Глава 7. Тип 3. Наблюдатель

Начало: http://proza.ru/2022/12/10/1651

В физике есть такое явление, как «Эффект наблюдателя». Звучит так:

«Эффектом наблюдателя называют теорию о том, что простое наблюдение явления неизбежно изменяет его». 

То есть, это только кажется, что наблюдая за каким-то событием, действием, человек ни на что не влияет. Присутствие наблюдателя очень важно и не нужно бояться того, что за вами, как за классным руководителем, кто-то пристально наблюдают. Можете мне не верить, но наблюдение «как бы со стороны» нас мотивирует делать свою работу лучше, качественнее. Это всё равно, что за вами следит невидимое око через какую-то скрытую камеру, о которой вы знаете только то, что она есть.

Мамы-наблюдатели есть в каждом классе. Эти мамы всегда осторожны: их родительское кредо «Как бы чего не вышло!».

Всё, что они предпринимают, направлено на то, чтобы ребёнку ни при каких обстоятельствах не было плохо. Такие мамы, как правило, в классных делах не участвуют, но в курсе всего происходящего. Они, что называется, «на созвоне». Вы будете удивлены, но именно «наблюдатели» формируют мнение общественности класса. У них для этого есть все каналы связи. Их активность проявляется в том, чтобы неявно координировать жизнь класса и деятельность классного руководителя.

Идёт родительское собрание. Мама Инна (имя вымышленное, а мама – нет) посещает все наши собрания, всегда приходит вовремя, внимательно слушает и делает записи. Она не будет говорить, но вы точно знаете, что ей есть что сказать. Для неё нет мелочей в вашей работе, она замечает всё: как вы выглядите, какой у вас маникюр, готовы ли вы к встрече. Если изъянов нет, она расслабляется, но вы не расслабляйтесь: один промах и маме будет за что зацепиться.

Мама-наблюдатель никогда не будет говорить с вами публично, но она имеет обыкновение звонить по вечерам и вести долгие беседы по поводу происходящего. Её интересует всё, но это всё ей рассказывать не в ваших интересах, потому что непонятно, как и где это «всё всплывёт». И, тем не менее, с мамой-наблюдателем нужно поддерживать добрые и искренние отношения.

С этим типом мам с одной стороны сложно: нужно быть всегда начеку, а с другой просто: мамы наблюдатели не искажают факты, они честны как с вами, так и с другими родителями. Своими наблюдениями они делятся не со всеми, а только с теми родителями, которым доверяют.

На помощь в конкретных делах на маму-наблюдателя рассчитывать не нужно – она этого не любит. Но вот брать с собой на экскурсии – лучше варианта не придумать! Она будет следить за детьми лучше вас, потому что если уж такая мама взяла на себя функцию «наблюдать», на неё можно всецело положиться.

Мальчишки поссорились – она сама в ссору лезть не будет, но подойдёт к вам и шепнёт на ухо. Одна девочка обозвала другую – вы и об этом узнаете. Мальчик влюбился в девочку – вы будете осведомлены и об этом. Ничего плохого нет в том, что в родительском сообществе есть такие наблюдатели. Сделайте их своими союзниками и вы сможете быть спокойны: мимо не пролетит муха.

Как правило, у мамы-наблюдателя с её собственным ребёнком очень доверительные отношения. Мама знает о нём всё: с кем дружит, кто с кем не ладит и какие процессы происходят в классе.

Радует то, что наблюдатели – неравнодушные родители, что очень важно для нас, классных руководителей. Хуже равнодушия, на мой взгляд, может быть только открытая агрессия.

Упаси Вас Бог поставить «наблюдателя» в неловкое положение: он это запомнит надолго и начнёт наблюдать против вас. И если вы думаете, что родительский комитет управляет классным сообществом – ошибаетесь. Именно наблюдатели закладывают курс корабля, потому что они – вперёдсмотрящие. Они знают не внешнюю обстановку, а видят её изнутри и осознают глубину.

Правила работы с «наблюдателями».

1.      Всегда отвечать на звонки, но говорить чётко, по-доброму и, главное, по делу, ограничивая маму во времени.

2.      Не уговаривать принять активное участие ни в каких классных шоу и праздниках, но приглашать лучше лично, можно письмом или СМС-кой.

3.      Мама-наблюдатель всегда молча сравнивает своего ребёнка с другими, наблюдая за всеми, поэтому при разговоре с ней – никаких сравнений её ребёнка ни с кем! Даже случайно не произносите фразу: «А вот Петя…».

4.      Привлекайте её к экскурсиям, поездкам.

5.      Иногда звоните ей сами, но только с хорошими новостями по поводу её ребёнка. Плохие новости выдавайте порционно и под хорошим соусом.

«Ирина Петровна, а у нас радость: Ваш Дима сегодня прекрасно читал (писал, считал, рисовал). Если бы он ещё взял тетрадь (книгу, линейку, форму…), я бы была счастлива!

Не выпускайте наблюдателей из виду: всегда обращайте на них внимание, ибо только кажется, что им ваше внимание не нужно и неинтересно.     На самом деле, они как и все другие родители хотят и ждут его.


Продолжение: «Родители-невидимки»: http://proza.ru/2023/01/27/1115


Рецензии