Как зеки спасли Сталинград, страну и весь мир

Эта сторона Сталинградской битвы совершенно не известна тем, кто изучал её по учебникам СССР. На неё, как и на историю ГУЛАГа, частью которой она является, ещё в сталинские времена было наложено строгое идеологическое табу. Но и в постсоветской России данный вопрос не получил пока достаточно полного освещения. Делаю здесь попытку дополнить и обобщить опубликованную на сегодняшний день разрозненную информацию, исправив допущенные ранее некоторыми исследователями ошибки и недомолвки.

Ч.1. Стратегическая ситуация к началу Сталинградской битвы

В июле 1942 года положение СССР вновь, как и в конце 1941 г., стало по-настоящему катастрофическим. Под мощными ударами врага оборона на всём южном фланге советско-германского фронта рухнула, и огромный поток немецких войск устремился к Волге и Большому Кавказскому хребту. Для быстрого восстановления прочной обороны на юге сил не хватало – большая часть накопленных зимой резервов была бездумно израсходована в проведённых по настоянию Сталина провальных наступлениях одновременно почти на всех фронтах весной 1942 года.

Самая тяжёлая ситуация сложилось на сталинградском направлении. Возникла прямая угроза потери Сталинграда. Между тем, сдавать его немцам было никак нельзя. И дело тут не в названии города. Взяв его, Гитлер планировал сразу двинуть освободившиеся войска либо на север вдоль правого берега Волги, либо на юг, для усиления своей группировки, наступающей на Кавказ. И то, и другое было крайне опасным для СССР: первое позволяло отрезать от сырья и топлива Московский промышленный район, выводя немцев на коммуникации, связывающие его с Уралом и восточными частями страны, а второе - захватить места добычи большей и лучшей части советской нефти.

Потеря промышленного центра делала невозможной также дальнейшую оборону Ленинграда и Мурманска – баз Балтийского и Северного военных флотов. Утрата же кавказской нефти резко ограничивала использование военной техники, что лишало СССР шансов на перелом в войне. Были бы также перекрыты два из трёх маршрутов доставки в страну грузов по ленд-лизу - мурманский и иранский, от которых в немалой степени зависели снабжение фронта, работа тыла и подготовка новых стратегических резервов.

Кроме того, захват противником Кавказа ставил в критическое положение и наших союзников, поскольку выводил немцев к границам Ирана и Турции, руководство которых только этого и ждало, чтобы вступить в войну на их стороне. Это, в свою очередь, делало почти неизбежной потерю англичанами всех своих колоний и протекторатов в южной Азии, включая «жемчужину британской короны» Индию, к которой уже рвались с востока, через Индокитай, японские войска. В итоге был бы отрезан от англо-американской помощи Китай, что делало его капитуляцию перед Японией делом самого ближайшего будущего. Последнее позволяло империи микадо бросить освободившиеся силы против СССР (что автоматически закрывало ему и восточный маршрут ленд-лиза), причём не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири и Средней Азии, подключив к нападению вассальный Китай и других азиатских соседей СССР. В такой ситуации шансов выиграть войну у антифашистского блока практически не оставалось.

Ч.2. Главная причина победы советских войск под Сталинградом.

Итак, от результатов битвы под Сталинградом зависел исход всей 2-й мировой войны. Благодаря чему же Красной армии удалось выиграть её? В советских учебниках истории, да и в современных российских тоже, причины победы сводятся к особой эффективности социалистической системы, обусловленному ею массовому героизму граждан СССР на фронте и в тылу и талантам отличившихся полководцев, включая высшего руководителя армии и страны Сталина. Даже если бы всё это было правдой (что далеко не так), одних лишь этих причин было в тех условиях совершенно недостаточно для победы, и вот почему.

Сталинградское направление оказалось крайне неудобным для обороны, поскольку к началу Великой Отечественной войны все железные дороги, необходимые для переброски войск и военных грузов, подходили к Сталинграду только с западной стороны, с которой и наступал теперь враг. Две из трёх этих дорог к середине июля уже были отрезаны им на западе от других железных дорог страны. По этим двум дорогам в Сталинград эвакуировались, помимо беженцев, паровозы, подвижной состав, оборудование железных дорог, другие грузы. Всё это, вместе с продукцией предприятий города, скапливалось в районе Сталинграда, загромождая пути, поскольку пропускная способность третьей железной дороги (тоже однопутной), шедшей вдоль левого берега Дона и ставшей прифронтовой, не позволяла продвинуть их в тыл.

Правда, зимой 1941-1942 гг. к противоположному от Сталинграда берегу Волги была протянута однопутная ветка (Ахтуба – Паромная) от южной части Рязано-Уральской железной дороги, шедшей от Саратова по волжскому левобережью (линия Урбах – Астрахань). Но железнодорожного моста здесь не было, поэтому вагоны и паровозы перевозились через реку паромом. Это, а также низкая пропускная способность наспех построенной ветки, сильно замедляли грузооборот по ней, не позволяя вовремя разгрузить Сталинград и обеспечить снабжение оборонявших его войск.

Нужна была ещё одна железная дорога, надёжно соединяющая город по кратчайшему расстоянию с железнодорожной системой страны, и такая дорога, словно по волшебству, появилась в самый необходимый для этого момент. На самом деле никакого волшебства тут, конечно, не было. Просто строиться она начала за несколько месяцев до начала немецкого наступления на Сталинград. Решение об этом было принято Государственным комитетом обороны (ГКО) 23 января 1942 года. Данный факт подтолкнул некоторых почитателей Сталина заявить о гениальном предвидении высшим руководством страны возможности выхода немцев к Сталинграду.
Действительная же причина вполне объясняется сложившейся на тот момент обстановкой. Взглянем на карту (см. над статьёй).

До войны Сталинград, как крупный центр металлургической и машиностроительной промышленности, был связан железнодорожными линиями только с Московским промышленным районом, Донбассом и черноморскими портами северного Кавказа (главным образом, с Новороссийском). Именно оттуда он получал по ним необходимое топливо (уголь), сырьё (руду), оборудование и полуфабрикаты. В октябре 1941 г. немцы заняли западные части Донецкого и Московского промышленных районов и в значительной степени парализовали работу их незанятых частей. Сильно сократились и грузоперевозки по Чёрному морю.

Для продолжения работы сталинградской промышленности необходимо было привязать её к новым поставщикам, в первую очередь, к Уралу. Решение этой задачи первоначально связывалось со строительством железнодорожной ветки восточнее Волги (от Рязано-Уральской ж.д.), введённой в строй в январе 1942 г., но, как уже говорилось выше, её пропускная способность оказалась слишком мала. Тогда и было принято решение ГКО о строительстве так называемой «Волжской рокады», которая должна была связать Сталинград вдоль западного берега Волги со всеми железнодорожными магистралями, идущими от Урала к центру страны.

Ч. 3. Строительство и строители Волжской рокады

15 февраля ГКО издаёт новое постановление, которым передало строительство новой дороги НКВД, а точнее – Главному управлению лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС). Ещё через неделю Берия назначил руководителем строительства заместителя начальника ГУЛЖДС Ф.А.Гвоздевского, уже имевшего опыт использования труда заключённых на строительстве 1-го БАМа и вторых путей Транссибирской ж.д. в довоенные годы. Работники ГУЛЖДС провели изыскание трассы ж.д. и составили её проект, который был утверждён ГКО 17 марта 1942 года.

К этому времени строительство Волжской рокады уже фактически началось – вдоль трассы проводились новые и укреплялись старые грунтовые дороги. Основной рабочей силой и здесь стали заключённые. В дополнение к уже имевшемуся в Поволжье контингенту ЗК была переброшена часть заключённых с уже построенных ими участков БАМа (БАМ-Тында и Известковая-Ургал), вместе со снятым с них верхним строением пути (рельсами, шпалами, мостовыми фермами, оборудованием). Необходимость такого радикального шага диктовалась резким сокращением в войну производства рельсов в СССР из-за перевода соответствующих заводов на выпуск военной продукции (за весь 1942 г. было выпущено лишь 112 тыс. т. рельс, т. е. столько, сколько в 1940 г. выпускалось за 1 месяц).

Бамовцев направили на укомплектование созданного 25 января 1942 г. Саратовского ИТЛ, заключённые которого строили участок рокады от Саратова до Камышина (ст. Петров Вал). В июне 1942 г. туда привезли ещё 10300 заключённых из Южного ИТЛ (строившего западный участок БАМа от Тайшета до Братска). На 1 июля 1942 г. общая численность работников здесь составляла 24231 человек, из которых 1953 женщины (источник 1: http://old.memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-296.htm ). Заключённых среди них было 16221. Остальные – трудмобилизованные немцы (4994), вольнонаёмные (643), мобилизованные местные жители (596) (источник 2: ).

Южный участок рокады (ст. Петров Вал – Сталинград) строили заключённые Сталинградского ИТЛ (создан 25 января, 9 июня переименованного в Нижне-Волжский ИТЛ). На 1 июля 1942 г. в нём числилось 7751 чел.

11 сентября 1942 г. Саратовский и Сталинградский лагеря были объединены в один – Приволжский ИТЛ.

Самый северный участок (Свияжск – Ульяновск) строил Волжский ИТЛ (создан 22 февраля 1942 г.). На 1 июля он имел 5342 заключённых (источник 1), не считая трудмобилизованных немцев, которых к 1 августа насчитывалось здесь 23237 (на других участках рокады их было тогда 5521). Таким образом, в целом на строительстве Волжской рокады советских немцев работало к августу до 29 тысяч (источник 2). Судя по всему, именно они отмечены на приведённой выше диаграмме как «бойцы строительных батальонов».

Хотя мобилизованные в рабочие батальоны немцы формально считались свободными гражданами СССР, фактически их положение почти ничем не отличалось от положения заключённых. Согласно выпущенной в марте 1942 г. «временной инструкции о порядке охраны мобилизованных немцев, используемых на работах в лагерях и колониях НКВД СССР», охранять их полагалось в местах расквартирования, при передвижении к месту работы и обратно и непосредственно на производстве (источник 2), то есть везде. Как и заключённые, жили они за колючей проволокой.

Получается, что почти все строители Волжской рокады работали по принуждению, находясь под охраной НКВД, то есть фактически являлись рабами советского государства. Отношение к ним со стороны власти было соответствующим - они подвергались крайней степени эксплуатации. В войну норма труда для заключённых повышалась вдвое (с 9,5 до 21 р.), а продолжительность рабочего дня - до 12 часов и более, при крайне низком продовольственном обеспечении и тяжелейших условиях труда (источник 2).

О том, насколько огромным был износ рабочей силы на этом строительстве говорят следующие факты (Там же):
1.На участке Саратов-Петров Вал (где работали большей частью бамовцы) к 10 июля 1942 г. из 29,8 тыс. человек «лагерного контингента» к массовым работам оставались пригодны только 30%.
2. К концу 1942 г. из 44,6 тыс. чел. рабочих ПриволжЛага нетрудоспособные составляли почти 50 %.

Как результат, с апреля 1942 по сентябрь 1943 гг. только в Приволжском ИТЛ погибло 12972 человека, то есть в сутки умирало по 24 человека. В период же максимального напряжения работ на строительстве (июнь-октябрь 1942 гг.) процент погибших, разумеется, был значительно большим. Один из сотрудников санитарного отдела Саратовского ИТЛ на заседании лагерного партхозактива в 1942 г. отмечал: «Из лагерных подразделений в лазарет уже посылают только мертвецов. Такое положение может быть только от хамского отношения к людям» (Там же).

Ч.4. Вклад Волжской рокады в победу под Сталинградом

Первые поезда с военными грузами пошли по Волжской рокаде 7 августа 1942 года, в самый разгар оборонительного сражения под Сталинградом. Ввод новой однопутной линии между ст. Иловля и Камышиным (ст. Петров Вал) позволил сразу в несколько раз увеличить грузооборот между Сталинградским фронтом и военным тылом за счёт организации кольцевого маршрута Балашов – Поворино – Иловля - Петров Вал – Балашов, игравшего теперь роль двухпутной железнодорожной магистрали (от ст. Иловля до Сталинграда к тому времени уже был проложен второй путь): от Поворино к Иловле поезда сплошным потоком шли только на Сталинград , а от Иловли до Петрова Вала – только от Сталинграда. Это дало возможность не только отстоять город, но и решить задачу подготовки победоносного контрнаступления на его фронтах.

На 1 ноября 1942 года вся Волжская рокада уже была принята в эксплуатацию. Благодаря вводу её в строй удалось:

1. Разгрузить сталинградский ж. д. узел от скопившихся в нём грузов, паровозов и подвижного состава (26 тыс. вагонов и более 600 паровозов), которые вновь стали работать на экономику страны, резко увеличив осенью грузооборот её железных дорог.

2. После выхода немцев к Волге севернее Сталинграда, перебросить туда 1-ю ударную армию и две резервные армии (получившие затем номера 22 и 66), которые почти непрерывными атаками в сентябре – октябре оттягивали на себя значительные силы 6-й немецкой армии не давая ей захватить город.

3. Подготовить к наступлению в ноябре 1942 г. войска Донского фронта, которые в ходе самой наступательной операции сковали лучшие силы 6-й армии (две из трёх танковых дивизий и половину моторизованных), не позволив перебросить их на направления главных ударов советских войск. Тем самым был обеспечен успех окружения всей сталинградской группировки врага.

4. Вместе с Волжской флотилией и ж.д.веткой Ахтуба-Причальная на восточном берегу Волги обеспечивать снабжение войск Донского и Сталинградского фронтов в период разгрома окружённой группировки и отражения попыток немцев деблокировать её.

(В более полном виде (со всеми 14 картами, схемами и фотографиями) статью можно прочитать на моём канале "Ю.Тарасов. История от историка" сайта яндекс.дзен)


Рецензии
Юрий, грамотная статья. Вы хорошо проработали материал. Я только не понял, на что было наложено идеологическое табу. На то, что строительство вели зеки? Так до войны, во время войны, после войны все крупные, важные строительства вели зеки. Ни для кого это не было секретом.
Соглашусь, что некоторые неудобные для руководства страны исторические события замалчивались. Так это есть, было и будет. Из истории Сталинградской битвы, в период правления Хрущёва и до Путина, замалчивалась историческая роль которую сыграла 10-я дивизия НКВД. Если не в курсе или не были в Волгограде прочитайте у меня очерк "Памятник Чекистам".
Жму на зелёную.

Алексей Борзенко   16.12.2023 07:11     Заявить о нарушении
Алексей, на что именно было наложено идеологическое табу, написано в том же предложении, в котором вы прочитали эти два слова. Перечитайте ещё раз. То, что все важные стройки вели зеки, не является секретом сегодня, но никогда не признавалось официально в СССР. Эта информация считалась секретной. Простой народ знал её только в местах самих этих работ, распространять её за их пределы было запрещено. Отсюда и неверие многих людей сегодня в существование ГУЛАГА и массовость сталинских репрессий. Что же касается вашего очерка, то он процентов на 80 не соответствует исторической правде. Видимо, при его написании вы совсем не читали имеющейся по этому вопросу информации, в том числе и в интернете. Особенно это касается 10-й дивизии НКВД. Статья в википедии о ней есть (есть и ряд других статей).

Юрий Тарасов-Камчатский   23.12.2023 13:04   Заявить о нарушении
На 80 процентов не соответствует исторической правде? Приведите хотя бы один конкретный пример. Проверю, если что не так исправлю.

Алексей Борзенко   23.12.2023 13:23   Заявить о нарушении
Алексей, я уже написал про один конкретный пример. Предлагаю найти и прочитать в интернете статьи об истории 10-й дивизии НКВД. По ним найдёте большинство своих ошибок.

Юрий Тарасов-Камчатский   24.12.2023 11:45   Заявить о нарушении
Юрий по Сталинградской битве у меня горы книг. Когда то прочитал мемуары А.Сараева, А. Чуянова и секретаря Сталинградского обкома КПСС, П. Кузнецова
-военкома 10-й дивизии. Сейчас книг не читаю месяц назад заменил хрусталики. По твоему совету прочитал статью про 10-ю дивизию в википедии. Все так, как и у меня, ну цифры выживших взяты мной из других источников. В википедии 200 человек у меня 80. Я указал 80 тысяч - это штатный состав. В процессе боёв состав пополнялся несколько раз призывниками из Кировского района (Бекетовки, Сарепты). Точное количество погибших и выживших бойцов 10-й дивизии НКВД не скажу.
Юрий, я коренной сталинградец. Моя мать и старший брат 1931-го года рождения были в центре города до средины сентября 1942-го года. Эта история описана мной в рассказе "В Заволжье". Брат жив и сегодня в ясном уме и хорошей памяти, только слепой. Мой отец всё время боёв работал на заводе судоверфь, выпускавшим лёгкие танки. Моя тётка работала во время Сталинградской Битвы на заводе №91 в цехе выпускавшем иприт. Этот цех был в 10-ти км. от посёлка Купоросный, захваченный немцами и производство иприта не останавливалось.
Юрий, если у тебя возникнут вопросы по истории Сталинградской битвы, обращайся.

Алексей Борзенко   24.12.2023 16:44   Заявить о нарушении
Алексей, перечисляю ошибки в вашем очерке: 1) Вы написали "была награждена 2-го декабря 1942-го года, за 2 месяца до окончания Сталинградской битвы. К этому времени от 8-ми тысяч личного состава в живых осталось около 80-ти человек, тех кого тяжело раненными переправили в госпиталя за Волгу". В статье о 10-й дивизии НКВД сказано, что из Сталинграда эта дивизия была выведена 8 октября, и в ней к тому времени числилось 200 человек (это не раненые), а при её дальнейшем переформировании в Челябинске "костяком частей стали около 2700 бойцов и офицеров, принимавших участие в Сталинградской битве" (видимо, с учётом вернувшихся в строй раненных и больных бойцов дивизии). 2) Вы пишете, что к 23 августа 1942 г. 10-я дивизия НКВД находилась в стадии формирования. В статье же написано, что эта дивизия была сформирована ещё 1 февраля 1942 г. Приведены и подтверждающие это слова её командира А.А.Сараева. 3) Вы пишете, что "До Сталинграда все города сдавали без уличных боёв". Однако в 5-м томе Истории 2-й мировой войны (1975 г.) сказано, что уличные бои на улицах Воронежа завязались 3 июля 1942 г., а в статье сказано, что в этих боях с 3 июля участвовал 41-й полк 10-й дивизии НКВД. Воронеж так и не был сдан. 4) Вы пишете, что "Лопатин предлагал не входить в город, соединиться с войсками 64-й армии и закрепиться на позициях северней Бекетовки". Между тем, с. Бекетовка с 1931 г. входила в городскую черту Сталинграда (на юго-западном его краю), а значит, позиция севернее Бекетовки - это в Сталинграде. 5) Вы пишете "Три недели с 23-го августа по 13-е сентября чекисты и ополчение дрались в одиночестве и только через три недели части 62-й армии стали атаковать город с запада и с востока, переправляясь через Волгу". Между тем, в статье "62-я армия" в википедии сказано, что "2 сентября 62 армия отступила на внутренний оборонительный обвод Сталинграда и закрепились на рубеже Рынок, Орловка, Гумрак, Песчанка". Таким образом, части 62-й армии отступили в город с запада, а не пришли из-за Волги, и не 13 , а 2 сентября. 6)

Юрий Тарасов-Камчатский   24.12.2023 19:13   Заявить о нарушении
Юрий, вам нужно почитать мемуары Сараева, Чуянова, Кузнецова. Посмотреть карты города тех лет. Дам небольшое пояснение. Город представлял собой отдельные районы-посёлки отстоящие друг от друга на десятки километров. Общая длина города около 80-ти км. вдоль Волги, ширина 2-3 км. Северная часть это заводы: Тракторный, Красный октябрь, Баррикады и жилые посёлки этих заводов, Центральная часть - это тот самый Царицын, административные и жилые здания. Именно здесь проходили уличные бои. Далее Бекетовка (20 км.от центра города), далее Сарепта. Эти посёлки входящие в черту города не были взяты. Это была зона обороны 64-й армии. Здесь тоже были крупные заводы, которые весь период Сталинградской битвы продолжали работать и выпускать военную продукцию, вплоть до иприта. Рынок, Орловка, Гумрак, Песчанка это посёлки на запад от города и находятся далеко от черты города. Именно отсюда и переправившаяся через Волгу дивизия Родимцева вступили в уличные бои 13-го сентября. Лопатин предлагал Сталину разумное решение и если бы не 10-я дивизия, Сталинградская Битва пошла бы по другому пути. Лучшему или худшему вопрос.
Дивизия несла громадные потери и в процессе боёв доукомплектовывалась за счёт жителей Бекетовки и Сарепты. Если 80 человек по штату, то за 4 месяцев боёв
в её составе участвовало в боях более 100 тысяч. Сколько осталось в живых 80 или 200 человек, сколько из них было легко или тяжело ранеными есть много отличающихся источников. Думаю цифра 80 и 200 человек из общих 100 тысяч человек это цифры одного порядка.
На счёт стадии формирования: Ни до, ни в течении боёв дивизия не была полностью укомплектована положенным по штату вооружением.
Сравнивать Сталинградское сражение с Воронежским попробуйте сами.

Алексей Борзенко   24.12.2023 21:25   Заявить о нарушении
Юрий ошибаюсь - Штатный состав дивизии 8 тысячи общее количество участвовавших в Сталинградской Битве в составе дивизии около 10-ти тысяч.

Алексей Борзенко   24.12.2023 23:01   Заявить о нарушении
Алексей, по вашему совету прочитал мемуары А.Сараева. Они опубликованы в интернете. Вот ссылка: http://63.rosguard.gov.ru/page/index/a-saraev-stoyali-nasmert
После прочтения, возникли сильные сомнения, что их читали вы. Например, вы утверждаете, что уличные бои проходили только в центре Сталинграда (бывшем Царицыне), но по Сараеву они шли в жилых кварталах и севернее, и южнее его. Вы пишете, что генерал Лопатин предлагал Сталину отвести 62 армию на рубеж севернее Бекетовки, но Сталин чрезвычайно редко общался с командующими армиями через голову командующего фронтом (последний раз - во время Московской битвы). Судя по всему, это просто один из мифов, которому вы напрасно доверились. Вы пишете, что дивизия Родимцева вступила в уличные бои 13 сентября, однако во всех источниках указана другая дата - 15 сентября. Вы пишете, что 10-я дивизия НКВД была в боях (в Сталинграде) четыре месяца, а у Сараева сказано - полтора месяца. Вы пишете, что 10-я дивизия ни до, ни в во время боёв не была укомплектована вооружением по штату, а Сараев утверждает, что с начала боёв дивизии были приданы несколько артиллерийских полков и, даже, дивизионы гвардейских миномётов (Катюш). Такого количества артиллерии не имела тогда ни одна дивизия, ни у нас, ни у немцев. В очерке вы пишете, что 10-я дивизия НКВД сражалась за Сталинград в одиночестве 3 недели. Сараев же свидетельствует, что с самого начала боёв части дивизии сражались вместе с находившимися в городе армейскими частями, морпехами, курсантами, другими частями войск НКВД и частями рабочего ополчения, по численности составляя значительно менее половины всех этих сил.
Есть у Сараева и конкретная цифра потерь дивизии за весь период боёв в Сталинграде: убитыми 1227 чел., ранеными 2759 человек». Это около 4 тысяч убитых и раненных, то есть от ваших 10 тысяч это 40 процентов численного состава.
Посмотрел и карты Сталинграда 1942 года. Понял, что и их вы не видели, иначе не утверждали бы, что посёлки Рынок и Орловка распложены к западу от Сталинграда. Они находятся севернее его. Причём Рынок находится не "далеко" от городской черты, как вы пишете, а входил в неё с 1931 г., вблизи Тракторного завода.

Юрий Тарасов-Камчатский   27.12.2023 07:54   Заявить о нарушении
Бои только в центре города - такого я не утверждал и не мог утверждать. Уличные бои проходили как в северных районах Тракторный, Баррикады, Красный октябрь, включая сами заводы, так и в центре в Сталинском районе и Ворошиловском. Да посёлок Рынок на севере от Тракторного района города, посёлок Орловка к западу от Тракторного района. Сараеву в процессе боёв придавали армейские части и пополняли призывниками города, но полки самой дивизии полностью по штату вооружены не были. К началу октября разные источники указывают численность дивизии от 100 до чуть более 200 человек.

Алексей Борзенко   27.12.2023 09:16   Заявить о нарушении
По численности дивизии в конце Сталинградской битвы внёс поправки в статью.

Алексей Борзенко   27.12.2023 09:46   Заявить о нарушении
Выписка из мемуаров Сараева:
1 - Гарнизон совершенно не имел артиллерии и противотанковых средств.
2 - Дивизия выполнила долг ценой практически полной гибели.
3.- Состав на начало октября: 271 полк - 65 человек; 270 полк на одну роту (100 человек); 272 полк - 11 человек; 269 полк - 12 человек", 282 полк - 8 человек.
(итого - 196 человек)

Алексей Борзенко   27.12.2023 19:47   Заявить о нарушении
Вы всё-таки прочитайте книгу А.Сараева. Повторяю ссылку: http://63.rosguard.gov.ru/page/index/a-saraev-stoyali-nasmert

Юрий Тарасов-Камчатский   01.01.2024 07:03   Заявить о нарушении
Под Ржевом тоже стояли насмерть!

Ирина Афанасьева Гришина   18.04.2024 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.