Нетленность тел в христианстве

Это статья из проекта 3. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Раньше я уже писал о том, что нетленность тел – это межконфессиональное явление и аналог тукдама (тиб. святой ум), так называемой посмертной медитации, когда находящееся в обычных условиях и не обработанное никакими специальными процедурами мумификации тело адепта после его смерти не подвержено обычному тлению в течение достаточно длительного времени, известно не только в тибетском буддизме, но и в других направлениях буддизма, а также вне него, например, в христианстве. В настоящее время тукдам тибетских буддистов изучается российскими и американскими учеными (см. статьи сборника 3). В частности, во время онлайн встречи российских ученых с Его Святейшеством Далай Ламой XIV в мае 2021 г. академик РАН С.В. Медведев сообщил о том, что они засвидетельствовали состояние тукдама через 37 дней после смерти монаха тибетского буддизма, как радикально отличное от состояния тела человека с таким же сроком после смерти. Параллельно работающая группа американских ученых, возглавляемая Р. Дэвидсоном, в 2021 г. опубликовала научную статью с результатами ЭЭГ находящегося в тукдаме монаха тибетского буддизма через 24 часа после его смерти. Никакие сигналы, характерные для жизни, не обнаружены. (см. мою статью «Российский итог 2022 г. в исследованиях тукдама», сборник 3)


Сейчас у меня появилась возможность показать эту межконфессиональность нетленности более предметно. Католический "Охотник за чудесами" О'Нил собрал на своем ресурсе* данные о нетленных телах католических святых, начиная со II века новой эры и по XXI век. Вот отрывок из его книги «Исследуя чудесное» (2015), предваряющий список мощей католических святых за этот период:


«На протяжении всей истории Католической церкви поступали сообщения о предполагаемом чудесном сохранении тел святых усопших. Многие из этих тел были обнаружены случайно, а другие были раскопаны во время католического обряда признания в процессе канонизации.

Некоторые тела были сохранены с помощью необычных методов бальзамирования и идеальных условий окружающей среды. Другие тела были натерты воском, чтобы сохранить черты некогда нетленного трупа. Большинство трупов, о которых идет речь, прожили много лет, в некоторых случаях несколько столетий, в идеальном состоянии только для того, чтобы необъяснимым образом позже разложиться с нормальной скоростью. Другие некогда совершенные трупы подрумянились и высохли, но все еще существуют в нетипичном состоянии.

Несмотря на все сомнения, которые возникают относительно правдивости заявлений о нетленности, это явление до сих пор не имеет удовлетворительного научного объяснения. Даже если некоторая часть сохранности объясняется специальными методами мумификации, другие трупы, которые не подвергались специальному захоронению и перенесли перемещение из нескольких разных мест, сохранились в течение многих лет в необычном и удивительном состоянии совершенства. Другие трупы, подвергшиеся воздействию окружающей среды, которая способствовала бы их разложению, необъяснимым образом выдержали испытание временем.

Число нетленных святых оценивается примерно в 1% от всех канонизированных лиц. Было на удивление мало сообщений о нетленных трупах некатоликов.

Католическая церковь осторожна в своих окончательных заявлениях об открытиях нетленных тел, но использовала нетленность как одно из трех чудес при канонизации».


Приведены данные о 107 нетленных телах, мощах. Среди них два Римских Папы:

1) Иоанн XXIII, 1881 – 1963, причислен к лику блаженных в 2000 г., эксгумация 16 января 2001 г., состояние тела не указано. Согласно же Википедии, он умер «от рака желудка, отказавшись от операции. Тело папы было тотчас же после смерти забальзамировано ассистентом Института анатомии медицинского факультета Католического университета Сердца Иисуса Дженнаро Голья. Поэтому при эксгумации 16 января 2001 года оно было найдено совершенно нетленным».

2) Пий IX, 1792-1878, причислен к лику блаженных в 2000 г. (католический богослов Х. Кюнг назвал это актом церковной политики (Википедия)), тело не эксгумировалось. Согласно Википедии, с 1868 года он страдал рожей и открытыми язвами на ногах, с 1877 года из-за болезней прекратил служить ежедневную мессу, скончался от приступа эпилепсии.


Количество нетленных тел, мощей по векам: XX(3), XIX (14), XVIII (3), XVII (16), XVI (20), XV (13), XIV (13), XIII (8), XII (5), XI (4), II-X (8).


Последняя запись – мощи католического священника, блаженного  George Preca (1880-1962), Мальта. Папа Иоанн Павел II назвал его «вторым отцом Мальты в вере». Место захоронения: часовня музея в Blata l-Bajda, Мальта. 27 июля 2000 г. его тело было эксгумировано архиепископом Joseph Mercieca. Состояние: тело все еще цело; кости все еще покрыты сморщенной, затвердевшей и потемневшей плотной тканью.


***


В алтарях католических и православных храмов всегда есть мощи святых, а по византийскому обряду, т.е., в частности, и православному, преложение хлеба и вина в евхаристию осуществляется на антиминсе, четырехугольном плате из шелка или льна со вшитой в него частицей мощей какого-нибудь православного мученика.


Интересно отношение афонских монахов к нетленности тел своих собратьев. На информационном портале святой горы Афон, isihazm.ru, есть книга Б. Зайцева «Афон», которую он написал после своей поездки на Афон в 20-х годах прошлого века. В ней описаны особенности  погребения монахов на Афоне. Не смотря на то, что книга была написана около века назад, эти особенности актуальны и поныне.


Своих почивших братьев монахи хоронят без гроба, тело обвивается мантией, и после сложного ритуала предается земле. «Когда тело опущено в землю, особенно заботятся о сохранении головы, сбоку ее обкладывают камнями, сверху покрывают каменною плитою. Опять лития. Прах крестообразно обливается водою с елеем из неугасимой лампады от лика св. Первоверховных Апостолов, имени которых посвящена кладбищенская церковь. Когда тело зарыто, игумен предлагает помолиться за усопшаго. … Не отходя от могилы, игумен заповедует в течение сорока дней продолжать начатый канон (т. е. каждый день по 100 поклонов с молитвою о покое усопшего” – Прим. Б.З.). Затем через три года могилу раскапывают. Если за это время тело еще не истлело, не принято землей, то, по вере афонцев, усопший был не вполне праведной жизни. Тогда могилу вновь зарывают и особенно горячо молятся за брата, посмертная жизнь которого слагается с таким трудом. Если же тело истлело без остатка, кости чисты и особого медвяно-желтого цвета, просвечивают, это признак высокой духовности покойника. Кости тогда вынимают, омывают в воде с вином и складывают почтительно в гробницу. Поэтому афонские кладбища очень малонаселенны: останки их обитателей довольно быстро передвигаются в гробницы. Не надо думать, что афонцы отрицают мощи и поклонение мощам. Но они различают нетление, так сказать, благодатное, сопровождающееся чудесами, иногда мироточением и т. п., от неполного, замедленного принятия тела землею».


Аналог последнего различения есть и у тибетских буддистов, которые полагают, что с некоторыми нетленными телами лучше не находиться в одном помещении. Если отвлечься от нетленности и рассмотреть только отношение в разных религиях к трупу человека в целом, то, например, ортодоксальный иудаизм считает ритуальную нечистоту трупа самой сильной, она распространяется (оскверняет) и на помещение, где находится труп.


Подводя итог межконфессиональности явления нетленности тел адептов различных религий, можно сказать, что с известными издержками, о которых шла речь в связи с нетленностью католических святых, явление, несомненно, существует и, как мы видим, даже по современным исследованиям тукдама пока не имеет научного объяснения. В исключительных случаях, подобных хамбо ламе Итигэлову (1852-1927, Бурятия), тело может оставаться нетлененным в течение десятков лет. Судя по всему, нетленность тела хамбо ламы Итигэлова не похожа на нетленность христианских мощей. Насколько я понимаю, не все направления тибетского буддизма позитивно оценивают такой тукдам.


Погребальные обряды разных народов очень консервативны и тибетские буддисты, живущие в Гималаях, не закапывают своих покойников, а кремируют их. В случае если адепт находится в тукдаме, кремация осуществляется после того, как он закончится в течение нескольких дней после смерти.


Примечание.


* miraclehunter.com - портал «Охотника за чудесами» M. O’Neil. Собраны обширные материалы с древности и по настоящее время по следующим типам католических чудес: явления Девы Марии, ее чудотворные образы (статуи и иконы), в т.ч. плачущие и кровоточащие, евхаристические чудеса, стигматы, нетленность.  M. O’Neil - католик, автор нескольких книг о католических чудесах и их научных исследованиях, одна из его книг отмечена католической премией; как «Охотник за чудесами» хорошо известен СМИ США, давал интервью NBC, History Channel, Nat Geo и др.


Рецензии