Край звонких Ливен. Сергей Булгаков
Орловский край упомянут в старинных летописях уже в ХII веке. В 1708 году эти места входили в состав Киевской губернии, а в 1778 году Екатерина Вторая учредила Орловскую губернию с многочисленными уездами. Словно драгоценным ожерельем окружили этот край маленькие уездные городки : Мценск, Кромы, Болхов, Ливны...
Каждый человек где-то однажды родился… «Я родился в Ливнах», - так напишет в своих воспоминания прославленный артист Малого театра Пров Садовский. На его метрическом свидетельстве четко будет оттиснута печать с силуэтом Воскресенской церкви города Ливны Орловской губернии …
Впрочем, вспоминали этот город многие. В урочный час по одним и тем же улицам спешили в гимназию, духовное училище, затем в школу, будущие выдающиеся деятели русской науки и культуры: астроном Е.В. Быханов, именно здесь впервые поразившийся красоте ночного неба, музыковед-этнограф А.Л. Маслов, авиаконструктор Н.Н. Поликарпов, член-корреспондент Академии наук СССР А.М. Селищев.
Город лежит на бойком торговом месте, на живописных всхолмьях между Орлом и Липецком. Планировка его очень компактна: четкий квадрат, пересеченный прямыми улицами, главная из которых оканчивается просторной площадью с церковью над самым обрывом реки.
Холмы, на которых расположен город, помнят времена князей Романа и Игоря, время схваток с половцами. Ливенцы дрались с поляками под Орлом, у Царева брода, с татарами на берегах Сосны.
В годы Великой Отечественной войны Александр Печерских повторит подвиг Александра Матросова, а Василий Челпанов – подвиг Николая Гастелло.
В Ливнах мастерят необыкновенно звонкие и певучие гармошки, которые известны далеко за пределами России. В их напевах – мелодии русской души.
Константин Паустовский писал здесь свой первый роман, принесший ему известность - «Кара-Бугаз».
« В 1931 году, - пишет Паустовский в книге «Золотая роза»,- я поехал на лето в город Ливны, Орловской области. Я писал тогда свой первый роман, и меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где нет ни души знакомых, где можно сосредоточиться и никто и ничто не помешает работать.
В Ливнах я никогда не был. Городок понравился мне чистотой, множеством цветущих подсолнухов, своими мостовыми из цельных каменных плит и рекой Большая Сосна, вырывшей ущелье в толще желтого девонского известняка.
Я снял комнату на окраине, в деревянном, ветхом доме. Он стоял на обрыве над рекой. Позади дома тянулся и переходил в береговые заросли наполовину высохший сад. Однажды ночью я проснулся от раскатов грома. Грозы в Ливнах бывают очень часто. Жители объясняют это тем, что Ливны стоят на залежах железной руды и будто бы эта руда и «присасывает» грозы».
В этом городе Константин Паустовский «Кара-Бугаз» написал, но спокойной жизни у него не получилось, но это уже совсем другая история. А заканчивает главу из книги «Золотая роза» о Ливнах Паустовский так: « Из городского кино долетала заглушенная музыка. В домах зажигались огни. Самоварный дымок висел над садами. За голыми деревьями уже блестели звезды».
«Моя родина, носящая священное для меня имя Ливны, небольшой город Орловской губернии,- писал великий философ ХХ века Сергей Николаевич Булгаков, - и мне кажется, я умер бы от изнеможения блаженства, если бы сейчас увидел его – в нагорье реки Сосны…То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей – некричащую, благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, - все это дано было в восприятии родины. Она задушевна как русская песня и, как она исполнена поэзии музыки… Святая колыбель».
На самом большом и красивом здании Ливен, в котором в ХIХ веке находилось – духовном училище, сейчас висит мемориальная доска в виде трехстворчатого складня, которая гласит, что здесь в 1881-1885 году учился Сергей Николаевич Булгаков, великий русский философ – богослов, экономист и политический и церковный деятель. Кстати, он тоже был крещен в Воскресенской церкви, самом старом и величественном храме города, расположенном на крутояре над рекой Большая Сосна. На площади, рядом с церковью ему поставлен мемориальный памятник.
Отец Сергий ( Сергей Николаевич) Булгаков (1871-1944г.г.) родился в семье священника. Детство его протекало в условиях строгой церковности. Но уже в духовной семинарии, куда поступил он 13 лет, у него начался религиозный кризис – и этот период неверия длился у него до 30-летнего возраста. Неверие особенно усиливалось благодаря «принудительному благочестию в семинарии». «Я сдал позиции веры, - пишет Булгаков в своих воспоминаниях, - не защищая их, я принял негилизм без боя!» Булгаков бросил семинарию за год до окончания, поступил в последний класс ливенской гимназии, а по окончании ее в Московский университет. Уже в это время он увлекался марксизмом. Специализировался по политической экономии. По окончании университета сдал магистерский экзамен, после чего, женившись, отправился за границу для работы над диссертацией. Темой его работы была проверка основных положений марксизма в области земледелия. «Капитализм и земледелие».
Уже в этой, очень насыщенной и очень тщательной в анализах работе, Булгаков показал, что положение Маркса не оправдывается на сельскохозяйственной эволюции. По свидетельству самого Булгакова , он был в это время в «плену у научности», да и не только научности: он был уже в это время членом социал-демократической партии, близко познакомился с Каутским, Бебелем, Либкнехтом, писал статьи и очерки по политической экономии и постепенно стал приобретать всероссийскую известность. В начале 1900-х годов Булгаков был избран профессором (по кафедре политической экономии) Киевского политехнического института. В Киеве Булгаков прожил около пяти лет и в нем в это время происходил второй духовный кризис,( но уже в сторону религиозную). Собственно, уже из-за границы, - как пишет Булгаков, он явился «потерявшим почву и с уже надломленной верой в свои идеалы». Поворот от марксизма к идеализму начал новую эпоху в жизни Булгакова. Булгаков не только философски освободился от доктрины экономического материализма, не только принял основные положения идеализма, но и перешел сознательно и всецело к религиозному миропониманию».
Вместе с Бердяевым Булгаков в эти годы создает журнал « Вопросы жизни», где помещает ряд статей на религиозно-общественные темы. В 1905 году он переезжает в Москву и получает кафедру в Коммерческом институте, в попечительский совет которого входили крупнейшие представители московского купечества. Основанный в 1907 году институт предназначался для обеспечения российской промышленности и торговли квалифицированными кадрами. Благодаря щедрости своих покровителей, институт располагал очень большими средствами, там преподавали виднейшие ученые – экономисты, философы, историки: П.И. Новгородцев, А.А. Манулов, С.А. Котляревский и многие другие светила отечественной науки. Вскоре Булгаков избирается депутатом во 2-ю Государственную думу(от конституционно-демократической партии),пишет ряд замечательных статей, собранных в сборнике «Два града», печатается в сборнике «Вехи» и пишет книгу «Свет невечерний» , которая, по словам самого Булгакова, представляет собой род духовной автобиографии или исповеди; она является обобщающим постижением всего уже пройденного, столь ломаного и сложного духовного пути. Книга эта оканчивает период чисто философского ( в том числе и религиозно-философского) творчества Булгакова. Булгаков всецело переходит к богословскому творчеству. Однако, в нем нельзя было отделить философа от богослова: скорее можно о его богословии думать, что он в нем больше философ, чем богослов, чем можно было быть уверенным, что богословие подавило его философское творчество. «Свободное искание истины», которое Булгаков называет «священнейшим достоянием философии» было коренным для ученого.
Религиозный перелом не оторвал его мира, а определялся, в значительной степени, потребностью глубже понять мир и проникнуть его в его сокровенную жизнь, сокровенный смысл. В «мировую душу», как в силу, соединяющую множественные субстанции.
В 1918 году Сергей Николаевич Булгаков попадает в Крым. Там он, не имея возможности вернуться назад в Москву, становится профессором Симферопольского университета, но очень скоро должен был вынужденно покинуть его из-за своего сана священника. В 1923 году советская власть изгоняет Булгакова из России. Сначала он едет в Константинополь, оттуда в Прагу, где читает лекции по юриспруденции, а в 1925 году окончательно поселяется в Париже, и начинает преподавать в созданном в те годы Богословском институте. До последних своих дней Булгаков был его бессменным деканом и преподавателем.
В эти годы расцвело богословское творчество Сергея Николаевича Булгакова. Кроме малой трилогии «Купина неопалимая», «Друг жениха», «Лестница Иаковлева» отдельных этюдов, часто довольно значительных, Булгаков пишет «большую трилогию» -«О Богочеловечестве».( «Агнец Божий». «Утешитель». «Невеста Агнца»). Последний том трилогии вышел уже после смерти Булгакова.
Весной 1939 года Булгаков подвергся тяжелой операции, а летом 1944 года скончался от кровоизлияния в мозг.
Богато и значительно философское наследие Булгакова, а жизнь его - напряженная всегда творческая, насыщенная, замечательна, как исключительный памятник тех духовных исканий, того возврата русской интеллигенции к Церкви, который наметился в России еще до революции 1917 года и который с такой силой проявляется в последнее время.
Величие России – в славной истории нашей, в деяниях предков, в извечной прелести лугов и дубрав, в улыбчивой простоте и доброте людей русских.
И знаменательно, что корни этого необыкновенного человека, Сергея Николаевича Булгакова уходят в исконно русскую землю, всегда так щедро одаривавшую талантами своих сынов и дочерей
Свидетельство о публикации №223011301284
Юрий Николаевич Горбачев 2 02.04.2023 17:38 Заявить о нарушении