Портфель

Люська и Толька – соседи. Они ровесники. Правда, Толька старше Люськи на целых двадцать восемь дней, что даёт ему право считать её мелюзгой. Их объединяет ещё одно: в этом году им идти в школу, в первый класс. И если для Люськи это радостное и волнительное событие, то для Тольки это настоящая зубная боль. Слышать о школе он ничего не хочет, злится, убегает. А соседке только бы про неё и поговорить.

Люська – девочка худенькая, тоненькая, её белобрысые волосы заплетены в тугие косички. А Толька – мальчишка крепенький. На улице, дома его все зовут Рыжим. Действительно, он рыжий. Его волосы имеют цвет луковой шелухи. Мальчишка и не обижается: Рыжий так Рыжий. Но Люська старается его так не называть. «Зачем, - рассуждает она, - ведь у него имя есть».

На прошлой неделе родители купили будущим первоклашкам учебники. С тех пор Люська редко выходила на улицу: всё учебники перекладывала с места на место, картинки рассматривала, читала Букварь.

- Ты чего пропала? – встревожился Толька.
- Ничего я не пропала, - отвечала соседка. -  Я Букварь читаю.
-Чи-та-ешь? – по слогам произнёс изумлённый мальчишка. - Это как это?
- Очень просто. Беру книгу, нахожу какую-нибудь страницу, пальцем слежу по строчкам и читаю. Интересно!
- Прямо уж! Не верю я! Там знаешь сколько букв? Тыща! – Толька крутит рыжей головой и никак не может понять, как это Люська смогла научиться читать.
- И не тыща! Меньше! – отвечает Люська.- А ты буквы знаешь?
- Знаю! Одну! – отвечает Толька.
- Какую? Как называется? – допытывается девочка.
- Молоточек! – торжествующе отвечает мальчик. – Эта буква первая в моём имени.
- Молоточек? – Люська залилась звонким смехом. - Эх, ты, голова садовая! Такой буквы и нет совсем!
- Есть!
- Нет!
- Есть! Вот гляди! – Толька берёт прутик и рисует в пыли букву.
- Так ведь это буква «Тэ»! Какой же это молоточек? – изумлённо спрашивает Люська.
- Навыдумывали вы каких-то «тэ»… Она же на молоток похожа. Так и называть её надо. А вы только голову морочите. Не хочу я в эту школу, - обречённо говорит Толька. – Может, не пойдём?

В его голосе звучит надежда на то, что соседка его поддержит, и тогда уж вдвоём-то они как-нибудь откажутся от этой школы. Но нет. Люська трясёт решительно косичками и топает от недовольства ногой.

- Пойдём! Там интересно! Мне папа с работы белую бумагу  принесёт. Мы ей учебники обложим, чтоб они чистые были. А в книгу я закладку положу – красивый фантик. Хочешь, я и тебе фантики дам? – Люська участливо заглядывает прямо в лицо соседу.
- Вот ещё чего! Нужны мне твои фантики! А книжки моя мамка давно уж в газеты обернула. Сойдёт! У нас газеты большие. На две книжки одной газеты хватило, - сообщает Толька.
-А мне папа палочки для счёта нарезал, - сообщает Люська. – Ровненькие. Фиолетовые. Вооон с того куста брал, - девочка указывает Тольке на куст в соседнем овражке.
- Мне Вовка тоже нарезал. А мамка их резинкой связала. Там тыща штук! – говорит Толька.
- Тыща? – не верит Люська. – Тыща – это вот какой пучок палочек будет. Нет, у меня не тыща. У меня сто.
Люська попрыгала вокруг мальчишки на одной ноге, а потом ошарашила соседа следующей новостью:
- А у меня ещё магазинные палочки есть! В пенальчике! Десять штук! Голубенькие!
- Врёшь! – Тольке явно начинает надоедать разговор с соседкой, которая к тому же выдаёт одну новость за другой. – Покажь!

Люська срывается с места и несётся домой. Толька видит, как на крылечке Люськиного дома в разные стороны летят её сандалии. Толька слегка злится на себя: слишком уж он много интереса проявил к школьным делам. Не годится так! Надо свою линию гнуть. Может, тогда отстанут от него с этой школой-то, будь она не ладна!

Но вот уже Люська снова на крылечке, торопясь, надевает сандалии. Толька слышит, как её бабушка Аграфена кричит внучке, зовёт её есть. Но у девочки есть дела поважнее обеда. Она подбегает к соседу, разжимает кулачок и суёт под нос Тольки круглый небольшой пенальчик. Девочка открывает его, и мальчик видит голубые плоские пластмассовые палочки для счёта.

- Эх, ты! – восторженно произносит он. – Настоящие!
- Ага! Настоящие! Мне папа купил, - девочка торжествует. – А ещё линейку деревянную. И треугольник. И стёрочку. Маленькую такую!
Мальчик убит. Да, соседка явно не отступит от похода в школу. «Ишь, как подготовилась!» - мысленно говорит он.
- Да, если бы у меня такие палочки были, я, может, тоже в школу захотел, - говорит он. – А Вовка говорит, что и из прутиков сойдёт.
Вовка – средний брат Тольки. А ещё есть Сашка. Они уже старшеклассники и понимают, что к чему. Мальчику явно нечем крыть, поэтому он заявляет:
- А портфеля у тебя и нет! Как без него? – радуется непонятно чему мальчишка. – Хватит ерундой заниматься! Пойдём на пруд! Вода тёёёёплая!
- Я с бабушкой потом пойду, - отвечает Люська.
- С бабушкой! Эх, ты! Мелочь! – и Толька уносится вихрем на пруд.

Однако Толькины слова про портфель прочно засели в голове будущей ученицы. Она загрустила не на шутку. Бабушка даже лоб у неё потрогала: не расхворалась ли внучка? Но лоб был холодный, а настроение совсем пропало. Люська даже есть отказалась, чем совсем расстроила бабушку.

- Ну, что ты за едок? У тебя сил совсем не будет, - увещевала бабушка. – Ты и портфель-то до школы не донесёшь.
- У меня нет портфеля, - в глазах девочки сверкнули слёзы.
Но бабушка слёзы не заметила, а вечером жаловалась на внучку, что не ест она ничего, а всё потому, что приучили её к молоку с сахаром.
- Она молока-то надуется с сахаром и не ест потом ничего. Баловство одно! – ворчала старушка.
- Ты, мать, не ворчи, - говорил ей сын. – Ты ей суп-то в красивую тарелку налей. С цветочком. Она ложкой-то зачерпнёт и увидит цветочек на дне. Вот и захочется ей ещё на него посмотреть. Так и съест, поди-ка, сколько-нибудь. А молока не жалей! Детям от него только польза.
- А я жалею что ли? – вскинулась бабушка Аграфена. – Она сладким аппетит перебивает.

А Люська тем временем не знала, как заговорить про портфель. Она хоть и росла «оранжерейным цветком», как про неё говорили некоторые, но не любила о чём-либо родителей просить. Они каждый день работали, уставали, зарабатывая деньги. И всё ей покупали. «Но портфель… - думала девочка. - Ведь как же без него в школу идти?» Думала она, думала и придумала «хитрую хитрость». Так она определила свою задумку.

- Мам, а в школу книжки в чём носят? В руках? Если их в газетку завернуть…- начала она разговор.
- Нет, конечно! Сейчас детки в школу с портфелем бегают. Сумка такая школьная. С замочком.
- С каким замочком? Как у нас на чулане? – спросила маму дочка.
- Нет, не с таким замочком. Он такой маленький, кругленький, спереди на сумку приделанный. Вот купим тебе портфель, и увидишь, - сказала мама.
Хитрость удалась! Люська услышала долгожданное обещание купить ей портфель.
- Мам, а когда вы мне портфель купите? Я в школу-то не опоздаю? – продолжала допрос Люська.
- Вот папка принесёт получку, сходим на базар или в универмаг и купим, - мама и не догадывалась, какие бури бушуют в дочкиной голове.

 Но Люська успокоилась: родители никогда ещё её не подводили и не обманывали.
И вот долгожданный день настал. Люське купили портфель. Коричневого цвета, он был похож на шоколад, до которого девочка была очень охоча. Портфель поблёскивал блестящими уголками и замочком. Внутри было два отделения.

- Вот сюда положишь книги, а в другое отделение тетради, другие мелочи, - объяснял папа дочке, как она должна раскладывать вещи в сумке.
- Нюра, - обратился он к жене, - Люсин класс будет первым, кто будет использовать не чернильные ручки, а новомодные, шариковые. Учительницу Люсину видел. Она и сказала.
- Это хорошо! Клякс не будет в тетрадках, - ответила Нюра.

Шариковые ручки дома были. Целых две штуки.  Их папа из Москвы ещё в прошлом году привёз. Но в подготовительном классе ребята писали карандашом, а шариковые ручки использовать не разрешали. Школьники носили в класс чернильницы и перьевые ручки.

Через несколько дней все соседи были взбудоражены страшным криком, который доносился из Толькиного дома. Мальчишка орал дурным криком. А пойти и спросить, в чём дело было неудобно. Однако Николай, Люськин папка, услышал, как сосед говорил сыну:
- Ёшь твою корень! И чем тебе это не портфель?
«Ёшь твою корень» - любимое выражение Михаила, Толькиного отца. Он никогда не матерился, а вот эти слова употреблял и в гневе, и в радости, и при удивлении – всегда.

- Толька опять бунт устроил, - объяснил Николай дома шум у соседей.
Но через час к ним вошла, запыхавшись, Зина, мать Тольки. В руках она держала новенький портфель ярко-красного цвета.
- Вот, соседушки, полюбуйтесь! Купили сегодня портфель Тольке, а он ему не глянулся! – говорила расстроенная женщина. – А какая сумка хорошая! С уголками, замочком. Два отделения в нём. Да ещё кармашек спереди для ручки да линейки. Нет! Орёт, как оглашенный! Ребята ему уж толкуют, что портфель прочный: и драться им можно, и с горы съехать… Орёт! Паразит какой!

Соседи взяли из рук Зины портфель, Люська тоже подошла поближе. «Эх, ты! Какой портфель красивый! Даже лучше моего! И кармашек есть…» , - думала девочка.
- Люсенька! Миленькая! Выручай нас, моя сладкая! Давай поменяемся портфелями! Ведь гляди, какой у нас хороший! Под крокодиловую кожу…
Люська глянула на родителей. «А вдруг обидятся?» - подумала она. Но тут дело решил папка:
- Люсь, чего это Толька пойдёт в школу с красным портфелем? Он ведь мальчишка. Ему потемнее сумку надо, а то ещё замажет… Может, поменяетесь?
- Люсенька, согласись, пожалуйста! Изведёт меня этот паршивец… Заявил нам, что мы его зимой в девчачью шапку наряжали, он стеснялся, говорит. А теперь, говорит, и сумку девчачью купили. Какой жених отыскался! Вот я ему всыплю!

Девочка подозвала папку и что-то зашептала ему на ухо.
- Заговорщики что-то удумали снова, - засмеялась Нюра, ободряюще похлопав Зину по руке.
А Люська сбегала в переднюю избу и через несколько минут вышла с коричневым портфелем.

- Давайте меняться, тёть Зина! А ещё вот эти палочки отдайте Тольке. Они магазинные, настоящие. Теперь он не отвертится! Пойдёт в школу, как миленький.  Сам мне говорил. А мне папа другие палочки купит, - девочка взяла в руки красный портфель и вприпрыжку помчалась в комнату раскладывать школьные принадлежности по своим местам.

Она была довольна и красивым портфелем и тем, что не придётся одной идти в школу. Толька, хоть и озорник, но её в обиду точно не даст!


Рецензии
Интересный рассказ.
Подниму в рейтинге.

Виктор Николаевич Левашов   24.02.2023 13:11     Заявить о нарушении
Спасибо большое за внимание и понимание!

Людмила Хрящикова   24.02.2023 14:26   Заявить о нарушении