Мой позывной - гусар
Не часто, но все-таки бывают моменты, когда на аэродроме, с таким интенсивным воздушным движением, как «Уфа», случаются перерывы во взлетах и посадках.
Можно минут 5-10 спокойно посидеть, откинувшись в кресле, помечтать, подумать о том, как и с кем провести майские праздники 1980 года.
Мне 21 год и вот уже почти месяц я прохожу производственную практику после окончания обучения на авиадиспетчера. Все идет отлично, у меня получается и инструктор – Салихов Белан Хуснуллич, уставший учить меня уму-разуму, тоже откинулся в кресле рядом.
Мне легче других товарищей по практике, ведь в профессию я пришел после года работы на аэродроме «Белорецк» радиотехником и, обслуживая оборудование и пульты тамошних диспетчеров, хорошо изучил не только всю технологию, но и особенности работы.
- «Родничок», 26105, «Родничок»!
Кого-то зовут, но не меня, ведь позывной рабочего места, где нахожусь я – Уфа «Круг».
- «Родничок», 26105-му ответь!
- Тебя вызывают, что молчишь, - толкает меня локтем инструктор.
-26105, я Уфа Круг», - машинально отвечаю, акцентируясь на слове Уфа.
- Да, да, Уфа. Ан-26 грузовой - подхожу к Златоусту, скоро расчетное снижение. Вы разрешите мне визуальный заход? Хочу заранее согласовать.
- Что, бродяга, давно в Уфе не был? – мой инструктор, сам пролетавший пилотом много лет на По-2 и Ан-2 на Камчатке и имевший моральное право на некоторые вольности в эфире, дотянулся до тангенты управления радиостанцией.
- Да года три судьба не заносила, - хрипловато рассмеялись в ответ.
- Нет. Визуальные заходы в прошлом году запретили. Через Михайловку – на привод, 105-й.
- Понял, по схеме, через привод, - подтвердил экипаж.
- Вот уже два года, как после реорганизации системы управления полетами в стране, отменили на крупных аэродромах позывные, - пояснил мне инструктор.
- Уфа был «Родничок».
Куйбышев – «Амба»
Челябинск – «Бражка»
Казань – «Лунка»
Свердловск – «Аленький»
Оренбург – «Тафта»
Теперь они, как Центры управления, стали именоваться своими именами, а все остальные, типа твоего Белорецка, остались при своих старых, - смеясь пояснил мне инструктор.
Конечно, работая в Белорецке, я знал, что позывной там – «Добродушный», слышал позывные соседей, с кем вели связь диспетчеры или радиооператоры, уточняя погоду.
Актюбинск был – «Амбарчик»
Бугульма – «Жалобный»
Акъяр – «Булыга»
Магнитогорск – «Надел»
Сибай – «Чистодел»
Нефтекамск – «Прелестный»
Стерлитамак - "Шлямбур"
А вот с позывным того аэродрома, где проходил практику, да и остался потом работать – промашка вышла. Видимо на какой-то лекции эту информацию пропустил мимо.
- Не упомнишь их все, - вступил в разговор стоявший позади Руководитель полетов Шаповалов Виктор Васильевич.
- Хотя много встречалось мне интересных и смешных, даже.
В Германии, например, когда я еще служил и летал штурманом, аэродром в городе Финов имел позывной – «Нарзан», а после сокращения попал сюда, на «Родничок».
Ну, все. Не отвлекайтесь. Работайте. Сейчас экипаж уже выйдет к вам на связь.
Мы продолжили заниматься своей обычной деятельностью – помогать экипажам заходить на посадку, разводить взлетевшие с прибывающими, обеспечивать установленные интервалы и информировать их о погоде и воздушной обстановке в районе аэродрома.
Впоследствии, когда я получил допуск самостоятельно управлять полетами на других рабочих местах, в том числе там, где летают только небольшие самолеты, типа Ан-2 и вертолеты, узнал много новых позывных. Все дело в том, что на территории Башкирии, как и во всей остальной стране, было множество небольших аэродромов, посадочных площадок и оперативных точек. На них летали самолеты и вертолеты – перевозили пассажиров, грузы, почту, выполняли санитарные задания.
Практически на окраине каждого крупного колхоза или совхоза была площадка, где базировались несколько бортов, которые опыляли поля от вредителей, вносили подкормку посевов с воздуха.
Отдельно летали самолеты и вертолеты по лесоохране, контролю трубо и газопроводов, ЛЭП, выполняли аэрофотосъемку и многие другие виды работ.
Тогда я узнал, что:
Бурзян – «Забавница»;
Зилаир – «Лампадка»;
Исянгулово – «Махровый»;
Кананикольское – «Постулат»;
Аскино – «Эквилибрист»;
Дуван – «Караульщик»;
Караидель – Марийка»;
Кумертау – «Волнорез»;
Смышляевка – «Ветка»;
Октябрьский – «Синигрин»;
Бугуруслан – «Сувенир»;
Домбаровка – «Вибратор»;
Постоянно перелетали по стране группы самолетов Ан-2.
Как правило они заканчивали работы в одном регионе и перемещались в другой.
Может было и больше, в какой-то период, но однажды в Зал управления полетами зашел Старший диспетчер Лысаков В С и доложил, торжественно:
- В небе над Башкирией одновременно находятся 100 воздушных судов. Я подсчитал. Это на всех высотах.
Мы кивнули, удовлетворенно, но обсуждать было некогда – у каждого диспетчера на управлении были свои борты и отвлекаться нельзя – можно потерять картинку на индикаторе локатора, еще хуже, если в своей голове и тогда может развиться неприятная ситуация, а этого диспетчер допускать не имеет право.
С развитием железных и автомобильных дорог, особенно, заросли травой и перестали существовать почти все аэродромы и площадки базирования так называемой «малой» авиации.
Закрылись и застроились жилыми домами территории аэродромов на окраинах Уфы: «Максимовка» - позывной «Котельный»;
«Красный Яр», вертолетного училища – позывной «Уступ»
Аэродрома ДОСААФ, из летной школы которого вышли несколько Героев Советского Союза – позывной «Задар».
Справедливости ради, надо сказать, что увеличился пассажиро-поток на основном и главном аэродроме республики. Теперь он международный и недавно был перекрыт очередной рекорд – перевезено более 4-х миллионов пассажиров за 2022-й год.
Так получилось, что уже более десяти лет я провожу все свободное время на частном аэродроме «Первушино». Здесь не только удалось осуществить давнюю мечту полетать, управляя небольшим самолетом, но и найти множество друзей, которые влюблены в небо, авиацию, конструирование всевозможной авиатехники.
Случились знакомства с авиаторами-любителями из других регионов страны, которые прилетают со всей нашей необъятной Родины, проводят чемпионаты, смотры и слеты,
прыгают с парашютом.
Здесь бывают космонавты, путешественники, испытатели, а для меня, как для авиадиспетчера, есть возможность получить драйв, адреналин и ощутить гордость за профессию, когда на различных праздничных мероприятиях, справляюсь с огромным потоком прилетающих самолетов и вертолетов. Обеспечиваю полную их безопасность, а наблюдающим тысячам зрителей - динамичное авиашоу.
Именно на одном из таких мероприятий ко мне на рабочее место Руководителя полетов поднялся основатель и учредитель аэродрома «Первушино Сергей Минигулов с сообщением, что на стоянках аэродрома находятся сто различных воздушных судов и ожидается еще с десяток.
В такой республике, как Башкирия, множество авиационных традиций, предприятий и людей, которые знают свое дело, трудятся на благо развития военной и гражданской авиации, в чем добиваются больших результатов. Понятно, что не мог не организоваться и Учебный центр на базе аэродрома «Первушино».
Пусть, сначала на свехлегких самолетах «Саванна», «Бекас» и других, но уже больше сотни молодых и не очень людей, прошли специальный курс обучения, летную практику, получили свидетельства пилотов.
- «Гусар», 0061, Курсант Вострикова. По плану три полета по кругу, разрешите запуск на стоянке!
- 0061, запуск разрешаю.
Сейчас, в течении этих 15-ти минут, Вострикова Лариса – любитель авиации из Оренбурга выполнит три полета по кругу. Два захода с уходом после касания полосы и посадку. Свой первый самостоятельный полет. Еще одним человеком, покорившим воздушный океан будет больше и я внимательно слежу за небольшим красным самолетиком. На земле и в воздухе, в готовности оказать необходимую помощь, а мой позывной, теперь – «Гусар».
Вы скажете позывной и позывной - что в нем такого?
А мне все равно хочется управлять полетами не только безопасно, но и красиво, с достоинством и даже с чувством юмора!
100-летию Гражданской авиации России посвящается.
На фото курсант Вострикова Л ; Пилот-инструктор Лынник А.
Благодарю за помощь в сборе архивной информации:
Пилотов Ан-2: Животова В; Хамидуллина Р.
Авиадиспетчеров: Филиппова В; Ганина С.
Свидетельство о публикации №223011201202
Александр Финогеев 02.12.2023 17:43 Заявить о нарушении
Владимир Лыгин 04.12.2023 10:23 Заявить о нарушении