4 типа воспитания есть, над чем подумать

                "4 типа воспитания" – есть, над чем подумать

          На днях мне попалась на глаза интересная публикация о воспитании.
          Что бы кто ни говорил, но лично мне всегда были интересны прежде всего главные, глубинные закономерности и в мире, и в поведении людей.
          Можно годами и десятилетиями блуждать на одном и том же "поле", но так и не понять, как объясняется та или иная конфигурация этого конкретного ландшафта. Пока, спустившись в теоретические глубины, не поймёшь, что, когда и как его образовало. И, прежде всего, самое основное в нём, что определяет собою и всё остальное.
          Как бы некоторый "геном", самая глубокая сущность, которая затем "восходит к явлению", преломляясь в конкретных "слоях" реальности, но всё же оставаясь его сутью.
           Вот что я прочитал:
        "В 1966 году была предложена теоретическая модель, интегрировавшая эмоции и поведенческие процессы. Автор модели, психолог Диана Баумринд (США), поставила во главу угла родительский контроль. Она описала три его типа.
         Авторитетный стиль сочетает требовательность к ребёнку с заботой, теплотой и поощрением самостоятельности. Авторитарный стиль — требовательность, отстранённость, недоверчивость к ребёнку. Дозволяющий стиль — снисходительность и отзывчивость к чувствам ребёнка.
         В развитие этой теории исследователи в 1983 году взяли за основу два параметра — требовательность и отзывчивость — и описали четыре стиля:
- Авторитетный (высокие отзывчивость и требовательность).
- Авторитарный (низкая отзывчивость, большая требовательность).
- Дозволяющий (высокая отзывчивость, низкая требовательность).
- Пренебрегающий (низкие отзывчивость и требовательность).
     По данным исследований, авторитетное родительство позитивно влияет на успехи, самостоятельность и самооценку ребёнка, но не во всех контекстах. В семьях с разным этнокультурным бэкграундом возможны разные эффекты стилей родительства"
        Для меня эта 4хчленная классификация охватывает, пожалуй, самые главные качества людей, которые человек приобретает "на выходе" из каждой из этих "систем воспитания": это волю, собранность, организованность человека, которые позволяют ему (если они есть) или не позволяют (если их нет) крепко стоять на ногах и уверенно идти вперёд. Умение достигать им своих целей.
         Но одновременно – человеческую гибкость среди людей, умение понимать окружающих и взаимодействовать с ними, встраиваться в отношения с другими людьми, что без развития эмоционального интеллекта и эмпатии превратило бы человека в сухого ригориста, беспощадного и нетерпимого к другим.
         Диалектика твёрдости и гибкости, "вертикальная" организованность и "горизонтальная", в межчеловеческих отношениях, вариативность, умение встраиваться в отношения с людьми.
       И хотя вариаций сочетания этих качеств – воли и организованности с гибкостью и подвижностью может быть бесконечное множество (к этим двум КАЧЕСТВАМ подключается неизбежно КОЛИЧЕСТВО каждого из них в человеке), основа, то, от чего уже можно начать "плясать", я думаю, ухвачена здесь правильно.
       Критерии эти вполне тянут на то, чтобы признать их основными, то есть "необходимыми и достаточными" для описания и оценки всего многообразия поведения людей.
         И хотя я издавна убеждён, что родители, как бы ни старались, всё равно в результате воспитания своих детей получают "слепок" самих себя, в этой схеме есть, над чем подумать всем. – И уже сложившимся людям, "результатам" воспитания, и тем, кто собирается "лепить" что-то из своих детей.
         Сам я глубоко убеждён, что все родители неосознаваемо "кодируют" своих детей: вносят в их сознание, что делать в принципе позволительно (или даже нужно), а чего – категорически нельзя.
         Вот такая "кодировка" и есть главное подсознание любого человека, хоть увидеть это глубинное сквозь толщу реального поведения будь то своего, будь то своего ближнего – очень и очень нелегко.
         Задача эта не для средних умов. Хотя пытаться всё-таки стОит. Результат окупится в любом случае.
         И ещё. Несмотря на теоретическую значимость статьи, о которой я говорю, я обнаружил, что под ней стоит всего три лайка (а комментариев нет и вовсе). Обидно, что такие важные знания проходят мимо людей. Возможно, моя публикация позволит хоть немного шире распространить это важное, на мой взгляд, знание, а также вызвать ту волну осмысления, которой она, безусловно, заслуживает.
---------------------------------------------

А это ссылка на статью:
Что такое родительская вовлеченность и какие существуют стили воспитания? | Для понимания | Дзен (dzen.ru)


Рецензии
На Дзене я эту публикацию пропустила. А то бы непременно "лайкнула"!
Очень хорошо написано и очень важно для понимания: что такое воспитание и как делать правильным этот процесс.

Евгений, мне очень понятны и близки все ваши теоретические посылы.
Чтобы поставить " сердечко" или "пальчик вверх" надо понять ЧТО вы подразумеваете. Не думаю, что всякий читающий , именно любой, понимает что такое стиль воспитания.

Я по профессии - дошкольный педагог. И теме этой посвятила не одно родительское собрание. Даже вполне себе образованные люди не сразу понимают какие процессы скрыты за каким - нибудь специальным термином, пусть и очевидным для нас ( авторитарный - авторитетный). Некоторые вообще от Вас такой статьи не ждали!

Так что не огорчайтесь. Если число читателей приличное, а отметок мало, значит Вас посетили доверяющие Вашему мнению читатели. Что- то важное для себя вынесли.

А.С. Макаренко так писал о воспитании: "воспитывают" родители не тогда, когда произносят морализаторствующие монологи, а тогда, когда ребенок видит как в семье читают газету, сидят в кресле или общаются между собой.

Так что в части "снятия кальки" с родителей их детьми, вы абсолютно правы.
Воспитание, процесс осознанный, Стать родителями просто. Воспитывать рождённых детей - высший пилотаж. И этому тоже надо учиться.
Спасибо за интересную публикацию!

Галина Санарова   18.01.2023 04:19     Заявить о нарушении
Галина, спасибо за отзыв и понимание.
На самом деле я не огорчаюсь, хотя, конечно, когда статья получает широкий резонанс - это приятно. Но сейчас (на данном этапе) я просто "скидываю" из своего сознания самые важные выводы, писать более мелкие, детальные вещи, которые были бы понятны очень многим - просто руки не доходят. Хотя иногда и "срываюсь" о чём-то на злобу дня - тогда полный аншлаг! (Ну, о Пугачёвой там, или о Шамане...)
Но Вы, возможно, не в курсе, что у Дзена сейчас появилась функция перепубликации своих (так же, как и чужих) прошлых статей. Я, например, заметил пару месяцев назад, что мою заметку о "Ненависть или презрение..." читают по несколько человек в день без всяких показов... - и перепостил её в этой связи.
Тут принцип: был бы написан текст, а уж когда его оценят - дело десятое. Никто не мешает мне в дальнейшем написать что-то на базе этой заметки о воспитании - и на неё сослаться

Евгений Мартин   18.01.2023 08:13   Заявить о нарушении
Галина, для меня вот эта классификация была просто откровением. Можно всю жизнь плутать, ища, что самое важное в человеке, но так ни к чему и не прийти.
А здесь - просто самый глубинный остов, основа, который сразу даёт ориентиры. Теперь уж не заблудишься. И всех людей по их качествам здесь можно строго расположить в системе абсцисс и ординат. А остальные качества людей, возможно, уже вторичные и производные от этих.
Я же на деле всю жизнь (и в аспирантуре - правда, не защитился. Был 92й год на дворе) пытаюсь смоделировать личность, найти базовые критерии для такой модели).
И мне очень приятно общаться с таким вдумчивым человеком, как Вы.


Евгений Мартин   18.01.2023 08:48   Заявить о нарушении
Очень приятно, что Вы так подробно поделились своим мнением в ответ. Спасибо!
С уважением,
Галина

Галина Санарова   18.01.2023 11:25   Заявить о нарушении