Самобытные идеи русской философии

Задолго до того, как в 1972 году британский эколог Джеймс Лавлок и американский биолог Линн Маргулис предложили гипотезу Геи (Земли), выдающийся представитель русского космизма Владимир Вернадский выдвинул беспрецедентную по своему научному, социальному и мировоззренческому значению идею «биосферы», которая в современную эпоху глобальных экологических катастроф во многом определяет интеллектуальный климат нашего времени. «Моя мысль занята новой областью, которую охватываю, – о количестве живой материи и о соотношении между живым и мертвым. С некоторой жутью и недоумением, я все-таки вхожу в эту новую для меня область, так как, кажется, вижу такие стороны вопроса, которые до сих пор никем не были увидены », – писал он сыну 27 июня 1908 г.

Термин «биосфера» был заимствован Вернадским из книги австрийского геолога Эдуарда Зюсса, который никакого определения этому понятию в своих работах не дал. Сам Вернадский, выражаясь современным языком, под биосферой понимал глобальную экосистему Земли, где живым организмам отведена роль главного преобразующего фактора планеты, учитывая их деятельность как в настоящем, так и в прошлом.

В дальнейшем, опираясь на эволюционный подход, Вернадский стал рассматривать деятельность человека как закономерный этап развития биосферы и для обозначения будущего её состояния в результате преобразовательной деятельности коллективного разума, принимает ранее предложенный французским математиком Эдуардом Ле Руа термин «ноосфера», понимая под ним финальное состояние эволюции биосферы в ходе её геологической истории – сферу разума, составными частями которой являются человечество, живая и неживая природа, объединённые  и преображённые творческой научной деятельностью человека. То, что подобная концепция была предложена геологом, придаёт ей поистине космический характер.

Исследователей идей Вернадского смущает категорический оптимизм автора на невозможность ускоренного роста науки и техники привести к отрицательному результату, ввиду его независимости от интересов и воли отдельных людей, за что ноосферную концепцию называют утопической.
 
Подводя итог, возьмусь утверждать, что заимствование терминов, никак не повлияло на идеологическое ядро, которое было столь оригинальным, что оказалось востребованным только сейчас, ввиду чрезвычайной прогрессивности, опередившей своё время.


Рецензии