Беседа - термин, этимология
пространнее будет беседа о всем, про все
НКРЯ. Нил Сорский. Послание брату, пришедшему
с восточной стороны (1480—1508)
****
Где ты был, когда Я землю основал
(ивр.Б.Й.С.Д.Й, БЕЙАСДИ от ЙАСАД)?
Скажи, если сведущ и разумен
Иов 38:4
1) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера
"Беседа «разговор, поучение», диал. «собрание, пиршество», беседка «легкая летняя постройка, увитая зеленью», укр. бесiда «беседа», ст.-слав. бес;да (греч. logos, rima, omilia) болг. беседа, сербохорв. бесjеда, словен. beseda «слово, речь», чеш. beseda, др.-чеш. beseda, польск. biesiada «пир». || Из *bez- + *seda «сидение снаружи» со стар. знач. bez- «снаружи»; ср. др.-инд. bahis «снаружи», bahirdvaram «место перед дверью»; см. авторы... В семантическом отношении Ванстрат сравнивает беседа с др.-исл. utiseta «сидение снаружи в ночное время для гадания, прорицания». Вряд ли правильно сравнивают Брандт (...) и Погодин (...) бе- с лит. дуративной част. bе-; против см. Преобр. (...) и Ильинский (...), собственные сопоставления которого с басня, бахорить, а также с нем. faseln «молоть вздор» принять нельзя" (???).
** Примечание
Истолкование "сидеть снаружи" у ряда авторов, лишено здравого смысла, нарушение логического "Закона достаточного основания" (нет основания, принимается на веру). Беседа (термин) - получение (передача) знания о каком-либо предмете или явлении; исследователи путают второстепенное (сидящих и говорящих людей) с главным значением термина - получение знаний о предмете (поучением).
2) Термин в старорусских актах и литературе
а) Словарь Академии Российской 1789-94 гг., с. 1029-1030; подобно у И.И. Срезневского. Материалы для словаря... 1893г. Санкт-Петербург; http://it-claim.ru/Projects/ESAR/SAR/PDFSAR/Frame...
* БесЪда, ы - 1. разговор (Примеры из Нового Завета). 2. Инде в Свят. пис. берется за свойство языка, за наречие... (прим. из Нов. Зав.). 3. Значит тоже что поучение. Беседы Иоанна Златоустого. 4. В обыкновенном употреблении берется за собрание, общество.
* БесЪдка. Так называется шалашик из деревьев переплетенных между собой сделанный; или небольшой покоец каменной, либо деревянной, каковые в садах для украшения и приюту от зноя делаются.
* БесЪдую - разговариваю..., поучаю, наставляю (прим. из Нов. Зав.).
* СобесЪдую - (Исаия 7:6, "Бог говорит"); и т.д., термины связанные с понятием "сед;ть".
б) ЭСБЕ/Беседа, Беседка, Беседы с Богом и т.д.
* Беседа, т. е. разговор — заглавие большого количества народных русских легенд, повестей и стихов. Содержанием таких «бесед» служит решение таинственных вопросов, о которых не упоминает Священное Писание. Необразованный и вместе с тем любознательный русский христианин средних веков с помощью собственной фантазии решал все вопросы, на которые не мог найти определенных ответов в христианском учении... Таким путем возникли апокрифические сочинения вроде всякого рода «вопросов», например: «Вопросы Иоанна Богослова Господу», «Вопросы князя Антиоха» и «беседы» вроде «Беседы трех святителей».
Беседа трех святителей (по мнению Буслаева: «Исторические очерки русской народной словесности», т. II стр. 15) занесена в Россию из Болгарии, потому что она встречается в болгарских рукописях, в которых не видно следов русского влияния; но в России она получила местный колорит и пустила глубокие корни в древнерусской поэзии...
* Беседка — легкое сооружение в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для отдыха и беседы, откуда и происходит самое его название. Форма беседок — самая разнообразная. Простейший вид — четыре столбика, покрытые четырехскатной крышей; по низу столбики обносятся с трех сторон стенкой высотой по локоть; с четвертой — открытой делается вход; скамьи идут по стенкам, а посередине ставится на неподвижной тумбочке стол. ...
* Беседующий гражданин — ежемесячное издание, выходившее в Петербурге в продолжение 1789 г., заключавшее в себе «Рассуждения вольным слогом и на стихах, как на природном Российском языке сочиненные, так и заимствованные переводом у самых лучших Иностранных Писателей, через разные роды Творений открывающие путь к ясному познанию главнейших обязанностей человека в особенности, а наипаче Гражданина». Всего вышло 3 части, по 4 книжки в каждой, in 8°, около 1200 страниц текста. ...
* Беседы с Богом или размышления в утренние часы, Беседы с Богом или размышления в вечерние часы и Размышления о делах Божиих в Царстве натуры и Провидения, все три на каждый день года — периодические издания, выходившие в 1787—1789 гг. одновременно под редакциею протоиерея Московского Покровского собора Иоанна Герасимовича Харламова ...
в) Национальный корпус русского языка
* Пчела (XI—XIII вв.): "Златаоустъ р(ч)е. Егда млтвою что просимъ оу вл(д)кы, не скоро изнемагаимы, да ;долеемъ нелоученью частымъ прошеньемъ. Добро воиноу млтвою беседовати съ бгомъ аще бо беседа блга моужа лоучьша творить беседоующа с нимъ, кольма мы беседоующа съ бгомъ по вся дни и нощи лоучьшая приимемъ. ...".
* Вкладная книга Кириллова Белозерского монастыря (1560—1570): "три книги в десть Евангельскиа беседы".
* И. С. Барков. «Желал иметь земли посредственной уделец...»: Загородной дом [Сатиры Горация, Книга 2, 6] (1763)
Но идет тихая беседа тут любезно
О том, что нужно, что знать умному полезно:
В богатстве ли людей блаженство состоит,
Иль в добродетели, кто прямо ону чтит?
г) Словарь русского языка XI-XVII вв.; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Беседка. "В ней (саду) тако ж можно зделати прохладный виридарин (лат. внутрениий дворик), сиреч травничек, и беседку гсдиу", Надзиратель, XVI в.
3) Обобщение и вывод
Период появления термина XI-XIII вв. - время организации Церкви (общественного института) на местах: приходы, погосты, монастыри. "Беседа" - ежедневная работа священников и монахов; устное разъяснение христианского учения, Дел и Слов Божьих, форма общения с населением. Термин "беседа" зафиксирован в актах и старорусской литературе, скорее всего, сформирован Русской православной церковью, в других языках не отмечен (болгарский?).
В абсолютном большинстве случаев древние авторы вкладывают в слово - смысл поучения, беседы с Богом (молитвы). В общем - обсуждение какой-либо проблемы, получение знания о предмете или явлении. Маловероятно происхождение термина от термина "сидеть" - положения тела беседующих; "беседу" можно проводить и в движении или в положении лежа, стоя, или занимаясь какой-либо деятельностью.
* А.С. Пушкин. Движение (1821): "Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить".
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. слово распространено в церковной среде.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни.
БЕСЕДА = БЕ+СЕДА= без гласных Б.С.Д.; скорее всего слово составлено из корней иврита Б+ЕСЕД+А.
** Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1878, с. 68 (БАА спрашивать, просить); с. 186 (ЙСАД утверждать, совещаться...).
* БЕ = ивр. БАА спрашивать, выяснять, чтобы узнать, просить, просьба, молитва; БЕАИА проблема, вопрос (вопрошать).
* СЕДА = ивр. ЙАСАД, ЙИСАД садить, ставить, утверждать на основании. 2. перенос. устанавливать, определять, назначать; заседать, садится для совещания, совещаться и т.д. в общем значении - основание в прямом и перенос. смысле.
Общий вид
+ вариант БЕСЕДА = без гласных Б+С+Д, Б.С.Д = ивр. Б.0 звука.0 звука - утеряны, с гласными БАА спрашивать, выяснять, чтобы узнать, просить, просьба, молитва + ЙИСАД полагать основание, полагать, утверждать, устанавливать обычай, закон, заседать, совещаться.
++ Скорее всего прямое заимствование термина из стиха Иов 38:4 (Где ты был, когда Я землю основал. Б.С.Д.?)
БЕСЕДА = Б + ЕСЕДА = ивр. Б.+ Й.С.Д.Й., Б, БЕ слитный предлог: в, внутри, среди, среда действия + ЙАСДИ основал, утверждал, устанавливал, утверждал на основании...
Термин обозначает специальный, универсальный метод ответа на вопросы религиозного и светского содержания - на основании библейских текстов. Собственно метод обучения и воспитания населения - Вере.
* Из беседы трех святителей; http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4...
Вопрос. Сказал Господь: «Будет дерево, куда прилететь птицам небесным и поселиться на ветвях его».
Ответ. Дуб есть мир, ветви — народы, а птицы — апостолы, по всему миру и всем народам проповедающие Слово Божие.
Вопрос. Кто это, о ком сказано: от двоих мне убежать невозможно, а двоих не догнать?
Толкование. От смерти и старости не убежать, а жизни и юности не догнать.
Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H1158. Оригинал: БАА. Произношение: баа. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. спрашивать, расспрашивать, вопрошать; 2. кипятить. B(ni): 1. быть обыскиваемым или разыскиваемым; 2. прич. выпуклый, выгнутый, горбатый.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H3245. Оригинал: ЙСД. Произношение: йасад. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. полагать основание; 2. полагать, основывать, утверждать, постановлять, определять. B(ni): 1. быть основанным; 2. устраивать заговор, замышлять. C(pi): 1. основывать, полагать основание стены; 2. постановлять, определять. D(pu): быть основанным. F(ho): быть основанным.
Есф 1:8.Псал 2:2; Псал 31:13. Псал 78:69; Авв 1:12. Навин 6:26; 3Цар 5:17; 3Цар 6:37; 3Цар 7:10; 3Цар 16:34; 2Пар 31:7; Езд 3:6; Езд 3:10; Езд 3:11; Езд 3:12; Псал 102:25; Ис 48:13; Агг 2:18; Зах 4:9; Зах 8:9; Зах 12:1. Иов 38:4; Ис 51:13; Ис 51:16; Ис 54:11. Исх 9:18; Псал 24:2; Псал 89:11; Псал 104:8; Псал 119:152; Прит 3:19; Ис 14:32; Ис 23:13; Амос 9:6. 2Пар 3:3. 3Цар 6:37; Езд 3:6; Езд 3:11; Езд 3:12; Псал 104:5; Ис 44:28; Зах 8:9. Ис 28:16. 1Пар 9:22; Псал 8:2. Песн 5:15. Ис 28:16.
б) Библейский образ
* Исаия 21:6: "Отвечает стражник: «Наступило утро - и все же ночь длится! Захотите спросить (ивр. ТИВАИУН форма от БАА) еще - спрашивайте (ивр. БЕАИУ форма от БАА), приходите снова".
* Даниил 2:16: "Даниил пошел к царю и упросил (УВЕА, форма от БАА) его дать время на разгадку царского сна".
* Исаия 28:16: "Так говорит Владыка Господь: «Я закладываю (ивр. ЙИСАД) камень на Сионе, глыбу гранитную, крепкую, камень краеугольный кладу в основанье (МУСАД, от ЙИСАД) стены. Чья вера тверда - тот не дрогнет".
* Исаия 21:16: "Слова Мои Я вложил тебе в уста, укрыл тебя под сенью Моей руки; Я простер небеса и землю утвердил (Й.С.Д., ЙИСАД), Я сказал Сиону: „Ты - Мой народ!".
* 1 Паралипоменон 9:22: "Всего в стражи ворот было отобрано двести двенадцать человек. Их родословие определено (ЙИСАД) по месту жительства. Давид и провидец Самуил назначили их, доверив им это служение".
Таким образом, термин русского языка "беседа", сформирован на библейских образах и терминологии. Беседа - один из методов агитации (распространение идей) и пропаганды (разъяснение идей) христианского вероучения в народе.
Кишинев, 9.1. 2023 г.
Свидетельство о публикации №223011000471