Блок. Да. Так диктует вдохновенье... Прочтение
Да. Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Всё льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, —
Оттуда зримей мир иной…
Ты видел ли детей в Париже,
Иль нищих на мосту зимой?
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Всё не смела в твоей отчизне, —
Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки…
Не можешь – дай тоске и скуке
В тебе копиться и гореть…
Но только – лживой жизни этой
Румяна жирные сотри,
Как боязливый крот, от света
Заройся в землю – там замри,
Всю жизнь жестоко ненавидя
И презирая этот свет,
Пускай грядущего не видя, —
Дням настоящим молвив: нет!
Сентябрь 1911 — 7 февраля 1914
– «Так диктует вдохновенье…» – в очередной раз напомню, что и эта метафора – у Блока никакая не метафора! Писателям-поэтам рассказывать про “вдохновение” не надо, они на собственном опыте это знают о его диктующей воле, а остальным…
Пушкин Вяземскому: «Представьте, что учудила моя Татьяна, – взяла да и вышла замуж!»).
Цветаева: «Что-то, кто-то в тебя вселяется, твоя рука исполнитель, не тебя, а того. Кто – он? То, что через тебя хочет быть».
Ахматова: «И просто продиктованные строчки //Ложатся в белоснежную тетрадь.»
И вслушайтесь в изумление самого Блока: «В первом стихотворении шахматовском это лицо приняло странный образ “Российской Венеры”»:
«…И мнилась мне Российская Венера,
Тяжелою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры…
29 мая 1901. С. Шахматово»
Хотя, казалось бы, чего здесь странного: Российская Венера – это одна из “богинь” “Среднего храма”, к которому “сокровенными изгибами” вывела его Любочка всего за пару месяцев до того:
«…Пять изгибов сокровенных…
…Но ужасней – средний храм –
Меж десяткой и девяткой,
С черной, выспренней загадкой,
С воскуреньями богам…
10 марта 1901»
– «Оттуда зримей мир иной…» – аналогично: для Блока “иные миры” – не метафора, его “двойники” там уверенно обжились. Вся книга «Город» второго тома – описание одного из них, а весь «Страшный мир» тома третьего – это о взаимопроникновении двух “городов” – всемирного града и реального Питера друг в друга.
И вот оттуда, “где грязь, и мрак, и нищета” – “зримей мир иной”.
– «Ты видел ли детей в Париже» –
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Ср. с признаниями Блока в письме к матери от 4 сентября (н. ст.) 1911 г. из Парижа: "Я не полюбил Парижа, а многое даже в нем возненавидел" и далее: "В сожженных скверах – масса детей – бледных, с английской болезнью. Все лица – или приводящие в ужас (у буржуа), или хватающие за сердце напряженностью и измученностью".
– «Всю жизнь жестоко ненавидя ~ Дням настоящим молвив: нет!» – Предваряя мотивы наст. стихотворения, Блок писал Андрею Белому 8 мая 1911 г.: “Все дело в том, есть ли сейчас в России хоть один человек, который здраво, честно, наяву и по божьи (т.е. имея в себе в самых глубинах скрытое, но верное "ДА") сумел бы сказать "НЕТ" всему настоящему; впрочем, я начал ( ... ) развивать ту длинную нить, которую я лелеял всю эту зиму ( ... ) Пишу и хочу писать об этом”.
»
;
Свидетельство о публикации №223011400783