Огоньки неугасимых лампад
Есть в Москве необыкновенно красивое и романтичное место- Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно. Таинственный силуэт замка, построенного для Екатерины II архитектором Баженовым , укрыт вековыми вязами, лиственницами и липами, а в глубине старинного парка просматривается стройная колокольня церкви Живоносного источника…Хороша она всегда. Однажды, зимним вечером, во время Рождественских праздников, я шла к церкви через заснеженный лес. В ночном небе перламутром отсвечивала , как сквозь тонкий шарфик облаков, луна, а в окнах церкви сказочно сияли огоньки свечей и слышались божественные звуки церковных песнопений.
В этой церкви меня крестили, и всегда, когда я прихожу в Храм, душу охватывает умиротворение и покой. И каждый раз, после службы, хочется что-нибудь унести с собой, что продлит дома это необыкновенное чувство: освященные в церкви предметы священнодействия- ладан, святую воду, масло, свечу…
Иерей Михаил Потокин объяснил мне смысл и значение этих, привычных для каждого верующего, предметов.
В них, сказал мне отец Михаил, нет ничего сверхъестественного. Но, освященные в церкви во время молитвы, они обретают духовный смысл, делаются угодными Богу и пригодными для Богослужения.
Огоньки неугасимых лампад перед иконами, свечи, которые молящиеся в Храме с благоговением ставя перед образами Святых, означают свет правой веры. И в Храме и в домашнем богослужении ладан (фимиам), елей(масло), Святая вода, свечи становятся символами Православной церкви.
Помните, в Евангелии описано, как волхвы, возрадовавшись рождению Христа, Сына Божия, принесли ему в дар самое драгоценное, что у них было: ладан- ароматическую смолу ладанного дерева, которую употребляли как благовоние, и смирну, также благовонную смолу, применявшуюся на Востоке для бальзамирования.
Во время церковной службы производят каждение, то есть сжигают благовонные смолы в специальных кадильницах, как бы принося жертву Богу. Ароматный дым, исходящий из кадила – это так называемое благоухание Святого Духа.
Если подобную атмосферу хочется создать дома, во время молитвы, надо положить ладан на раскаленные угли в специальную чашу-кадильницу, которую, как и ладан, можно купить в церковной лавке, и, таким образом, «воскурить фимиам» в честь Бога.
Но главное, все-таки, в каком состоянии и настроении человек производит это действо. Чтобы была душевная польза от всех священнодействий, связанных с курением ладана, помазанием маслом или кроплением Святой водой, чтобы Бог принял это жертвоприношение, важно чтобы быть внутренне чистыми сердцем и помыслами и готовым с молитвой обратиться к Господу.
Иначе Бог может не принять жертвы и все действия будут напрасны.
«Если ты поссорился с братом своим,- говорит Господь,- помирись с ним, а потом уже принеси свой дар к алтарю».
Ни в коем случае нельзя придавать эти предметам: маслу, ладану и Святой воде- смысл каких-то оберегов, талисманов и так далее, потому, что у них есть единый великий смысл- помогать им в нашей молитве, сопутствовать нашему предстоянию перед Богом. Домашнее Богослужение – это приближение души к Богу, души, испытывающей в этом потребность и соответственно настроенной. Многие уносят с собой домой из церкви елей, хотя по канону, принято мазаться маслом только в церкви во время молитвы. Тем более, что масло бывает разное. Например, употребляемое при соборовании несет в себе определенное таинство.
В Православной церкви Таинство соборования понимается широко и применяется не только к больным или отходящим «в мир иной», как это принято, например , католической церковью, но и для восстановления здоровья духа и тела.
В Таинстве помазания тела елеем призывается благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные, укрепляющая душевные и телесные силы.
Установление таинства елеосвящения принадлежит самому Христу, по заповеди Которого апостолы врачевали людей помазанием маслом.
Духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни сороковых годов девятнадцатого века, преподобный старец Макарий, исцелял души и тела. Помазуя елеем из лампады, горевшей перед особо чтимой им иконой Владимирской Божией Матери, старец приносил великую пользу больным.
Святая вода, которая всегда есть в Православных Храмах, таит в себе многие значения.
Великая крещенская вода освящается только один раз в год, и считается святыней, и пьют ее натощак, с молитвой, в определенном душевном состоянии. Эта вода никогда не заменяла Святое причастие, назначение ее другое, но в древней церкви существовал такой обычай: тех людей, которые по какой либо причине не допускались к причастию, диакон поил Великой Крещенской водой. Потому что цель церкви- утешать человека, помогать ему в скорби и исцелении от болезней.
Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее – символом покаяния. Наряду с этим она была и символом жизни. Ежедневно в церкви во время молебна освящается вода, которую, как и Крещенскую, надо пить натощак, в светлом настроении; можно окроплять, освящать свое жилище, и омывать жилище нашего духа- тело, призывая благодать Святого Духа.
Сойдя в Иордан во время Таинства Крещения, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии, и всю материю мира. С этого события природа стала способной получать благодатные дары и быть, в некотором роде, хранилищем благодати.
В Евангелии от Иоанна говорится: «там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус сказал ей: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Крещенская вода может сохранять свежесть в течение нескольких лет, таким естественным образом подтверждая свое чудодейственное свойство и слова Иисуса об источнике воды, текущей в жизнь вечную…
Обычная Святая вода может испортиться, но тогда ее надо вылить в какое-нибудь чистое место, например в цветы. Ни в коем случае нельзя выливать воду или, скажем, освященное с масло, в водопровод, потому что этим святым предметам оскорбительно грязь и нечистоты.
Вообще хранить все священные предметы надо в месте чистом и видном. На полке с иконами или в специально отведенном месте, и иметь их надо в небольших количествах, так как дело совсем в другом.
Господь наделяет церковные символы действенной силой. Но служение Богу происходит в духе и истине, а символы только помогают Христианину укреплять веру.
Свидетельство о публикации №223011800444