Блок. Да. Так диктует вдохновенье... Прочтение

«Да. Так диктует вдохновенье…»
 





                Да. Так диктует вдохновенье:
                Моя свободная мечта
                Всё льнет туда, где униженье,
                Где грязь, и мрак, и нищета.
                Туда, туда, смиренней, ниже, —
                Оттуда зримей мир иной…
                Ты видел ли детей в Париже,
                Иль нищих на мосту зимой?
                На непроглядный ужас жизни
                Открой скорей, открой глаза,
                Пока великая гроза
                Всё не смела в твоей отчизне, —
                Дай гневу правому созреть,
                Приготовляй к работе руки…
                Не можешь – дай тоске и скуке
                В тебе копиться и гореть…
                Но только – лживой жизни этой
                Румяна жирные сотри,
                Как боязливый крот, от света
                Заройся в землю – там замри,
                Всю жизнь жестоко ненавидя
                И презирая этот свет,
                Пускай грядущего не видя, —
                Дням настоящим молвив: нет!
                Сентябрь 1911 — 7 февраля 1914



     – «Так диктует вдохновенье…» – в очередной раз напомню, что и эта метафора – у Блока никакая не метафора! Писателям-поэтам рассказывать про “вдохновение” не надо, они на собственном опыте это знают о его диктующей воле, а остальным…
     Пушкин Вяземскому:  «Представьте, что учудила моя Татьяна, – взяла да и вышла замуж!»).
     Цветаева: «Что-то, кто-то в тебя вселяется, твоя рука исполнитель, не тебя, а того. Кто – он? То, что через тебя хочет быть».
     Ахматова: «И просто продиктованные строчки //Ложатся в белоснежную тетрадь.»   
     И вслушайтесь в изумление самого Блока: «В первом стихотворении шахматовском это лицо приняло странный образ “Российской Венеры”»:

                «…И мнилась мне Российская Венера,
                Тяжелою туникой повита,
                Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры…
                29 мая 1901. С. Шахматово»

     Хотя, казалось бы, чего здесь странного: Российская Венера – это одна из “богинь”  “Среднего храма”, к которому “сокровенными изгибами” вывела его  Любочка всего за  пару месяцев до того:

                «…Пять изгибов сокровенных…

                …Но ужасней –  средний храм –
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам…
                10 марта 1901»


     – «Оттуда зримей мир иной…» – аналогично: для Блока “иные миры” – не метафора, его “двойники” там  уверенно обжились. Вся книга «Город»  второго тома – описание одного из них, а  весь «Страшный мир» тома третьего – это о взаимопроникновении двух “городов” – всемирного града и реального Питера друг в друга.
     И вот оттуда, “где грязь, и мрак, и нищета”  – “зримей мир иной”.

     – «Ты видел ли детей в Париже» –
Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Ср. с признаниями Блока в письме к матери от 4 сентября (н. ст.) 1911 г. из Парижа: "Я не полюбил Парижа, а многое даже в нем возненавидел" и далее: "В сожженных скверах – масса детей – бледных, с английской болезнью. Все лица – или приводящие в ужас (у буржуа), или хватающие за сердце напряженностью и измученностью".

     – «Всю жизнь жестоко ненавидя ~ Дням настоящим молвив: нет!»  –  Предваряя мотивы наст. стихотворения, Блок писал Андрею Белому 8 мая 1911 г.: “Все дело в том, есть ли сейчас в России хоть один человек, который здраво, честно, наяву и по божьи (т.е. имея в себе в самых глубинах скрытое, но верное "ДА") сумел бы сказать "НЕТ" всему настоящему; впрочем, я начал ( ... ) развивать ту длинную нить, которую я лелеял всю эту зиму ( ... ) Пишу и хочу писать об этом”.
     »
;


Рецензии