Мой позывной - гусар

МОЙ ПОЗЫВНОЙ - «ГУСАР»


Не часто, но все-таки бывают моменты, когда на аэродроме, с таким интенсивным воздушным движением, как «Уфа», случаются перерывы во взлетах и посадках.
Можно минут 5-10 спокойно посидеть, откинувшись в кресле, помечтать, подумать о том, как и с кем провести майские праздники 1980 года.

 Мне 21 год и вот уже почти месяц я прохожу производственную практику после окончания обучения на авиадиспетчера.  Все идет отлично, у меня получается и инструктор – Салихов Белан Хуснуллич,  уставший учить меня уму-разуму, тоже откинулся в кресле рядом.
Мне легче других  товарищей по практике, ведь в профессию я пришел после  года работы на аэродроме «Белорецк» радиотехником и, обслуживая оборудование и пульты тамошних диспетчеров, хорошо изучил не только всю технологию, но и особенности работы.
 - «Родничок»,  26105, «Родничок»!
 Кого-то зовут, но не меня, ведь позывной рабочего места, где нахожусь я – Уфа «Круг».
 - «Родничок», 26105-му ответь!
 - Тебя вызывают, что молчишь, - толкает меня локтем инструктор.
 -26105, я Уфа Круг», - машинально отвечаю, акцентируясь на слове Уфа.
 - Да, да, Уфа.  Ан-26 грузовой -  подхожу к Златоусту, скоро расчетное снижение. Вы разрешите мне визуальный заход?  Хочу заранее согласовать.
 - Что, бродяга, давно в Уфе не был? – мой инструктор, сам пролетавший пилотом много лет на По-2 и Ан-2 на Камчатке и имевший моральное право на некоторые вольности в эфире, дотянулся до тангенты управления радиостанцией.
 - Да года три судьба не заносила, - хрипловато рассмеялись в ответ.
 - Нет. Визуальные заходы в прошлом году запретили. Через Михайловку – на привод, 105-й.
 - Понял, по схеме, через привод, - подтвердил экипаж.
- Вот уже два года, как после реорганизации системы управления полетами в стране, отменили на крупных аэродромах позывные, - пояснил мне инструктор.
 - Уфа был «Родничок».
 Куйбышев – «Амба»
 Челябинск – «Бражка»
 Казань – «Лунка»
 Свердловск – «Аленький»
Оренбург – «Тафта»
 Теперь они, как Центры управления, стали именоваться своими именами, а все остальные, типа твоего Белорецка, остались при своих старых, - смеясь пояснил мне инструктор.
 
 Конечно, работая в Белорецке, я знал, что позывной там – «Добродушный», слышал позывные соседей, с кем вели связь диспетчеры или радиооператоры, уточняя погоду.
 Актюбинск был – «Амбарчик»
 Бугульма – «Жалобный»
 Акъяр – «Булыга»
 Магнитогорск – «Надел»
 Сибай – «Чистодел»
 Нефтекамск – «Прелестный»
 Стерлитамак - "Шлямбур"
 А вот с позывным того аэродрома, где проходил практику, да и остался потом работать – промашка вышла. Видимо на какой-то лекции эту информацию пропустил мимо.
- Не упомнишь их все, -  вступил в разговор стоявший позади Руководитель полетов Шаповалов Виктор Васильевич.
 - Хотя много встречалось мне интересных и смешных, даже.
 В Германии, например, когда я еще служил и летал штурманом, аэродром в городе Финов имел позывной – «Нарзан», а после сокращения попал сюда, на «Родничок».
 Ну, все.  Не отвлекайтесь. Работайте. Сейчас экипаж уже выйдет к вам на связь.

 Мы продолжили заниматься своей обычной деятельностью – помогать экипажам заходить на посадку, разводить взлетевшие с прибывающими, обеспечивать установленные интервалы и информировать их о погоде и воздушной обстановке в районе аэродрома.
 Впоследствии, когда я получил допуск самостоятельно управлять полетами на других рабочих местах, в том числе там, где летают только небольшие самолеты, типа Ан-2 и вертолеты, узнал много новых позывных. Все дело в том, что на территории Башкирии, как и во всей остальной стране, было множество небольших аэродромов, посадочных площадок и оперативных точек. На них летали самолеты и вертолеты – перевозили пассажиров, грузы, почту, выполняли санитарные задания.
Практически на окраине каждого крупного колхоза или совхоза была площадка, где базировались несколько бортов, которые опыляли поля от вредителей, вносили подкормку посевов с воздуха.
 Отдельно летали самолеты и вертолеты по лесоохране, контролю трубо и газопроводов, ЛЭП, выполняли аэрофотосъемку и многие другие виды работ.
 
 Тогда я узнал, что:
 Бурзян – «Забавница»;
 Зилаир – «Лампадка»;
 Исянгулово – «Махровый»;
 Кананикольское – «Постулат»;
 Аскино – «Эквилибрист»;
 Дуван – «Караульщик»;
 Караидель – Марийка»;
 Кумертау – «Волнорез»;
 Смышляевка – «Ветка»;
 Октябрьский – «Синигрин»;
 Бугуруслан – «Сувенир»;
 Домбаровка – «Вибратор»;

 Постоянно перелетали по стране группы самолетов Ан-2.
 Как правило они заканчивали работы в одном регионе и перемещались в другой.
Может было и больше, в какой-то период, но однажды в Зал управления полетами зашел Старший диспетчер Лысаков В С и доложил, торжественно:
 - В небе над Башкирией одновременно находятся 100 воздушных судов. Я подсчитал. Это на всех высотах.
 Мы кивнули, удовлетворенно, но обсуждать было некогда – у каждого диспетчера на управлении были свои борты и отвлекаться нельзя – можно потерять картинку на индикаторе локатора, еще хуже, если в своей голове и тогда может развиться неприятная ситуация, а этого диспетчер допускать не имеет право.

 С развитием железных и автомобильных дорог, особенно, заросли травой и перестали существовать почти все аэродромы и площадки базирования так называемой «малой» авиации.
Закрылись и застроились жилыми домами территории аэродромов на окраинах Уфы:  «Максимовка» - позывной «Котельный»;
 «Красный Яр», вертолетного училища – позывной «Уступ»
 Аэродрома ДОСААФ, из летной школы которого вышли несколько Героев Советского Союза – позывной «Задар».

 Справедливости ради, надо сказать, что увеличился пассажиро-поток на основном и главном аэродроме республики. Теперь он международный и недавно был перекрыт очередной рекорд – перевезено более 4-х миллионов пассажиров за 2022-й год.

 Так получилось, что уже более десяти лет я провожу все свободное время на частном аэродроме «Первушино». Здесь не только удалось осуществить давнюю мечту полетать, управляя небольшим самолетом, но и найти множество друзей, которые влюблены в небо, авиацию, конструирование всевозможной авиатехники.
 Случились знакомства с авиаторами-любителями из других регионов страны, которые прилетают со всей нашей необъятной Родины, проводят чемпионаты, смотры и слеты,
 прыгают с парашютом.
Здесь бывают космонавты, путешественники, испытатели, а для меня, как для авиадиспетчера, есть возможность получить драйв, адреналин и ощутить гордость за профессию, когда на различных праздничных мероприятиях, справляюсь с огромным потоком прилетающих самолетов и вертолетов. Обеспечиваю полную их безопасность, а наблюдающим тысячам зрителей - динамичное  авиашоу.
 Именно на одном из таких мероприятий ко мне на рабочее место Руководителя полетов поднялся основатель и учредитель аэродрома «Первушино Сергей Минигулов с сообщением, что на стоянках аэродрома находятся сто различных воздушных судов и ожидается еще с десяток.

 В такой республике, как Башкирия, множество авиационных традиций, предприятий и людей, которые знают свое дело, трудятся на благо развития военной и гражданской авиации, в чем добиваются больших результатов. Понятно, что не мог не организоваться и Учебный центр на базе аэродрома «Первушино».
 Пусть, сначала  на свехлегких самолетах «Саванна»,  «Бекас» и других, но уже больше сотни молодых и не очень людей, прошли специальный курс обучения, летную практику, получили свидетельства пилотов.

 - «Гусар», 0061, Курсант Вострикова. По плану три полета по кругу, разрешите запуск на стоянке!
 - 0061, запуск разрешаю.
 Сейчас, в течении этих 15-ти минут,  Вострикова Лариса – любитель авиации из Оренбурга выполнит три полета по кругу. Два захода с уходом после касания полосы и посадку. Свой первый самостоятельный полет. Еще одним человеком, покорившим воздушный океан будет больше и я внимательно слежу за небольшим красным самолетиком. На земле и в воздухе, в готовности оказать необходимую помощь, а мой позывной, теперь – «Гусар».
Вы скажете позывной и позывной - что в нем такого?
 А мне все равно хочется управлять полетами не только безопасно, но и красиво, с достоинством и даже с чувством юмора!
 

100-летию Гражданской авиации России посвящается.


На фото курсант Вострикова Л ; Пилот-инструктор Лынник А.


 Благодарю за помощь в сборе архивной информации:

Пилотов Ан-2:  Животова  В;  Хамидуллина Р.

Авиадиспетчеров:  Филиппова В;  Ганина С.
 
 
 


Рецензии
Повравилось очень... Только я панически боюсь высоты.

Александр Финогеев   02.12.2023 17:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Все можно понять и преодолеть. Только идиоты ничего не боятся.)))Благодарю!

Владимир Лыгин   04.12.2023 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.