По морям Ч3 гл10 продолжение жизнь-борьба

Ч3 Гл10 (продолжение) И вся та наша жизнь есть борьба!
На водолазном катере проработал я недолго. Подошло время сдачи Регистру. Поставили катер на стапеля причала плавкраном, для ремонта, денег на каковой не было. Меня с самого маленького судна перевели на самое непрестижное СЛВ “Светлый “. Сборщик льяльных и сточных вод. Что же это за воды? Из двигателей в машинном отделении всегда есть протечки топлива и масла. При производстве ремонта промывают соляром зап. части. Стекает всё на днище в льяла. Испарения могут возгореться, поэтому всё откачивается в льяльный танк. Вода из душевых, камбуза, туалетов - в сточный танк. В добрые старые времена всё это выкачивали в море, как и мусор. В Тихом океане, благодаря течениям, образовался” мусорный континент” площадью 1,5 млн. кв. километров. В 1973/78г. принята Конвенция МАРПОЛ на эту тему. Мы были санитарами планеты и гордились, хотя и называли нас говновозами. Интересно, что своё продвижение от самого большого в мире бурового судна до говновоза я воспринимал спокойно. Без обиды: как это меня аса универсала направили на «Светлый», который даже сам ходить не мог из-за винта сломанного. (Не знал я, что встречу настоящих асов позже.) Может быть потому, что патологически отсутствовала зависть. Всё, что ни делается-ведёт к лучшему. Собственно, так оно и было. Поступление денег сократилось, а начальников столько, что было для них построено огромное здание в 9 этажей.( Кстати, в голландской фирме SeaWorx, имевшей столько же судов было всего 9 управленцев) Надо ведь уже зарабатывать. Первыми бросили на амбразуры буксиры, которые в лучшие времена обслуживали свои суда. Теперь их стали просто пропихивать для работы в порту и в заливе. За время 12-часовой вахты перекусить не было шанса в На смене вахты даже двигатель не глушили. Сел за ручки- и поехали. На «Светлом» оклады были ниже, но премия была такой же, нормы питания были на всех судах как на морских: 1-82 в сутки, так ещё была у нас 10% надбавка за вредность. На судно меня направили в августе. Погодка тёплая, солнышко. Мужики сидят на палубе, попивают квасок (может быть и не только) и горланят песни под гитару. Пикник, а не работа. Капитаном был Пал Петрович, позиционирующий себя как защитник рабочего класса и юрист-самоучка. Лето быстро подошло к концу, тучи появились.
Сгущались тучи и над нашей жизнью в лице нового начальника ОТИЗа Сафрон Сафроновича. Людям с таким именем присущи своеволие, решительность, находчивость. А уж если и отчество такое-туши свет! Проводили его на пенсию из Тралового флота и тут же пригласили в АМНГР. Главным объектом для него стали мы. Столкнулись лбами два непримиримых: Пал Палыч и Сафрон Сафронович. Для начала он причислил наше судно к категории несамоходной баржи (винт-то у нас был сломан), оклады уменьшались на 20%.  Началось первое сражение. Победу одержал капитан, доказав, что сломанный винт не повод для перевода судна в категорию несамоходных. Снимите Главный двигатель, вал, обратитесь в Регистр, чтобы изменил классификацию судна. Шара у Сафрона не прокатила. Как говорил Наполеон:” Можно выиграть бой, но проиграть сражение“. Следующий удар был нанесён по “ хлебу насущному”. Нарыл Сафрон постановление Совета Народных Комиссаров от 1928г. об норме питания для судов прибрежного плавания-32 коп.
“ Какие комиссары, - возмущаемся мы, - с 1946 года у нас Совет Министров. “
- Да, преобразовали, - соглашается Сафронович,-  но Постановление не отменили!
 Это был серьёзный удар с 1-82 до 0-32 руб. Не помог даже аргумент, что в тюрьме рацион в 2 раза больше. Воодушевлённый победой стратег вскоре нанёс удар по 10% надбавке за вредность: выплачивать 10% только за время работы по приёму с судов и откачке на береговой приёмник сточных вод. Честно говоря, прежде мы просто давали справку судну о приёме с него сточных вод. С береговой станции брали справку, что сдали эти воды. Причина была в том, что однажды во время выдачи в береговую трубу, матрос услышал какой-то шум. Поднялся на причал и увидел такую картину: труба, в которую мы качаем, выходит в 3 метрах за углом и из неё шурует дерьмо. Решение ограничится только справками было продиктовано заботой об охране природы: пусть лучше судно выкачивает дерьмо в море, чем мы в залив. Опять же, будет корм для крабов. Теперь же мы стали подходить к судну на несколько часов, а «сдавали эти воды» часов по 10, чтобы вахту сменить на Мор.Вокзале. Вернее сказать, не ходили мы, а буксиры нас таскали. Вот они через месяц взмолились: «Мужики нас и так затуркали, а тут ещё вас таскай.“ Своих обижать не стоит ради копеек. Тем более, что нашли другой источник доходов. В городе образовалась нехватка мазута для котельных, городских и частных. Кто жил в то время, помнит, что нехватка была во всём. Появились фирмы, собиравшие льяльные воды. Пропускали их через сепараторы и продавали мазут. Солярка и масло легче воды и отстаиваются, образуют довольно толстую плёнку. Вот бы её собрать. И ведь придумали, всё гениальное просто! Из толстого пенопласта сделали поплавок с отверстием для шланга. Поплавок на поверхности плавает, а через шланг “сливки “ качаем в маленький танк на 35 тонн. И там отстаивается. Потом так усовершенствовали процесс, что снимали верхний слой солярки, а потом солярки с маслом моторным. Наша солярка была чище чем на заправках, где тоже с водой бодяжат. Фуры у нас солярку бочками покупали. Жизнь наладилась. Тут отрывают экипаж от работы. Все судоводители должны пройти тест по знанию английского языка. Пришлось идти в управление. У кабинета очередь волнуется, тестирует-то преподаватель из высшей мореходки. Очередь двигается быстро, минут пять на человека. Захожу. Сидит женщина, утомлённая от тестирования. Говорит: “ Ну, расскажите о себе. “ Ожидала услышать: «Май нэйм из ..» И так далее. И вдруг слышит: «А что бы вы хотели узнать? Могу начать с детства. Или специальное образование, или профессиональная деятельность?» Тут она сразу оживилась. Минут сорок мы беседовали с шутками-прибаутками. Я единственный из всего управления получил оценку ‘отлично ‘. И забыл об этом, потому что золотое время на ‘Светлом ‘ неожиданно подошло к концу. Фирмы, забирающие у нас льяльные воды, отказались от этого, потому что сепарировать стало нечего- одна вода. Пришла на судно проверка. Нашлись добрые люди, настучали, что фуры покупают у нас топливо. Вначале начальство запретило эту деятельность. Тут вмешался Сафрон:” Если уж фуры заправляются, то для буксиров точно подойдёт. Надо обязать экипаж делать сепарацию. Воду можно на береговую станцию сдать.”
Пал Петрович в бутылку полез: «Это не входит в должностные обязанности.“ Сошлись на том, что уже очищенное топливо остаётся экипажу. За сепарацию для буксиров будем получать премию 15%. Этого я не застал, потому что на ‘Тумчу ‘ направили в Англию. Это уже другая история.
P.S. Начальные главы, начиная с мореходки в сборнике " По морям по волнам"


Рецензии