Малая, но полезная вещь

Разговор с мудрецом.
- Как бы, конечно. Настоящие разговоры ведутся на одноимённой передаче на РАДИО ЗВЕЗДА.
- Я слушал её два раза. Ведущие её – мудрецы! Факт.
- Я намерен говорить о книге «Записки из мёртвого дома» Ф. М. Достоевского. Он для  меня МУДРЕЦ!   Он упоминает Тобольск, а острог, где он ПРОЖИВАЛ, как я понял, был в ОМСКЕ. Я там жил пять лет, и в Тобольске был несколько дней. Так вот.
- Рассказывай. Слушаю.
- Эту книгу я читал  давно, теперь ПЕРЕЧИТЫВАЮ КЛАССИКУ; по совету И. Волгина, ведущего передачу  ИГРА в БИСЕР. Дошел до половины книги.
- Знаю такую передачу. ХОРОШО СИДЯТ литераторы, - фантазируют так, что РУБАХА  ЗАВОРАЧИВАЕТСЯ, но о  современной жизни, ни слова. Это мне не нравится. Факт.
- Понравились главы ПРЕТЕНЗИЯ и ТОВАРИЩИ.  Арестанты – колодники однажды решили противостоять начальству острога. Это они называли ПРЕТЕНЗИЕЙ. Готовясь к событию, все были в каком- то беспокойном настроении духа. Разговоров было много. Очень интересный язык  каторжан, сам понимаешь. Читай сам, удивляйся тому, что он и ныне такой же в тюрьмах.
«Каторжанин сварлив и лёгкий на подъём, уже по природе своей, но поднимаются все вместе или большой кучей редко. Причиной тому всегдашнее разногласие». Много говорили. Свобода слова и гласность в их среде обычное дело.
Короче, вышли они на плац – МАЙДАН, сами построились. Что интересно, автора, как дворянина, хотя и каторжника, в строй не пустили, мол, дворянам здесь не место. Даже на работе дворян прогоняли, чтобы не мешались под ногами, такое отношение к ним у народа было. Факт.
Читая, я вспоминал построение ДЕКАБРИСТОВ на площади. Они так же  ПРЕТЕНЗИЮ представляли.
- Что дальше-то было?! – Разогнали, наказали.  Из 579 человек, привлечённых учреждённой 17 декабря 1825 года комиссией к следствию по делу о восстании в Петербурге и на юге, были признаны  виновными 289 человек. Свыше ста человек были отданы под надзор полиции. Часть умерла.  Другие – 131 человек, были переданы Верховному уголовному суду. Пять человек были приговорены к четвертованию, впоследствии заменённому повешеньем.  Остальные участники восстания (ПРЕТЕНЗИИ)  были присуждены  к каторжным работам.  Солдаты Черниговского, Московского и других полков, матросы Гвардейского морского  экипажа судились особо. Часть из них была приговорена к шпицрутенам через 1000 человек 12 раз и затем к каторжным работам.
- А в главе ТОВАРИЩИ что понравилось?
- То, что  каторжники господ в товарищи  не принимали, хоть тресни. Автора книги уважали, но в товарищи и его не принимали. Но был и такой случай: «Подполковник Г- ков упал к нам как с неба. Пробыл у нас очень не долго, произведя  необыкновенное впечатление на всех арестантов.  Его не то чтобы  любили арестанты, его обожали, если можно употребить здесь это слово. Как он завоевал их с первого разу, не знаю.  Он был ужаснейший КУТИЛА. Небольшого роста  с дерзким, самоуверенным взглядом. Но он был ласков с арестантами, чуть не до нежностей, и действительно  любил их, как отец.  Отчего он так любил арестантов – сказать не могу, но он не мог видеть арестанта, чтоб не сказать  ему ласкового, весёлого слова, чтоб не посмеяться с ним, не пошутить с ним,  и, главное – ни капли в этом не было чего-нибудь  обозначавшего неравную или  чисто начальничью ласку. Это  был свой товарищ, свой человек в высшей степени. Нравилась его доверенность к арестанту, отсутствие мелкой щепетильности и раздражительности, совершенное отсутствие иных оскорбительных форм в начальнических отношениях.
- Что я скажу тебе! Этот рассказ будет очень полезным для современных «подполковников» - предпринимателей и их управляющих. МЕНЕДЖЕРОВ по продажам это не касается. Факт.   В. Лоб.               
   


Рецензии