89. Фильм У озера. Шукшин
http://proza.ru/2022/12/02/127
В 1971 году у нас появился свой телевизор, хоть и маленький, хоть и чёрно-белый, но СВОЙ! Теперь не надо было обивать чьи-то пороги, проситься на просмотр каких-либо передач, сидеть в чужих квартирах в некотором напряжении и застылости на стульчике перед экраном, потому как не дома!
Сначала хотелось смотреть все передачи подряд, настолько это было здорово иметь собственный "голубой экран" дома. Спортивные соревнования и турниры, КВН, "Алло, мы ищем таланты", концерты советской и зарубежной эстрады, художественные фильмы и сериалы, мультфильмы и, даже, что уж там таить, программы "Здоровье", "Клуб кинопутешественников", "В мире животных", "Сельский час". Всё было захватывающе интересно нам, не избалованным зрелищами.
Помню, как популярен был в Советском Союзе польский сериал "Ставка больше, чем жизнь" со Станиславом Микульским в главной роли. Бравый польский офицер постоянно попадал в опасные ситуации, но всё время благополучно выворачивался из них — так сказать, выходил сухим из воды. Сериал держал зрителя в неослабевающем напряжении, советские зрители переживали за судьбу симпатичного польского офицера, вечером все спешили к телевизорам, и дворы стремительно пустели — это было для меня так удивительно! Никто не хотел пропустить ни одной серии!
Я, конечно, немедленно влюбилась в Микульского и пополнила с удовольствием многочисленную армию его поклонниц. Впрочем, некоторые зрители мужского пола язвили в адрес капитана Клосса: дескать, если бы не он, то не одержать бы прогрессивному человечеству победу над нацистской Германией.
А весной 1972 года по советскому телевидению был показан недавно отснятый советский двухсерийный фильм (1969 год). Выход фильма "У озера" явился значительным событием в культурной жизни страны и, будучи глубоким по своему содержанию, поднимал очень важные вопросы нравственного порядка, раскрывал животрепещущую тему защиты окружающей среды, охрану уникального озера Байкал, вызывал многочисленные дискуссии в обществе и в прессе, фактически, расколов спорщиков на два непримиримых лагеря: тех, кто ратовал за дальнейшую активную индустриализацию страны и тех, кто понимал, какой непоправимый вред несёт такое агрессивное недальновидное хозяйствование.
Кроме того, в картине снимались замечательные талантливые артисты, большинство из которых я видела впервые. Фильм смотрелся на одном дыхании: казалось, артисты не играют свои роли, а проживают их, и мы, зрители, проживаем все события вместе с ними. Юная красавица Лена (Н.Белохвостикова) мне не очень понравилась своей, как мне показалось, несколько нарочитой принципиальностью, высокомерием, суховатостью, излишней категоричностью, зато её папа, профессор Бармин (Олег Жаков), покорил меня какой-то домашней теплотой, жизненной умудренностью и сдержанностью, добротой, неподдельным переживанием за судьбу Байкала.
В этом же фильме я впервые приметила скуластого необычного актера и запомнила его имя: Василий Шукшин. Вроде как невзрачный внешне, он сразу обращал на себя внимание: скрытой, невысказанной болью в глазах, нервной усмешкой, какой-то честностью высшего порядка, простотой и искренностью, необъяснимой притягательностью. Кроме того, герой был относительно молод для такой ответственной работы (ведь большинство руководящих постов в стране занимали, как правило, пожилые и очень пожилые мужчины) — это тоже сразу бросалось в глаза, и зритель понимал, что Черных этот не так прост, как кажется, если ему доверили занять такое важное место.
Мне же ещё предстояло впереди огромное удовольствие познакомиться с великолепной прозой Василия Шукшина, щемящей и будоражащей душу, с его пронзительными фильмами: "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину".
Позиции и профессора, и его дочери были понятны и однозначны. А вот позиция директора строящегося на Байкале целлюлозо-бумажного комбината Черныха (В.Шукшин) была двойственной: с одной стороны, он, выросший в здешних местах, безусловно, болел душой за уникальный водоём, национальное достояние России, да и всего Советского Союза, а, с другой стороны, как руководитель крупного промышленного предприятия, понимал, какой невосполнимый урон нанесёт природе строительство комбината прямо на берегу этого удивительного по размерам, по чистоте и качеству воды озера.
Фильм как будто обрывался со смертью профессора Бармина, многое осталось недосказанным, но, мне думалось, что Черных, возможно, уйдёт с этого комбината, даже ценой разрушения своей карьеры и потери партбилета, но зато сохранив в себе совесть и человеческое начало. Верилось в такой финал.
Помню, у меня тогда мелькнула мысль:"Нет, не может быть! Это надо быть идиотами или вредителями, чтобы строить такое чудище на Байкале!" Я не учла тогда, что есть ещё и третья разновидность "решателей" судьбы Байкала — "шкуры-партократы" и "шкуры-чиновники", которые ради прибыли и своих шкурных интересов не то что озеро, а и мать родную предадут и продадут, прикрываясь именем партии, велением времени, нуждами страны на тот момент и, якобы, "заботой" о величии и процветании Родины.
Позже время показало, как правы были здравомыслящие совестливые люди, протестовавшие против строительства и предсказывающие возможную гибель Байкала. Все последующие годы комбинат изо дня в день загаживал озеро своими ядовитыми стоками, все эти опасные вещества накапливались на дне уникального водоёма, убивая обитателей озера и разрушая особенную биосферу.
В 2013 году комбинат признали нерентабельным, он был остановлен, корпуса стоят заброшенные с тех пор и постепенно разрушаются. А рядом с озером остаются заполненные под завязку накопители вредных отходов, которые при бездействии властей могут попасть в Байкал вдобавок к тем отходам, которые уже в озере. Кстати, на том комбинате засветился небезызвестный олигарх Дерипаска — наш пострел везде поспел. А в когда-то чистейшем озере теперь ограничено купание, так как это опасно для здоровья людей.
К величайшему сожалению, тема Байкала и по сей день остаётся животрепещущей: обширные пожары, незаконная вырубка леса, в том числе и ценного кедра, преступно неразумное хозяйствование в этой уникальной зоне, многочисленные туристы — всё это, в совокупности, наносит непоправимый вред природе и приближает с ужасающей скоростью экологическую катастрофу в данном регионе. Слава Богу, находятся ещё смелые, неравнодушные люди, которые восстают против произвола чиновников, набивающих всеми правдами и неправдами свои карманы; люди, которые борются за лучшее будущее Байкала и открыто говорят преступникам от власти:"Руки прочь от Байкала! Это народное достояние!" Этим смельчакам, как никогда, требуется широкая поддержка общества, нужна разработка какой-то формы строгого и неподкупного народного контроля, способного остановить вороватых ненасытных чинуш.
В середине шестидесятых и начале семидесятых годов обострились споры и противостояние между общественностью и партийно-хозяйственной номенклатурой в лице руководителей горкомов, обкомов, руководителей крупных предприятий. Промышленники-временщики под руководством партии ставили интересы своих заводов, фабрик, комбинатов выше заботы о здоровье людей, о состоянии окружающей природы, о чистоте воздуха, рек, озёр, морей. На словах они бренчали бесконечными обещаниями "наладить", "обеспечить", "внедрить", "модернизировать", а на деле чёрные (или другого цвета) стоковые воды беззастенчиво и неустанно спускались во все близкие к промышленным монстрам водоёмы, а из труб разного диаметра и разной высоты вырывались в небо клубы черного или серого дыма, заволакивая ядовитой пеленой все окрестности.
В советских газетах и журналах постоянно публиковались фельетоны, карикатуры и критические статьи на тему охраны природы, но всё это было беззубо, беспомощно, бесполезно. Казалось, что все эти материалы допускались к публикации теми, кто свыше, чтобы спустить, в некоторой степени, пар недовольства активистов и народных масс.
В фильме "У озера" из уст главной героини Лены Барминой прозвучало стихотворение Блока "Скифы", которое я услышала впервые и тут же решила выучить. И хоть многое мне было непонятно в нём, но оно поражало своей горячностью, страстностью, призывом к миру и, одновременно, своей непримиримостью.
Вообще, в советское время поэзия влекла к себе многих думающих людей в нашей "самой читающей стране", как тогда было принято говорить. Имена современных поэтов Е.Евтушенко, А. Вознесенского, Р.Рождественского и других стихотворцев гремели по стране, их вирши звучали на литературных вечерах, писались песни на их стихи, народ читал поэтические сборники, взятые в библиотеке или купленные, по случаю, в книжных магазинах.
В конце третьей четверти в нашей школе было решено провести концерт художественной самодеятельности, в котором я насмелилась прочитать эти самые "Скифы" и довольно патетическое стихотворение Евгения Евтушенко "Идут белые снеги" (оно было на пике популярности в тот момент). Прочитала я их от души, ни разу не сбившись, потому что дома репетировала декламацию бесчисленное количество раз.
А ещё мы с подругой Людой подготовили какую-то юмористическую сценку на школьную тему, где мне выпала роль мальчика-школьника. Одна из одноклассниц для моей роли принесла свой красивый тёмно-зелёный костюм-двойку: брюки и жилет, сшитые на заказ в ателье. Перед и зад брюк были, практически, неотличимы, совсем как в той поговорке:"Где зад,где перёд — никто не разберёт!". В спешке, переодеваясь, я повертела брюки в недоумении и, всё-таки, напялила их задом наперед, забыв, с какого бока должна быть молния, и вот так, на виду у всего полного актового зала школы, бодро прохаживалась по сцене, войдя в роль. До сих пор, вспоминая, немного смущаюсь, но тешу себя надеждой, что никто не обратил на этот казус внимания! Впрочем, теперь-то уж точно - всё равно!;)
Продолжение следует: Глава 90. А у нас во дворе...
http://proza.ru/2023/01/09/155
Свидетельство о публикации №223010800104
Николай Серяков 02.06.2023 05:36 Заявить о нарушении