Краткое сравнение онтологий и неожиданный финал

1. Благо. Парменид выделяет вечное бытие и изменчивый мир сущих, не давая ему названия. Попытку объединить эти разные миры предпринял Платон, говоря о Благе.
2. Дао. Даосизм выделяет вечное небытие (пустоту, отсутствие) и бытие (присутствие), как мир изменчивый мир сущих, при этом объединяя их единым Дао.
3. Пустота. Гегель объединил бытие и ничто как пустоту, не сделав однако на ней акцента, и смешал вечное и изменчивое в одну кучу,  настаивая на Становлении наличного бытия.
4. Определенность. Онтология определенности следует Пармениду, выделяя бытие как вечное, изменчивый мир сущих как становление, и не возражает против небытия, объединяя все в Определенности.

Наиболее четкие онтологии, Дао и Определенность, на первый взгляд похожи. Но восточная философия ничего не говорит о Дао, кроме как об объединении (не понятно каким образом) вечной пустоты и изменчивого мира сущих и в этом напоминает, как ни странно, материализм Демокрита. Онтология определенности более проработана. Определенность – это абсолютное одно, целое, вечная пустота, объединяющая (вмещающая) как вечное бытие, так и изменчивый мир сущих, при желании добавляя сюда же вечное небытие.

Отличие двух этих онтологий иллюстрирует отличие Восточной философии от Западной. Даосская онтология непрерывно порождает бытие из небытия. Запад настаивает на том, что из небытия не может ничего появиться, поэтому существование вечно. Кроме того, восточная философия принимает иррациональность мироздания и даже не пытается дать ему рациональное объяснение. Это большое упущение Востока. Запад также не отрицает иррациональность Вселенной, но он ищет и находит рациональное объяснение иррациональному.

Если Восток говорит «есть и не-есть одновременно», то Запад, начиная с Парменида, такую позицию настойчиво отвергает и признает в основном только «есть». Если Дао – это абсолютное ничто, то Определенность – это абсолютное «что». Как можно видеть, приоритеты Востока и Запада прямо противоположны. Восток, пронзая мироздание, находит абсолютную Пустоту. Запад, оглядываясь вокруг, видит только наполненную Пустоту. Тем самым Восток и Запад меняются местами. Определенность символизирует самую тесную взаимосвязь «Ян» и «Инь», она не может быть пустой! А Восток фактически отказался от этой взаимосвязи, приписывая совершенному Дао всего лишь одну характеристику – пустоту. Вот такая неожиданность...   


Рецензии