Философский этюд о нуле, единице и множестве

Источником разделения в онтологии определенности несомненно служит множество, в то время как источником единства – одно. Приоритет для Определенности несомненно у одного. Нуля как такового в наблюдаемом мире обнаружить невозможно, как впрочем и в ненаблюдаемом. Надо ли размышлять о том, чего возможно и не существует вовсе? Если речь идет о движении, то нужен «условный ноль». Проехали на лифте один этаж – значит поднялись с нулевого уровня, преодолели первый отрезок пути, первый этаж. Этаж как отрезок пути вверх. И на высоте первого этажа (этаж как ни странно имеет высоту) мы видим цифру один. Она не говорит, что мы находимся на первом этаже как уровне. Она говорит, что мы преодолели один отрезок пути. Если бы этажом считался не отрезок пути, а уровень пола, то входя в подъезд, мы бы сразу оказывались на уровне один. И тогда нам не понадобился бы ноль. Но ноль в лифте нашего дома присутствует! И виновато в этом, видимо, движение, отрезок пути, пространство. Как известно точка в пространстве сомнительна. Только конечное, имеющее размер (а размер возможен только относительный, только для множества) «придает размер» безразмерной пустоте, и создает пространство. Точка, не имеющая размеров, невозможна в пространстве. Пространство имеет размер, причем не бесконечный. Это как число (множество) у пифагорейцев – оно конечно по сути, скажем, «тысяча сто один», но бесконечно по количеству абстрактных единиц. Так и пространство – вроде бы не имеет конца, но на самом деле ограничено. Ограничено собственным «размером». Не имея размера, пространство переходит в пустоту, а пустота не может иметь точки отсчета и соответственно не может иметь ноля.
   
Одним из самых сложных и ложных (с точки зрения онтологии определенности) рассуждений в истории философии является рассуждение о том, что одно и множество неразрывно связаны. Дескать без единицы нет множества, в котором пропадают единицы, а потому исчезает и множество в целом. В действительности это так, но абстрактно одно и множество (точнее принцип обособленности без уникальности) можно мыслить друг без друга. Дело в том, что абстрактное множество не различает своих единиц, они все на «одно лицо». Числа неопределенны. Они просто числа. Число, число, число... Одно число ничем не отличается от другого. Смысл только в том, что одно число отграничивается, обособляется от другого. Фактически это не конкретное число, а неопределенное «нечто». Вот наглядное представление абстрактного выражения множества. А вот одно действительно не делится, действительно одно! И в то же время оно «бесконечно делимо». Если выражаться более точно, одно не имеет собственного размера. Поэтому готово «принять» любой размер. Как бесконечно большой, так и бесконечно малый. Имея ноль, как элемент размерного пространства, и только такой ноль, мы понимаем, что ноль есть понятие множества. Производное от двойки. Истинной единице ноль не нужен. Ничто как ноль возможно только для множества.

Еще одним непонятным моментом в философии является распространенное представление о том, что пустота это ничто, пустота не является чем-то. Странно получается, что имея определенные свойства, характеристики, пустота является ничем и даже небытием. В онтологии определенности что-то, имеющее вполне конкретные характеристики не может быть несущим. А уж Пустота тем более. Ведь именно благодаря всеобъемлющей и все вмещающей Пустоте и появляется само существование, бытие. Пустота и есть то, что пребывает само и дает пребывать остальным сущим. Пустота действительно ничто (ничто из множества), но не ничто само по себе, она является чем-то! Пустота – это первая определенность, без которой невозможно мироздание. Пустота – это Одно. Сравните: «что-то одно из множества» – это «нечто». «Одно из одного» – это Одно. Но и «нечто» и «Одно» является чем-то. Это говорит о том, что сущность, как «что» первичнее, больше, чем просто «нечто» и просто «Одно». Точнее говоря, Одно и есть сущность, но переходя в реальное множество, придавая единицам множества уникальность, большое Одно становится маленькой единицей, одной из множества, и передает, распространяет принцип «сущности» на множество других «что». «Что»-сущность и небытие несовместимы. Поэтому пустота, являясь ничем из множества, в то же время является чем-то. Ничто отрицает множество, нечто, но не «что», не сущность, потому что само являясь сущностью. Оно естественно отрицает любые другие сущности. Впрочем, это типично для любой сущности. Одно всегда одно. Ничто-Одно не отрицает одно, оно им является.


Рецензии