, молю Тебя!  Укрой её в трудную минуту под своим святым и могущественным покровом!»
В 2005м году я начал писать свои первые стихи о любви. И конечно, все они были о тебе, моя хорошая, моя синеглазка… Я уже и название тогда придумал: «Рассоловский цикл». Нет, ну а что???!  У Жуковского был протасовский, у Тютчева денисьевский, а у меня рассоловский. Чем я хуже их? В конце концов, я тоже поэт!  Сейчас я приведу тебе некоторые стихи той поры, но пока не все, часть только. Начну с самого дорогого:

Как  всегда,  болит  за  тебя  сердце,
Чудо  синеглазое  мое!
Только  тем  мои  чувства  греются,
Только  тем  -  что  в  имени  твоем!
И  любил  тебя  и  ненавидел,
Клял  судьбу  и  вновь  благословлял,
Я  тебе,  моей  земной  богине,
Все  стихи  и  песни  посвящал!

                2005г.


Кружит  над  городом  снежная  замять,
Мне  метель  эта  -  о   тебе  память…
О  тебе  память,  о  глазах  синих,
О  милой,  нежной,  такой  красивой!

А  твои  губы, как  вино,  право,
Другого  целуют  -  на  сердце  рана…
Волосы  были  -  нежней  кудели,
Твой рассвет не для меня плыл,
Не со мной соловьи тебе пели!
Ты другого  ласкаешь,  а  мне  лишь  память,
Кружит  над  городом  снежная  замять…

                2005г.


;
         И упали на губы мои
                Поцелуи, как капли дождя.
                Ты остатки зимы прогони,
                Ты печаль отгони от меня.
                (Владимир Степанов.)


Седая  ночь  сошла  на  небосклон,               
Величаво  всходила  луна,
А  под  сенью  деревьев  густой
Целовал  я  тебя  до  утра!

Звучно  сад  шелестел  колдовской,
Ветер  с  яблонь  цветы  обрывал,
А увез  я  тебя  навсегда,
Навсегда  я  тебя  украл!

Как  был  ярок  свет  от  луны!
И  насвистывал  в  саду  соловей,
Нам  периной  были  яблони  цветы,
А  шелковая  трава, как  постель.

                2005г.


Не украду, Людочка, не бойся. Куда уж мне…  Не поваляться мне с тобой на изумрудной травке никогда, и месяц нам светить не будет, и соловьи не споют!!!! Эх, жаль… Ладно, моя хорошая! Засиделся я. Четвертый час ночи уже, надо спать ложиться…  Пока, Людочка, и спокойной ночи!  До следующего письма! 
Декабрь 2022г.



Письмо пятое.
Здравствуй, моя лапонька!

Поздравляю тебя, Людочка, с новым 2023 годом!!!!!!  Пусть он принесет тебе только хорошее!!!!!!! Чуть не забыл, в конце 2004 года я посвятил тебе небольшую повесть. Она называется «Лунная мелодия». Эта повесть о том, как 18 летний одиннадцатиклассник  и молодая учительница влюбляются друг в друга, хотя у нее уже есть муж и ребенок. Я назвал свою героиню Ириной и сделал ее учительницей русского языка и литературы. Его звали Андрей. Между ними вспыхивает сильное чувство, но Ирине надо переезжать с мужем и ребенком в другой город. И вот, настает зимний, лунный вечер отъезда. Андрей бежит на вокзал, провожать Ирину, но застает только тронувшийся поезд и Ирину с ребенком в тамбуре… И вдруг она вместе с ребенком и чемоданами прыгает в сугроб!!!!!!!!! Прыгает в сугроб, чтобы с ним остаться, понимаешь???????!!!!  А муж остается в поезде. Андрей подбегает, помогает ей и ребенку встать, они целуются. И только полная, огромная луна освещает их силуэты. Андрея, Ирины и маленького мальчика… 
Конечно, это не моя история, ведь моя любовь к тебе и безответна, и была бы  не взаимна. Сублимация, Людочка, чистая сублимация. Выдаю желаемое за действительное. Ты-то ради меня никогда с поезда в сугроб не прыгнула бы. Не бросила мужа. Я это знаю, Людочка. Я это знаю наверняка. Так что, признайся я тебе, когда был твоим учеником  в своих чувствах, ничего бы в моей жизни это не изменило. Ровным счетом ничего. Ты бы в мягкой, завуалированной форме сказала мне «нет», еще и подыскивая для этого подходящие речевые обороты, соблюдая, как теперь говорят, педагогическую этику. Я знаю учителей, я теперь сам давно учитель!  Но о нашей общей профессии мы еще поговорим, в другом письме.  Никогда б ты не произнесла этой фразы: «Давай, мой любимый Женечка, расти поскорее, и всё у нас с тобой будет!» Ты бы мне сказала примерно следующее: «Женечка, я очень уважаю твои чувства, но», и т.д. и т.п.  Но ведь сути дела эти формулировки-то не меняют, Люда! Нет есть нет, и насильно мил не будешь. Я не такой дурачок наивный, чтоб этого не понимать. И, даже мечтая о тебе тогда, я реально смотрел на вещи, перенося свои мечты и желание быть с тобой только на бумагу. Я не строил воздушные замки школьником, не строю их и теперь, 35 летним мужчиной, когда пишу тебе эти строки. Моя «вина» перед тобой в том, что мое сердце до сих пор не может тебя забыть… Как Валентина Толкунова пела в одном романсе: «А сердце почему-то до сих пор считать себя счастливым несогласно». Вот и мое сердце несогласно. Люд, я тебя больше жизни люблю, ну прости ты мне это!!!!!!!!!!!! Я за тебя приму любую муку. Да уже давно принимаю, собственно. Только ты этого не знала. Ты вечная моя боль и мой свет. Ты моя синеглазая фея. Ты моя королева.  Королева вдохновения и повелительница снов, как пел Стас Михайлов!!!!!!!! 
Кстати, название повести своей, «Лунная мелодия», я придумал, когда услышал по телевизору  песню Ларисы Долиной: «Лунная мелодия».  На прощанье публикую здесь слова этой  песни:



Лунная мелодия. 
Автор музыки-К.Брейтбург.
Текст песни-К.Кавалерян.
Песня написана в 2003 году.

В час, когда приходит ночь
И как вчера точь - в - точь
Мой день в тишине растает!
Мне волшебница - луна
На струнах из дождя
Вновь свой мотив сыграет.
 
Лунная мелодия нежно зазвучит вдали,
Чтобы и душа, и сердце вновь могли согреться!
Лунная мелодия -  это звёзды плакали!
По любви моей ушедшей, за собою вдаль вела меня
Лунная мелодия!
 
В час, когда слова пусты,
И сожжены мосты,
И дни тяжелы, как цепи!
В миг всё вдруг произойдёт,
И музыка спасёт,
Вновь разольётся в небе!
 
Лунная мелодия нежно зазвучит вдали,
Чтобы и душа, и сердце вновь могли согреться
Лунная мелодия - это звёзды плакали!
По любви моей ушедшей,  за собою вдаль вела меня
Лунная мелодия!


До свидания, Людочка!!!! Хорошего тебе новогоднего вечера, моя королева!!!!!! Мой цветочек, моя радость, моя голубоглазая принцесса, моя лунная мелодия!!!!!!! Воистину моя муза, моя королева вдохновения!!!!!!!! Хорошего тебе вечера и спокойной ночи, моя родная!!!!!! Пусть тебе снятся только самые хорошие и цветные сны!!!!!!

Январь 2023г.



Письмо шестое
Здравствуй, моя милая Эсмеральда!!!!!
Ты удивляешься, Людочка, почему я приветствую тебя именно этим именем? Да потому что осень 2002го, весь 2003й и почти весь 2004й, я на магнитофоне у себя в тоске и в слезах по тебе крутил песню из мюзикла «Собор парижской богоматери». И ты, наверное, уже догадываешься, какую!  Помнишь нашу молодость-то? Песню «Belle!» Крутил и лил над ней слезы, Людочка… Ну, потому что это я «горбун отверженный с проклятием на челе», уууууу, грррррррр!!!!!! Я  косоглазый Квазимодо, а ты моя Эсмеральда!!!!! «Цыганка» моя дерзкая, ранившая меня когда-то в самое сердце!  В лучшие годы жизни, все мысли о тебе, все, моя родная… И бОльшая часть моего творчества, дружочек. БОльшая часть.
Продолжаю свои воспоминания о наших встречах. 2005 год. Май. Блаженство, потому что ТЫ дежуришь на школьных дискотеках, Людочка!!! Я из-за этого туда и ходил!!!! Боже мой!!!!! Как же мне хотелось тогда приглашать тебя на все медленные танцы!!!!!!  Но нельзя было… Если бы я тебя хоть раз пригласил, да еще бы обнял за талию, это выглядело бы слишком фривольно!  Как же мне хотелось с тобой зажечь!!!!! Ты ведь была мой учитель, и я обязан был беречь твою репутацию, моя сладость, моя конфетка!!!!! Я её и берёг как зеницу ока! 
Иначе бы косые взгляды, сплетни и разборки у завучей нам с тобой были бы обеспечены.  Помнишь, в 90е была такая песня группы «Нескучный сад»:
«Какая ночь! Как в тысяче романов.
Мерцанье звезд, и танцы под луной.
И, может быть, окажется обманом
И этот миг, и то, что вы со мной.
Давайте, Люся, потанцуем,
Поговорим о чем-нибудь!
Как часто, Люся, в жизни мы рискуем.
Так отчего ж еще раз не рискнуть?» 
Риск, конечно, дело благородное, как говорится: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское, но это не наш случай!  Еще скомпрометировал бы тебя, моё солнышко!  Моё самое большое в жизни сокровище!  Ну, а про выпить шампанского я вообще лучше промолчу. Сама понимаешь, в какие жесткие рамки и в какие жесткие социальные роли мы были с тобой поставлены. Это табу, тут уж ничего не поделаешь. Да уж, видимо, такая доля мне выпала… Ни потанцевать с любимой женщиной за всю жизнь, ни поужинать, ни бокала с ней не поднять. Я и сейчас за медленный танец с тобой отдал бы многое!  35 лет прожил на свете, а ведь один. Как перст, один…  А вот поговорить – да! Это было единственное, что мы с тобой могли и разговаривали на дискотеках сквозь громкую музыку… Если б ты знала, Люда, как я был и этому рад тогда!!!!!!! БЫТЬ С ТОБОЙ НА ДИСКОТЕКЕ, ГОВОРИТЬ ТАМ С ТОБОЙ, - ЭТО ЖЕ ПРОСТО, НУ ПРОСТО НЕЗЕМНОЕ БЛАЖЕНСТВО!!!!!!!!!!!! 
Но однажды, в мае 2005го, ты меня «обрадовала» на дискотеке, конечно конкретно!  На всё лето потом переживаний хватило!    Ты сказала, что вести у меня физику индивидуально больше не будешь, и что мне как надомнику,  а заодно и  нашему классу, дают какого-то Заболотнего Георгия Георгиевича, нового учителя!!!!!! А ты остаешься вести только информатику, и я тебя только при всем классе опять буду видеть, как и первые два года нашего знакомства!!!!! Надо ли повторять, какое для меня это было горе, Люда?????!!!!!!  Я же на физику–то к тебе весь 10й класс ходил, как на свидание!!!!!!!  И всё лето при переходе с 10го в 11й, только одна мысль была: «ЛЮДОЧКА, СЕРДЦЕ МОЁ, НЕ УХОДИ!!!!!! НЕ БРОСАЙ МЕНЯ!!!!!! НЕ ОТДАВАЙ МЕНЯ ГЕОРГИЮ ГЕОРГИЕВИЧУ, НА ПЕРЕПРАВЕ КОНЕЙ НЕ МЕНЯЮТ, ЛЮДОЧКА!!!!!!!» И Бог меня опять услышал! Видно, с неба или Он или Богородица увидели мои слезы…  Осенью, завуч Тамара Васильевна Шумилина подозвала меня к себе и сказала: «Тебе, кроме уроков с классом дали еще один час информатики индивидуально, как надомнику! Людмила Валентиновна один раз в неделю, сорок минут будет с тобой заниматься информатикой».  Господи, спасибо тебе!!!!!!! Господи, счастье–то какое!!!!!! Ура, ура, ура!!!!!!!
Последний годочек школьный еще хоть побуду с тобой наедине, моя кисонька!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!  Полюбуюсь на глазки твои…  А Георгию Георгиевичу на физику ты меня всё-таки отдала. Ну что ж, я не против. Человек он был хороший, веселый, с ним не скучно. Да и учитель хороший. Лишь бы с тобой последний год не разлучаться. Не разлучились.;
Люд, я бы тебе ноги мыл бы и воду пил из этого тазика. Поцеловать бы твои ножки, Эсмеральда моя!  Чтобы они никогда  не болели, чтобы они никогда-никогда не уставали, в отличие от моих! Чтобы ножки твои до старости тебя всегда слушались и верно тебе служили, моя красавица! Перецеловать бы пяточки, подошвы, каждый пальчик! Ничем не брезгую!  Эх, побыть бы сейчас у твоих ног, моя Богиня, ничего больше для счастья не надо!  Ну, вот и всё письмо. Спокойной ночи тебе, моя родная Эсмеральда!!!!! Любимая! На прощание приведу тебе одно  стихотворение Евтушенко и одно Дементьева: 
(У нас с тобой все было бы наоборот. Это я смелый, а ты не знала бы, куда меня, своего ученика, «нести», после моего тебе признания.) 
Евгений Евтушенко.
Ты большая в любви.
                Ты смелая.
Я - робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
А хорошее вряд ли смогу.
Все мне кажется,
  Будто бы по лесу
Без тропинки ведешь меня ты.
Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я -
Что за цветы.
Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю,
        Что делать и как.
Ты устала.
         Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.
"Видишь,
       небо какое синее?
Слышишь,
      Птицы какие в лесу?
Ну, так что же ты?
                Ну?
                Неси меня!
А куда я тебя понесу?..

1953г.


Андрей Дементьев
Выхода нет.
Есть неизбежность…
Наша любовь —
Это наша вина.
Не находящая выхода нежность
На вымирание обречена.

Выхода нет.
Есть безнадежность
И бесконечность разомкнутых рук.
Мне подарил твою нежность художник,
Чтобы спасти меня в годы разлук.

Видимо, я опоздал родиться.
Или же ты в ожиданье устала.
Мы — словно две одинокие птицы —
Встретились в небе,
Отбившись от стай.

Выхода нет.
Ты страдаешь и любишь.
Выхода нет.
Не могу не любить.
Я и живу-то еще
Потому лишь,
Чтобы уходом тебя не убить.
1966г.

До свидания, Людочка, до следующего письма.

Январь 2023г.



Письмо седьмое
Здравствуй, мой луг в цветах, моя березка!

Так прошёл еще год мой последний учебный, мы с тобой занимались информатикой. И вот, настает май 2006 года, на всю жизнь памятный для меня май… А еще в январе того же года была напечатана моя первая книжка: сборник стихов и миниатюр «С надеждой на будущее».  Большинство стихов, которые были в этом сборнике – часть рассоловского цикла, а это значит, любимая, что они были посвящены ТЕБЕ! ТЕБЕ, ТЕБЕ И ТОЛЬКО ТЕБЕ! 
Я не мог тогда над каждым из этих стихотворений написать: «Посвящается Людмиле Валентиновне Рассоловой», иначе бы все всё поняли… Но в уме у себя я держал эту надпись.  И вот, за две недели до моего последнего звонка я не выдержал и принес эту книжку тебе, на наше занятие. Я тебе сердце –то своё уже тогда подарил, Люда!  Но ты-то этого тогда не знала и допустила одну оплошность, педагогическую и человеческую. Я уверен, что ты этого никогда бы не сделала, знай ты правду о моем отношении к тебе!  Ты сказала следующее: «Женя, тебя что, другие учителя мало хвалили за твою книгу?» Меня как кипятком по спине! И мысли сразу: «Это ты мне, любимая???????!! Нельзя так, Людочка… Я понимаю, что ты ничего не знаешь, глупенькая, но нельзя так…  Не бей меня, пожалуйста, прошу… Не делай мне больно!» Вот такие мысли тогда у меня в голове бродили.  Что мне другая похвала, когда ТВОЁ слово, ТВОЯ теплая улыбка и теплый взгляд были для меня тогда решающими! Ведь ТЫ и есть адресат всей моей любовной лирики! Впрочем, ты тут же сама и подсластила эту горькую пилюлю: «На следующем уроке, последнем нашем, будем делать с тобой презентацию, - электронную версию твоей книги!» Я был очень рад, но больно от предыдущей твоей реплики было все равно. Если б ты знала, Люда, как мне было это больно! Я целый вечер пролежал дома, уставившись в одну точку, и отказывался от еды.
  Но чего я тебе не  могу простить, скажи, пожалуйста, по-моему, тебе можно простить всё!
Прошла неделя, и вот, наконец, наступил наш последний урок. Ты помогала мне делать эту презентацию, но не обращала внимание на содержание, тебя интересовали дизайн и форма.
 
 А у меня сердце готово было из груди выскочить: «Людочка, ну вот же, смотри: «И лишь соловушка мне свищет про синие твои глаза». Ну, догадайся, родная! Догадайся же сама! Другим не зачем, а ты догадайся!» Не догадалась, синеглазочка…
Когда всё было у нас готово, ты скинула это на дискету и сказала, что навсегда это сохранишь.  Ты сказала, что сохранишь, а я подумал: «Своё сохранишь, Людмилушка, своё, стихотворения-то почти все тебе».
Я не стану тебя спрашивать, сохранила ли. Наверное, скорее всего, с 2006го года до наших дней эта презентация не дожила… 
Дальше еще интереснее. Один экземпляр своей книги, «С надеждой на будущее», я отдал в наш школьный музей. На память о себе. Лариса Иосифовна Никольская очень просила. Ох, не знает до сих пор Лариса Иосифовна, кому посвящены в этой книжечке стихи о любви! И те твои коллеги, которые меня школьником еще помнят, не догадываются, что там часть рассоловского цикла! Впрочем, я не уверен, сохранилась ли там сама эта книжка, может быть, уже и нет.  А у меня сохранился экземпляр. И в интернете мои стихи имеются, поэтому я тебе всё напомню, моя хорошая! 
***
Зачем прождал тебя так долго,
Зачем я у ворот стоял,
Зачем насмешливо и звонко
Мне с ветки соловей свистал?

Ну вот, и  ночь уж наступила,
И месяц скрылся в облаках,
Ты подошла ко мне лениво,
Улыбку, пряча на устах.

И ты сказала: « Все, мой  милый,
Ведь не тебя, мой друг, люблю,
Не упрекай меня напрасно,
Я муки адские терплю.

Прощай, иди своей дорогой,
Жалеть не буду, так и знай!
И лучше ты меня не трогай,
И прошлого не вспоминай".

И я побрел, вздохнувши тяжко,
Любовь навеки потерял,
Зачем прождал тебя так долго,
Зачем я у ворот стоял?

                2005г.


                ***

Тоской несбыточных желаний,
Любовной мукою томлюсь,
Мне о тебе напоминают,
Здесь каждый дом и каждый куст.

Теперь хожу как оглушенный,
Я по дорогам бытия,
Уже прошло немало весен,
А сердце все зовет тебя!

Закат багряный в небе блещет,
Смола на липах, как слеза,
И лишь соловушка мне свищет
Про синие твои глаза.

Как жаль, к груди своей горячей
Я не могу тебя прижать,
Одну тебя рассудок ищет-
И все не может отыскать!

Тоской несбыточных желаний,
Любовной мукою томлюсь,
Мне о тебе напоминают
Здесь каждый дом и каждый куст.


                2005г.


 
              ***

Милый друг, ты ушла в неизвестность,
Испарилась, пропала как дым,
Сохранив лебединую верность,
Для тебя я теперь стал чужим.

Для тебя я, что куст придорожный,
Что тропинка в саду у плетня,
Я искал в любви жизни новой,
А погибель нашел для себя.

Дни и ночи тебя вспоминаю,
Сохнут слезы на сильном ветру,
Как прожить без тебя, я не знаю,
И без ласки наверно умру.

                2005г.


                ***

Отчего я так грустен сегодня, друг милый?
Или что потерял, или мимо прошел,
Иль тех слов не сказал я в тот час незабвенный,
Когда счастье свое вдруг нашел?

Не пойму, отчего я так грустен сегодня,
Но душа вся горит, и вздохнуть не могу,
Только ты, верный друг мой,
Серебряный ветер холодный,
Видишь слезы мои на снегу.

                2005г

;
                ***

Отвори потихоньку калитку
В тот заглохший, запущенный сад,
Не забудь потемнее накидку,
И свой нежный пленительный взгляд.

Отвори, сердце все еще полно
И любви, и тоски, и огня
Как тогда, глаза мои покорно,
Без упрека глядят на тебя.

Как тогда, в рассвете соловьином
Облетает с белой яблони цвет,
Облик ласковый, облик любимый,
Тебя лучше в целом мире нет.

Отвори, мы с тобою сольемся,
В поцелуе хмельном, как вино,
И пусть годы стрелою несутся,
Нам с тобою любить суждено.

Отвори потихоньку калитку
В тот заглохший, запущенный сад,
Там забудь потемнее накидку,
Но не нежный пленительный взгляд.

                2006г.


                ***

Ты смотри, никому не рассказывай,
Про ту бурную ночь при луне,
Про то, что была ты всех ласковей,
Про эту сирень на окне.

Про то, как и руки, и плечи,
Я, словно в бреду, целовал,
Говорил тебе страстные речи,
Что люблю, никому не отдам.

Как в объятьях моих ты млела,
И были с тобой до зари,
Мы близки и душою, и телом,
И хмелели от первой любви.

Как я, задыхаясь от счастья,
Ту ветку сирени сорвал,
Ах, молю, никому не рассказывай,
Что тебя я любимой назвал.

                2006г.


А вот еще рассоловский цикл, но уже не вошедший в книгу, или более позднего, не школьного времени: 


                ***

Ах,  стать   бы  мне   месяцем,  что  над  тобой,
Ах,  стать  бы  мне  яркой  звездою,
Чтобы   вечно  сиять  над  окошком  твоим,
Над  кудрявой  твоей  головою!

Чтобы  вечно  сиять,  и  быть  рядом  с  тобой,
И  покой  твой,  и  сон  охраняя,
Пусть  согреет  тебя  тихий  свет  неземной,
Я  тебя  так  люблю,  дорогая!


                2006г. 
Как  снежинка,  я  таю,  и  млею,
Под  чарующей  лаской   твоею!
Только  б  эти  уста  не  устали,
Только  б  эти  глаза  не  страдали!
Помнить  буду  до  самой  могилы:
Отблеск  глаз  твоих  ласково-синий,
И   твою  лебединую  шею,
Под  чарующей  лаской  твоею...


                2007г.


Спой мне,  милая,  песню  осеннюю,
Под  свист   ветра  и  листьев  полет,
Спой  о  том,  как  меня  сильно  любишь  ты,
Спой,   и  сердце  мое  зацветет!
Непроглядная  темень  на  улице,
Мы  с  тобою  сидим  у  окна…
Спой,  мне  милая,  песню  осеннюю,
Спой  о  том,  как  ты  любишь  меня!

                2010г.


 Глухо ухает филин,  стеная в ночи,

Ну а счастье мое все молчит, да  молчит!

Я  кричу,  я зову, приходи поскорей!

И  любовью и лаской  своею  согрей!

Я  свирепую  казнь, как  награду  приму,

Только б видеть тебя,  и улыбку твою!


Улетай,  мудрый  филин,  скорее  ты  прочь!

Мне стенанья  твои уже слушать невмочь…


                2010г.


                ***

      Я  тебя  отогрею  дыханием,

   Я   тебя  от  беды  сберегу,

   Все  что  хочешь,  проси,  пташка  ранняя,

   Только  жить  без  тебя  не  могу!



                2006г.


Вот так, Людочка!  «Это опять тебе, это обратно тебе, и это всё время тебе», - как говорил герой фильма «Свадьба в Малиновке».
Ну, вот и всё, до свидания, моя родненькая!  Спокойной ночи, Людочка! До следующего письма.

Январь 2023г.



Письмо восьмое
Здравствуй, моя ненаглядная синеокая колдунья, здравствуй!
Когда 24 июня 2006 года состоялся мой выпускной вечер, я так надеялся, что ты останешься до конца на нём, но ты была только на официальной части. Очень мне было это неприятно, что лишний раз посмотреть на тебя не мог, пообщаться с тобой, любовь моя!  Хотя, я подозреваю, что ты не любишь большие гулянки и шумные компании, в этом мы с тобой очень похожи.
Вообще, надо сказать, Людочка, что ты человек с очень сильными личными границами. И я в этом как твой ученик убеждался неоднократно. На уроке ты могла поставить на место любого хама. Ты пресекала любой флирт подростка в твою сторону, не допуская даже легкого заигрывания. А я не умею флиртовать с женщинами, от слова совсем. Да если бы и умел, с тобой тогда это было бы невозможно, только лишнее замечание от тебя получишь! Себе хуже сделаешь, и всё. Отношения испортишь с моим ангелом. Хотя, я же тоже живой человек!  Как мне хотелось хотя бы невинного флирта с тобой! Но суровая жизнь мне не подарила даже это!  Я до безумия любил тебя и молчал. Берег тебя. Берег свою даму сердца.
Что поделаешь, Людочка, профессия наша такая!  Консервативная, ханжеская. И это огромный минус. Хотя я её очень люблю. Я под твоим влиянием её и выбрал. Из-за любви к тебе пошел в педагогику!  Но не только. Когда я был школьником, если помнишь, у меня было домашнее обучение со свободным посещением из-за ДЦП. Т.е. я ходил на уроки с классом и еще на индивидуальные занятия с учителями по кабинетам, по своему расписанию. Так вы же все носились со мной, с надомником, как с писаной торбой! Помогали мне, больному, шли навстречу, учили меня!  Мог ли я тогда этого не оценить и не чувствовать!  И ты тоже помогала мне, как могла и чем могла. Как педагог, помогала. И вот, глядя на все это, мне захотелось самому помогать детям. У Николая Носова, детского писателя, был такой рассказ, называется «И я помогаю».  Так вот, теперь и я помогаю детям с ограниченными возможностями, будучи сам инвалидом. А всё благодаря тебе, Людочка! Однажды у нас с тобой даже такой разговор состоялся:
- Кем ты хочешь быть, Женечка?
- Учителем.
- Ну, ты представляешь себя в роли учителя, с детьми?
- Конечно, представляю, Людмила Валентиновна!
И это была правда.
Только моя трагедия жизненная состояла в том, что ты не смотрела на меня как на мужчину и была тогда уже семейным человеком и имела ребенка, свою дочь Анечку. А между тем, в этой жизни ты была той женщиной, Людочка, с кем мне хотелось бы создать семью!  Когда в 2011м году я закончил университет, я пришел в свою родную школу. Пройти по тихим школьным этажам, как говорится, подышать школьным воздухом. И, общаясь с другими своими учителями, увидел там тебя, с животиком.  Первые мысли были: «Беременна… Людочка, любовь моя беременна! Как жаль, что от другого!!!!» Тебе тогда было 35. Мне в декабре 2011го должно было исполниться уже 24. Ты себе представить не можешь, Людочка, как я хотел от тебя ребенка!!!!!!!!! Ты знаешь, я был бы наверно самым любящим, самым нежным и ласковым отцом на всем белом свете! Но, к сожалению, это невозможно, увы!  Вот с тех самых пор я тебя и не вижу, Людочка. Вроде в одном городе живем, а как в разных странах… 
Закончить это письмо я бы хотел стихами Вертинского, моя любимая. Следующее письмо будет последним. В нем я расскажу, как, благодаря тебе, полюбил романсы и чем я занимался все 2010е годы и занимаюсь сейчас в плане творчества. Также расскажу о своих кумирах и немного об истории отечественной эстрады.  А сейчас – маэстро Вертинский! 

Лиловый негр

 Посвящается Вере Холодной -
 Королеве экрана, Звезде Великого Немого !..

Слова: А. Вертинский
Музыка: А. Вертинский

Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы ?
Куда ушёл Ваш китайчонок Ли ?..
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли.

В последний раз я видел Вас так близко.
В пролёты улиц Вас умчал авто.
И снится мне – в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр Вам подаёт манто.

1916

Маленький креольчик!..
          . . . . . . . . . Вере Холодной



Ах, где же Вы, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Капризный, как дитя, как песенка без слов ?
Такой беспомощный, как дикий одуванчик,
Такой изысканный, изящный и простой,
Как пуст без Вас мой старый балаганчик,
Как бледен Ваш Пьеро, как плачет он порой !
Куда же Вы ушли, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Капризный как дитя, как песенка без слов ?..


                1916, Москва
;
Мадам, уже падают листья...
Слова: А. Вертинский
Музыка: А. Вертинский

   На солнечном пляже в июне
   В своих голубых пижама
   Девчонка - звезда и шалунья -
   Она меня сводит с ума.
   
   Под синий berceuse океана
   На жёлто-лимонном песке
   Настойчиво, нежно и рьяно
   Я ей напеваю в тоске:
   
   "Мадам, уже песни пропеты!
   Мне нечего больше сказать!
   В такое волшебное лето
   Не надо так долго терзать!
   
   Я жду Вас, как сна голубого!
   Я гибну в любовном огне!
   Когда же Вы скажете слово,
   Когда Вы придёте ко мне?"
   
   И, взглядом играя лукаво,
   Роняет она на ходу:
   "Вас слишком испортила слава.
   А впрочем.. Вы ждите... приду!.."
   
   Потом опустели террасы,
   И с пляжа кабинки свезли.
   И даже рыбачьи баркасы
   В далёкое море ушли.
   
   А птицы так грустно и нежно
   Прощались со мной на заре.
   И вот уж совсем безнадежно
   Я ей говорю в октябре:
   
   "Мадам, уже падают листья,
   И осень в смертельном бреду!
   Уже виноградные кисти
   Желтеют в забытом саду!
   
   Я жду Вас, как сна голубого!
   Я гибну в осеннем огне!
   Когда же Вы скажете слово?
   Когда Вы придёте ко мне?!"
   
   И, взгляд опуская устало,
   Шепнула она, как в бреду:
   "Я Вас слишком долго желала.
   Я к Вам... никогда не приду".

   1930

Ну, вот и всё. До свидания, Людочка. До следующего письма.

                Январь 2023г. 



                Письмо девятое

Здравствуй, моя вот уже столько лет нежно любимая, неувядающая алая роза, здравствуй!   
В этом моём последнем письме я расскажу тебе, какой характер имеет моё творчество всё последнее десятилетие, и причём тут ты. Я приведу тебе те мои любимые старинные романсы, которые  никогда не спою тебе, моя родная…
Я с детства увлекался ретро эстрадой, сначала это была советская эстрада. Если брать женщин, то есть четыре моих любимых певицы, которых я особенно выделяю: Нани Брегвадзе, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова и Эдита Пьеха. «Моя золотая четверка», как я их называю. Если брать мужчин, Людочка, то доперестроечное время – это время великих баритонов, блиставших тогда на сцене: Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Виктор Вуячич, Эдуард Хиль, Юрий Богатиков…  Ну и конечно, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон. Я очень люблю Вуячича, Гуляева и Богатикова. Советская официальная эстрада привлекала меня своей нравственностью и строгостью. А какие поэты – песенники!  Людочка, мы говорим, Александра Пахмутова – подразумеваем, - Николай Николаевич Добронравов, - поэт, её супруг. Тут уместно будет вспомнить его стихи:
«Эстрадный тост».
Мир эстрады, как прежде, неистов.
Только есть измененье в судьбе:
Выбегают на сцену «артисты» —
Аплодируют… сами себе!
Сколько в аплодисментах старанья!
Сколько в них любованья собой!
То ли просят они подаянья,
То ли власти хотят над толпой…
И когда побеждает бравада
Этих странных, нелепых хлопков,
Вспоминается наша эстрада
Не таких уж далёких годов,
Где рождалось само вдохновенье
Под российский щемящий напев…
Сколько гениев было на сцене,
Сколько было на ней королев!
Были розы на сцене и слёзы, —
Но в тогдашней нелегкой судьбе
Не просил подаянья Утёсов,
И Вертинский не хлопал себе!
Нынче творческий труд обесценен,
И сомнителен весь хит-парад.
Ах, как хлопают бодро на сцене!
Ах, как искренне в зале молчат…
Люди знают дурную манеру
Этих так называемых «звёзд»,
Разевающих рот под «фанеру»,
Лишь себе посвящающих тост.
…Так давайте поднимем бокалы
За талантливость жестов и слов,
За овации строгого зала,
За достоинство честных певцов!

Но это была только верхушка айсберга. Дальше я полюбил романсы. Когда полюбил тебя, я полюбил их еще больше. И дальше я услышал в интернете великих мастеров эстрады дореволюционной: Анастасию Вяльцеву, Михаила Вавича, Надежду Плевицкую, Юрия Морфесси. Но самую первую среди всей этой плеяды я услышал московскую цыганку Варю Панину (1872-1911). И по мере того, как я её слушал, мне захотелось побольше узнать об этой женщине. Стала накапливаться информация, и я написал о ней целый очерк. Это был 2012 год. В том же году у меня зародилась идея создать целый цикл биографических очерков под названием «Свет далёкой звезды». Это очерки о выдающихся мастерах российской эстрады начала двадцатого века и первой волны русской эмиграции. И я почти создал этот биографический цикл. Ведь эти имена почти забыты, и сегодня мало кому о чём скажут. У меня написаны целые книги, Люда!  В 2017м мы в соавторстве с одним хорошим человеком написали большую книгу о Варе Паниной. И ты, милая моя, косвенная первая «виновница» этого всего! Потому что, если б я не полюбил тебя, я никогда не полюбил бы и творчество Варвары Васильевны! А не полюби я творчество Варвары Васильевны, я бы не пошел дальше и не стал бы писать этот биографический цикл! Всё гениальное просто, Люд! Именно Панина своими романсами о безответной и неразделенной любви попадала в мои эмоции, моё настроение!  А кто невольно породил во мне эти эмоции? Моя бывшая учительница информатики, Людочка Рассолова! Так что, ты ТАКОЕ влияние оказала на моё творчество, что не отвертишься, милая!   В дальнейшем я планирую расширить этот цикл и включить туда биографии не только вокалистов, а вообще всех великих русских людей, имена которых сегодня не вспоминают.
Знаешь, однажды, еще в школьные годы, ты мне приснилась. И во сне я сказал тебе то, что было на душе: «Я люблю Вас, Людмила Валентиновна!» И, о чудо! Ты положила свою прелестную головку на моё правое плечо, и твои  прекрасные, синие глаза мечтательно заблестели… Я проснулся таким счастливым, Люда!!!!!!!!!!!!!!!!!! Жалко, что это был всего лишь сон…  И он был не в руку. Первый романс из репертуара Вари Паниной, который хочу здесь привести, так и называется:  «Вчера я видел Вас во сне». Потом пойдем дальше.




«ВЧЕРА Я ВИДЕЛ ВАС ВО СНЕ»    муз. С. Соротина., слова Якова Пригожего.

Вчера я видел вас во сне.
И полным счастьем наслаждался.
О, если б можно было мне,
Я никогда б не просыпался.

Доверчиво ко мне на грудь
Головку нежно вы склонили,
Ах, я шептал: "Я вас люблю", -
«Люблю», - вы тихо повторили.
Сегодня вижу наяву
Я в вас, увы, совсем другое.
Нет, я себя не обману
Я своевольною мечтою.

Насмешкой злою взор блестит,
И говор ваш готовит муку,
Как будто хочет подтвердить,
Что этот сон совсем не в руку.

И думал я, что не живу,
Что в рай душа моя стремится.
Увы, не может наяву
Мне этот сон осуществиться.

Ваш взгляд способен ослепить,
Во мне все тёмно и ничтожно.
Зачем же суждено любить,
Чего достигнуть невозможно.


«ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ».

Слова и музыка Марии Пуаре.

Я грущу, если можешь понять
Мою душу доверчиво нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою, странно мятежную.

Мне не спится в тоске по ночам,
Думы мрачные сон отгоняют,
И горючие слезы к очам,
Как в прибое волна, приливают.

Как-то странно и дико мне жить без тебя,
Сердце лаской любви не согрето.
Но мне правду сказали: «моя
Лебединая песня пропета.


«ЖАЛОБНО СТОНЕТ  ВЕТЕР ОСЕННИЙ».

Музыка Д. Михайлова
Слова А. Пугачева

Жалобно стонет ветер осенний,
Листья кружатся поблекшие.
Сердце наполнилось чувством томления,
Помнится счастье ушедшее.

Помнятся летние ночи веселые,
Нежные речи приветные.
Очи лазурные, рученьки белые,
Ласки любви бесконечные.

Все, что бывало, любил беззаветно я,
Все, во что верилось мне,
Все эти ласки и речи приветные
Были лишь грезы одне.

Грезы. Так что же в часы пробуждения
Ночью холодной без сна,
Горят в очах слова убеждения,
Счастье, любовь без ума.


«ВСЕГДА И ВЕЗДЕ ЗА ТОБОЮ».

Музыка неизвестного автора, переложение С. Гердаля
Слова Н. Дервиза

Всегда и везде за тобою,
Как призрак, я тихо брожу,
И с тайною думой порою
Я в чудные очи гляжу.

Полны они негой и и страстью,
Они так приветно глядят,
И сколько любви, сколько счастья
Они мне порою сулят.

Быть может, и время настанет,
С тобою не будет меня,
И в очи те чудные, станет
Смотреться другой, а не я.

Другому приветно заблещут
Твои огневые глаза...
Как вспомню их, сердце трепещет,
И тихо струится слеза.




«Я НЕ МОГУ ТЕБЯ ЗАБЫТЬ»
Цыганскій романсъ.

Напрасно я забыть тебя стараюсь
И страсть хочу разсудкомъ заглушить,
Напрасно я другими увлекаюсь,
Я не могу тебя забыть.

Но эта мысль, какъ змей, мне сердце гложетъ
Что ты моей, моей не можешь быть.
Счастливъ, кто все на свете забываетъ,
Я не могу тебя забыть.

Все говорятъ, что ветренъ я бываю,
Что не могу одну тебя любить,
Но отчего другихъ я забываю,
Но не могу тебя забыть.

Но нетъ! Никто моей души не знаетъ
И чувствъ моихъ не сможетъ оценить;
Счастливъ, кто все на свете забываетъ,
Я не могу тебя забыть.


Да, все эти романсы исполняла Варвара Васильевна Панина когда-то, сначала на подмостках ресторана «Яр», а потом и на большой сцене…

Ну и последний старинный романс – это «Ветка сирени», на стихи малоизвестного поэта серебряного века – Михаила Гальперина.
 
«ВЕТКА СИРЕНИ».

Музыка А. Волошина
Слова М. Гальперина

У вагона я ждал, расставаясь с тобой,
Полный грусти прощальных мгновений,
И в мечтах о былом, вся душою со мной,
Ты мне бросила ветку сирени.

Резкий голос звонка нас от дум оторвал,
Налетели потоки сомнений.
И, тебе глядя в след, весь в слезах, целовал
Я прощальную ветку сирени…

Поезд где-то исчез в серой дымке вдали,
Проплывали вечерние тени,
И бесцельно я брел по дороге в пыли
С одинокою веткой сирени.

Я вернулся к себе…  Этот вечер унес
Все надежды, всю радость стремлений…
В эту ночь отцвела от объятий и слез
Истомленная ветка сирени…


И я, как та ветка сирени одинокая, истомленная без тебя! Без тебя, но с тобой, потому что вдохновляюсь тобой, твоим образом 20 лет!!!!!!!!!!  Как же все-таки, Людочка, я тебя люблю!!!!! Еще, казалось, недавно совсем ты водила свою Анечку к нам в школу с наказом: «Не забудь вторую обувь!» А теперь ты… бабушка! Бабушка, моя любовь!!!! У тебя такая симпатичная, такая прелестная внучка, такая беленькая… Я видел на фото Аниных. Скоро, совсем скоро ты и её поведешь в нашу родную школу… Я знаю, я верю, что ты замечательная бабушка! Добрая, мудрая и справедливая! Счастья тебе, моя любимая!!!! Пусть еще долго-долго, да пусть никогда не падает седина на твои волосы! Антонина Игнатьевна Фомичёва, моя старая учительница физкультуры, любила говаривать: «Вот придешь, придешь еще взрослым в школу, каждой ступеньке поклонишься!» И поклонюсь, Люд! Потому что этой ступеньки касалась твоя нога…  Красавица ты моя, ангел мой небесный! Солнце моё золотое! Счастье ты моё несбывшееся!!!!! Глазки мои, синие-синие, как два океана… Носик мой… Кстати, мне всегда нравилась твоя форма носа! Людочка, у тебя самый лучший нос на свете, правда-правда! И еще я очень горжусь тобой, моя радость!!!!!!! Ты теперь завуч, вот уже несколько лет как, а это ой какая сложная работа!!!! Если эти письма издадут отдельной книжкой, и ты ее прочитаешь, знай, моя любовь к тебе безгранична, но она ни в коем случае не угрожает твоей семье, как жизнь сложилась, так сложилась, и я никого не виню. Значит надо было мне все эти душевные муки пройти! А все, что нас не убивает, делает нас сильнее, так ведь? Сегодня рождественская ночь, с Рождеством Христовым, дорогая моя!!!! Пусть когда ты спишь, небесные ангелы спустятся к тебе и поцелуют в глазки… Сладость моя! Как же я хочу тебя увидеть и обнять, с тобой поговорить, моя Людочка Рассолова! Даст Бог, еще встретимся, поговорим!  Потому что ты уже огромная часть моей биографии. И никуда мы от этого не уйдем. Как пелось в одной советской песне: «Мне не думать об этом нельзя, и не помнить об этом не вправе я, это наша с тобою судьба, - это наша с тобой биография!» Это наша с тобой биография, Людмила Валентиновна Рассолова!  Пусть и горькая. Ну а на прощанье мой талисман, песня из репертуара великолепной Нани Брегвадзе,  «Снегопад», песня, которую Нани мне пела лично, в Туле на концерте:
Автор текста (слов):
Рустайкис А.
Композитор (музыка):
Экимян А.
Я еще не успела испить свою осень,
А уже снегопад сторожит у ворот,
Он надежды мои как дороги заносит,
И грозит застелить надо мной небосвод.
Снегопад, снегопад, не мети мне на косы,
Не стучись в мою дверь, у ворот не кружи.
Снегопад, снегопад, если женщина просит,
Бабье лето ее торопить не спеши.
Не спеши, снегопад, я еще не готова,
Ты еще не успел мою душу смутить,
Неизлитую боль лебединого слова
Не тебе, а ему я хочу посвятить.
Снегопад, снегопад, не мети мне на косы,
Не стучись в мою дверь, у ворот не кружи.
Снегопад, снегопад, если женщина просит,
Бабье лето ее торопить не спеши.
Я еще разобьюсь о твою неизбежность,
Голубая метель запорошит мой дом,
Я прошу, снегопад, не заснежь мою нежность,
Не касайся любви леденящим крылом.
Снегопад, снегопад, не мети мне на косы,
Не стучись в мою дверь, у ворот не кружи.
Снегопад, снегопад, если женщина просит,
Бабье лето ее торопить не спеши.

Не болей и не старей, моя хорошая Людочка!!!! Храни тебя Господь!!!!
До свидания, может быть, до встречи!!!!! Целую, обнимаю. Вечно преданный тебе, твой коллега и бывший ученик Пучков Евгений.

               
                Ночь под Рождество, 2023г.


Рецензии