Мужики-горланы и нравственные недоноски

 
Историю страны нам пытаются представить  чем-то вроде каменных скрижалей, из которых слово «не вырубишь топором». Или памятником, к которому надо только приходить время от времени с цветами и венками, чтобы помолчать минуту под стук метронома и глядя на «вечный» огонь, вспоминая наше тёмное прошлое.
И тогда у нас обязательно будет светлое  будущее…
Беда в том, что иногда под видом  защиты исторической правды её искажают.
Всё чаще, хотя, и с грустью, мы говорим,  что История нас ничему не учит.
Так, например,  уже много веков Россия не может прийти к общему мнению о том, что из себя представляет призыв учиться у Запада: благо для страны или угрозу потери суверенности?
           Историк С. М. Соловьёв пишет, что в 17 веке в России было страшным злом «господство так называемых мужиков-горланов, богатых торговых людей, которые, забравши всю власть в свои руки, хлопотали только о своих выгодах, забывая выгоды большинства сограждан».
Они в признании авторитета иноземцев видели угрозу своей власти.
На призыв «учиться» раздавались возражения: «У кого учиться? У чужих, у иноземцев, а главное, у иноверцев?...».
Государство в усердии не по разуму приказывало «картами, шахматами … не играть, медведей не водить… , … песен бесовских не петь…, на качелях не качаться… Если не послушаются, бить батогами…».
А народ с таким же усердием сопротивлялся  «двуперстному сложению», бритью бороды и обрезанию кафтанов. 
«Главное зло для подобного общества – писал Соловьёв - в том, что человек входил в него нравственным недоноском».
Так оскорбительно он назвал  людей, «которые упёрлись  против новшеств», находя в них «движение к царству антихристову».
           Одним из символом ревности не по разуму был протопоп Аввакум.
«До нас положено, лежи так во веки веков» - проповедовал он.
Государство сурово расправлялось с «инакомыслием»: отрезали языки, рубили руки, сжигали…
«Что за ересь и хула двумя перстами креститься? За что тут жечь и пытать?» - в недоумении взывали к Богу и совести патриарха те, кого называли еретиками.
А патриарх отвечал с  иезуитской логикой: «Мы за крест и молитву не жжем и не пытаем, жжем за то, что …не повинуются святой церкви».

Сегодня государство тоже  обуздывает своих критиков, но иногда и терпит их по разным причинам.
В 2008 году Истории России уделили особое внимание в телепроекте «Имя России».
История была рада и этому ущербному вниманию к ней.
Как и многие другие шоу телевидения РФ, проект «Имя России» «содрали» у англичан.
Российский вариант не обошёлся без издержек.
При всём уважении к А.С.Пушкину, в одном ряду  с Лениным, Сталиным и Жуковым ему не место. Это несерьёзно даже для телешоу. В призёры некоторое время попал и В.Высоцкий…
          Одной из главных тем споров и дискуссий  проекта было отношение России к Западу.
Митрополит Кирилл, который теперь стал патриархом, среди достоинств  А.Невского назвал его непримиримость к западным ценностям. Политической мудростью князя он назвал и вынужденное непротивление орде, и отказ от помощи Запада под предлогом верности православию.
Речь его на дебатах была, безусловно, блестящей. Но, как известно, не всё золото, что блестит.
   И  митрополит, и патриарх  Кирилл методично проводил политику сближения с Западом.
До тех пор, пока резко не поменялся политический курс России. 
Есть  и в наше время  лояльные граждане, «которые упёрлись против новшеств».
Но если кто-то сегодня обзовёт их «нравственными недоносками», то в ответ услышит много чего неожиданного и обидного. Поговорка «кто как обзывается, тот так сам называется» покажется детским лепетом.
И «мужики-горланы»  в наше время не перевелись.  Правда, сами богатые люди чаще помалкивают, а вместо них всюду их представители с утра до вечера кричат в защиту устоев и в оправдание власти.   
                В РПЦ разногласия иногда выходят за рамки допустимой нормы. По возможности,  «сор из избы» там пытаются не выносить. А он есть:
церковь если не сотрясают, то тревожат разного масштаба скандалы и раздоры.
Патриарх Кирилл и митрополит Илларион уже несколько лет обвиняются в отступлении от истинного православия.
Раздаются крики и проповеди в духе протопопа Аввакума:  « Московская патриархия катится в ад».
           Ещё совсем недавно по  большим праздникам в главных храмах России виднелись «красные шапочки»  представителей католической церкви.
Попытки сближение церквей начинались ещё при Н.С. Хрущёве, но они были заметны только для «тех, кто понимает», а в последние годы  заявили о себе без утайки, представляясь миротворчеством.

Кульминацией потепления отношений стала встреча патриарха Кирилла и Папы Римского на Кубе. 
И вдруг  - снятие с поста и ссылка в «дальний» приход митрополита Иллариона, одного из главных «сотрудников» в деле сближения с Католической церковью!
Официальной информации о причинах отставки, практически, нет. Есть догадки, что она связана с резким изменением политического курса страны.
По одной из версий СМИ,
в марте 22г в одной из телевизионных передач м.Иллариону задали вопрос о его  отношении к Г.Распутину, а ответ  показался  скрытым  заявлением об отношении к СВО на Украине:   
 «Распутин был горячим противником вступления России в войну. И он предупреждал Царя о том, что если Россия вступит в войну, то это грозит всей стране катастрофическими последствиями. Царь его не послушал, Россия вступила в войну...
 И в итоге мы потеряли не только часть российских земель, но потеряли Россию как таковую».
Смысл цитаты почти дословно совпадает с  заявлением генерала Ивашова, которое он сделал незадолго до начала СВО. Но генерала не разжаловали.
            В пользу этой  версии причин отставки м.Иллариона говорит и то, что нигде публично он не высказывал своей поддержки СВО. Ранее говорил о  событиях в Чечне:
 «то, что происходит в Чечне, показывает, что Россия не имеет права называться православной, христианской страной».
Можем догадываться, что показывает происходящее на Украине с точки зрения м.Иллариона.
Ещё  в январе 2022 года он  говорил: «С одной стороны, мы слышим от руководства Российской Федерации заверение в том, что Россия не собирается нападать на Украину.
Мы слышим также из уст украинских политиков информацию о том, что они не видят угрозы нападения со стороны России. Но Америка настойчиво продолжает внушать своим западным партнерам, что Россия готовится к нападению… Всё это не может не тревожить и не беспокоить…
Поэтому политики и все мы должны делать всё от нас зависящее для того, чтобы предотвратить эскалацию конфликта и такое развитие событий, о котором сегодня говорят американцы».
            Предотвратить  «эскалацию» не удалось.
 А заверения руководства страны о ненападении стали выглядеть ложью, которую пытаются представить военной хитростью.
 Гадать остаётся только о том, почему так долго решался вопрос с отставкой …
            В такой ситуации для патриарха Кирилла закрыть глаза и сказать «Своих не сдаём»  означало бы примкнуть к позиции м. Иллариона и публично выступить против президента.
А «раскачивать галеру», на которой  президент отбывает очередной срок, патриарх не намерен.
    В результате, с одной стороны, патриарх Кирилл выглядит, как сказал Папа Римский, «келейником Путина», а м.Илларион – пострадавшим за правду.
А с другой – патриарх с большими потерями репутации образумился и поддержал президента, а «космополит и экуменист» м.Илларион к большому удовлетворению ревнителей благочестия получил по заслугам за свою прозападную ориентацию…
Торжествует ли справедливость?
               Учёность  и патриарха Кирилла, и митрополита Иллариона, безусловно, вызывает уважение.
Правда, многим не понравилось  рвение  м.Иллариона в исполнении антиковидных санитарных мер .
Вызывает смущение, что  его музыкальное творчество рекламируется так, будто «не ставят свечу под кровать».
Хотя, нельзя отрицать, что митрополит  ещё  немножко и композитор.
 Гораздо больше на отношение к м.Иллариону влияет тот факт, что он некоторое время учился и проходил служение  в США и в Англии.
«У кого учиться? У чужих, у иноземцев, а главное, у иноверцев?...» - возмущаются граждане, как во времена Аввакума.
Слово «импортозамещение» стало почти синонимом возвращения суверенитета.
"Западом и наказывал, и накажет нас Господь»  -  проповедует из 19 века Феофан Затворник.
И даёт рецепт лечения от «запада»: «…зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертной казнью…»
Нашли  слова, которыми он призывал русский народ идти воевать с турками (1877 г.) за братьев-болгар, и которые  очень подходят к политическому моменту:
«Хочешь, не хочешь, а ступай воевать…»
И какие тут шансы у м. Иллариона и его единомышленников с их пацифизмом?

Войну в Афганистане считают одной из главных причин гибели СССР.
Но  История до сих пор твердит, что иначе было нельзя.
И сейчас нас уже несколько месяцев убеждают, что «у нас не было другого выбора».
Митрополит Илларион  не говорил, что «если Россия вступит в войну, то это грозит всей стране катастрофическими последствиями». Это говорил Г.Распутин, и совсем по другому поводу.
Но второе лицо РПЦ призывало «предотвратить эскалацию конфликта»!
А   патриарх благословил этот «конфликт». Правда, задним числом, когда он уже разгорелся.   
За несколько лет из числа самых близких сотрудников патриарха уволены не по собственному желанию  и сосланы подальше от него, как минимум, 4 человека.
Причём, двое из них публично сказали патриарху весьма нелестные для него слова
и вынесли «сор из избы»…
Никто не скрывает, что страна переживает трудные времена.
От крутых поворотов «галеры» дух захватывает даже не у простых людей.
Это  не может не тревожить.
Но это и даёт надежду, что истина где-то совсем рядом.
Россиян убеждали и отчасти убедили в том, что «наше дело – правое…».
Принуждение к миру и к «братским» отношениям стало обычным делом для политиков.
Запад в очередной раз объявлен врагом.

Есть История, которую пишут люди. А есть история,  которая обрушивается на людей как стихийное бедствие. Или как ракеты и бомбы. И в подвале от неё не спрячешься.
Ещё будучи митрополитом, патриарх Кирилл свою речь в защиту А.Невского завершил пожеланием того, чтобы и политики стали святыми.
Звание святых  дают как ордена…  Но процедура канонизации сложнее.
И тоже не застрахована от ошибок.
Если даже в оценках давней истории нет единства, то откуда ему взяться в оценках современных событий.
 «Нравственными недоносками» теперь называют не тех, кто противился сближению с Западом, а тех, кто содействовал ему.
«Мужики-горланы», которые  «… хлопотали только о своих выгодах, забывая выгоды большинства сограждан», теперь  заявляют, что страна на кону,  и зовут желающих послужить отечеству на контрактной основе.
           В одной из последних проповедей в своей ссылке м.Илларион  вспомнил евангельские строки о царе Ироде, приказавшем убить всех младенцев в возрасте до 2 лет.
Жестокость удивительная даже по тем временам.
Он увидел угрозу своей власти  в рождении младенца, которому волхвы несли дары, как царю.
Может быть, и в этой проповеди есть иносказание,  применимое к событиям наших дней…


Рецензии