Диалектическая логика как логика. 4 принципа

Диалектическая логика — это, действительно, именно "логика", а не "метафора", не "иносказание".

Поясню:

Когда говорят "логика автора", то это, строго говоря — "метафора, иносказание". Потому что под этим подразумевается — сформулирую так — "формально-логически обусловленный ход рассуждений автора, передаваемый им через совокупность описываемых им образов и событий". Также, когда мы слышим слова "внутренняя логика произведения", то это тоже "метафора, образ", так как речь идет о: "выстроенной в соответствии с формальной логикой последовательности событий и поступков героев, закономерно приводящих к результату, являющимся итоговым высказыванием автора".

"Логика" в этих случаях употребляется в "переносном" смысле, т.е. в смысле "последовательность, выстроенная с учетом формальной логики", а не в прямом, буквальном смысле, что, мол, существует некая "логика автора", которая равноценна "формальной логике".

То же относится и к "женской логике", которая является лишь метафорическим выражением (метафора, иносказание, переносный смысл, эвфемизм), обозначающим факт "систематического нарушения формальной логики в ходе рассуждений".

Не существует никой "женской логики", имеющей тот же онтологический статус, что и формальная логика.

А вот с "диалектической логикой" — принципиально иная ситуация. Она — логика в том же самом смысле, что и "формальная логика". Она — не "метафора", а, действительно, логика.

Примерно то же самое было с геометрией Лобачевского. В какой-то момент стало ясно, что это, действительно, самая настоящая, полноценная геометрия. Хотя до этого единственной геометрией признавалась "геометрия Евклида".

Что делает логику "логикой"?

Вначале нужно сказать, что существует большое количество "логик", как научных дисциплин. Наиболее фундаментальная и разработанная — это "математическая логика"; наиболее близкая к диалектической логике (как считают те, кто не понимают) — это "нечеткая логика"; наиболее любимая философами — это "логика предикатов"; и т.д.

Сразу определим статус этих логик:

Все эти логики являются разновидностями формальной логики. Другими словами, это та же формальная логика, предстающая перед нами в разных обличьях.

Статус диалектической логики принципиально иной. Она находится на той же самой ступени, что и формальная логика. Это базовый уровень существующих логик. Есть формальная логика и есть диалектическая логика. Они — разные. Или, другими словами, диалектическая логика не сводится к формальной логике.

Диалектическая логика — в каком-то смысле противоположна формальной логике. В том же самом смысле, в каком геометрия Лобачевского противоположна геометрии Евклида, механика Ньютона противоположна теории относительности Эйнштейна, понятие "понятие" Гегеля противоположно понятию "понятие" в естественных науках, Северный полюс противоположен Южному, а младенец старику.

Их "противоположность" вызвана "проведением границ рассмотрения явления". Если "границы рассмотрения" провести по-другому, то они станут не "противоположностью", а "единством" — единая система полюсов планеты, единство стадий взросления каждого человека, единство ньютоновской и эйнштейновской механик как уровней скоростей движения материальных тел, единство геометрий как геометрических теорий на основе отличающейся аксиоматики.

Что же объединяет диалектическую логику и формальную логику?
Точнее так:
Что лежит в фундаменте диалектической логики, что позволяет называть ее "логикой"?

Изложу кратко:

1. Принцип доказательности. Требование доказательности в диалектической логике означает: следование формальной логике при построении рассуждений в течение всего хода рассуждений до... момента смены (трансформации, изменения) "границ рассмотрения процесса, явления".

2. Принцип непроизвольности. Требование непроизвольности в диалектической логике означает: следование требованию доказательности до тех пор, пока не возникает требование "отсечения бесконечности" (требование отсечения этажей и направлений бесконечности). Тогда "доказательность" заменяется на "непроизвольность", основанную на всем экспертном опыте, знаниях, ценностях и интуиции субъекта.

3. Принцип предполагаемого действия, или принцип якоря. Требования доказательности и непроизвольности возникают в диалектической логике исключительно в случае "создания модели мира для последующего предполагаемого действия". Дело в том, что "предполагаемое действие" является ключевым элементом, определяющим выбор конкретных "границ рассмотрения процесса, явления" из бесконечного ряда возможных "границ рассмотрения". Предполагаемое действие является тем "якорем" (гарпуном), который позволяет "заякорить" модель, "вытащить" ее в актуальную жизнь из потенциальной бесконечности бесплотных моделей, т.е. "материализовать" ее. (В каком-то смысле этот принцип является развитием "принципа непроизвольности", ставя его предельно жестко: "нет действия — нет предмета для логики — нет логики").

4. Принцип управленческой задачи. Этот принцип лежит в глубоком фундаменте любой логики. Сформулировать его можно так: Логика всегда возникает там, где нужно принять управленческое решение, т.е. именно о ней всегда идет речь, когда нужно сделать непроизвольный адекватный выбор действия, в какую бы форму этот выбор не облекался.


Александр Клейн
9 января 2023 г.


Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614

Вход в Диалектическую логику
http://proza.ru/2022/04/18/826

Про речь, Диалектическую логику и про Россию
http://proza.ru/2022/12/30/1732

Диалектическая логика как логика. 4 принципа
http://proza.ru/2023/01/09/29

Формула диалектического противоречия, или Спасибо Витгенштейну
http://proza.ru/2023/03/12/965

Границы рассмотрения, действие и да или нет
http://proza.ru/2023/01/22/92


Рецензии