Онегин. Структура Главы 1

Онегин. Структура первой главы.


Вот план главы.
1. Парадоксальные рассуждения героя с самим собой о необходимости притворяться ради денег.
2. Автор представляет своего героя Онегина, а, главное, себя.
3. Иронический рассказ от Автора о детстве и юности героя.
4. Легкая остроумная ироническая болтовня автора о том, как Онегин был принят в свете.
5. Онегин не может писать стихи, но читает Адама Смита. Шутки об Онегине как «великом экономе».
6. Подробный рассказ об успехах Онегина в «науке страсти нежной»: «Как рано мог он лицемерить...»
7. Ироническое роскошное описание дня Онегина, который бывает в тех самых местах, которые хорошо знает и Автор, и читатель. Пир у Talon, театр, где Онегин - «театра злой законодатель, почетный гражданин кулис»
8. Автор вспоминает о театре и театральных деятелях.
9. Онегин в театре. Шутки о его грубом поведении.
10.  Онегин перед зеркалом. Шуточное описание его «кабинета»
11. Онегин едет на бал. Описывается его путь.
12. Автор говорит о своей любви к балам.
13. Автор говорит о ножках.
14. Автор вспоминает  про его Онегина. Ставит вопрос: Был ли он счастлив?
15. Нет, Онегин скучал. Ему все надоело. В гостиных появлялся «Угрюмый, томный», как Child-Harold.
16. Красотки ему надоели.
17. Пытался писать, но ничего не получилось.
18. Пытался читать, но толку в книгах видел мало.
19. Онегин дружит с Автором. Онегин нравится Автору. Они очень похожи, говорит Автор.
20. Автор и Онегин расстались. У Онегина умер разорившийся отец, потом умер богатый дядя.
21. Онегин в деревне. Тоже скучает.
22. Автор рассказывает, как он любит деревню, в отличие от Онегина.
23. Автор, «кстати», отвечает на ожидаемые вопросы многочисленных поклонников о своей личной жизни.
24. Автор пересмотрел эту главу, которую он окончил пока думал «о форме плана», остался недоволен противоречиями. Решил ничего не исправлять.

О ком эта глава? Об Авторе, конечно!Большая часть текста говорит о личности Автора, его жизни.  Он рассказывает о себе и, попутно, о герое, которого он тут же придумывает. Автору Онегин нравится, он даже описывает свою дружбу с ним. Сочувствует его скуке, но не разделяет ее.
Каждый раз, когда Автор говорит, что Онегин в чем-то разочаровался, он сам тут же рассказывает, как он, Автор, увлекается тем же самым или раньше увлекалася. Но это каждый раз представляется как разница вкусов - темперамента, а не указание на заблуждения Онегина. Нам представлены две возможные точки зрения на жизнь столичного дворянина.

По этой главе можно хорошо представить себе Автора: компанейский жизнелюб, старается быть всем приятным, «добрый малый». Склонен к восторженности, как все поэты. Его ирония — вполне приличная, светская ирония, которая должна сделать его речь приятной и забавной. Нам дают понять, что Автор — довольно неопытный, неумелый романист. Он создает героя, заканчивает главу, а сам толком не знает, к чему это все должно вести. По-видимому, характер Автора важен для дальнейшей истории.

Нетрудно понять, что автор не совпадает с Пушкиным. Например, настойчивость и щедрость с которой Автор делится подробностями своей личной жизни выглядит утрированной. В других главах эта шутка не повторяется.

Перед нами не повествование о Онегине, а "роман в романе": композиция, где главный герой - автор, сочиняющий роман. Пушкин не сделал это построение очевидным, поскольку он приписывает этому персонажу-Автору свою биографию и свои произведения. Можно сказать, что Автор здесь - иронический автопортрет Пушкина. Важно помнить, что он является самостоятельным героем романа "Евгений Онегин" и отличается от А.С. Пушкина, который сочинил роман "Евгений Онегин", включая этого Автора.

Что же можно сказать о его герое? Автор интригует нас. Онегин едет в театр, где ему все надоело, довольно груб в театре, потом он проводит часы перед зеркалом, стараясь выглядеть совершенством, как кокетка. А, добившись внешнего совершенства с таким трудом, он является в гостиные «Угрюмый, томный». Трудно понять смысл этого поведения.

Кроме его огульной критики театра, в первой главе есть только один образчик речи героя, в самом начале. Герой фактически говорит, что притворная забота об умирающем дяде ради его денег — коварна, но дядя сам виноват, потому что заставил уважать себя. Это — довольно желчная шутка. Но мы видим, что герой склонен к само-рефлексии, к иронии над собой.  Он замечает парадоксальность и внутреннюю противоречивость своего поведения.

В завершение, Автор описывает  дружбу со своим вымышленным героем. Что это может значить? Автор фантазирует о дружбе с вымышленным персонажем? Некоторая странность Автора подразумевается.  Автор вставляет себя в роман как полноценное действующее лицо, склонное к эмоциональным отношениям с вымышленными героями.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; Но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И к злости мрачных эпиграмм.

Можно понять, почему Автора могла смущать речь героя. Сам автор шутит вполне невинно, по сравнению с Онегиным. Тем не менее, он видит в герое близкого ему человека:

Воспомня прежние романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!

Читатель может удивиться, как эта чувствительность и беспечность согласуется «угрюмостью» Онегина,  со «злостью мрачных эпиграмм»? Дружба закончилась несколько загадочно. Может быть, Автор намекает на свои личные обстоятельства, потребовавшие от него покинуть Петербург.

Автор толкует о денежных делах героя. Но и тут остается много неясного. Отец разорился, умер. Онегин отказался от наследства в пользу заимодавцев,

Довольный жребием своим
Наследство предоставил им,
Большой потери в том не видя
Иль предугадав издалека
Кончину дяди старика.

На что мог жить Онегин, отказавшись от наследства? Почему он мог быть доволен своим жребием?

Несмотря на такую положительную рекомендацию Автора, кажется, что ключевое слово в характеристике Онегина, которое всюду подразумевается, это - притворство. Он умел «с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре»,  «умел лицемерить» с красотками, изображал Чайлд-Гарольда в гостиных, приготовлялся «денег ради, На вздохи, скуку и обман» у умирающего дяди. Привычка проводить часы перед зеркалом тоже говорит о том, что он очень заботится о производимом впечатлении.

Онегин - притворщик, позер. В то же время, Онегин - рефлексирующий притворщик.  Он чувствует, что эта жизнь не по нему. Он не "был неосторожен и здоров" "среди пиров", говорит автор. (Возможно, повышенное внимание своей внешности, желание не выделяться  - проявление этого ощущения своей чуждости?)

Рефлексия, способность наблюдать за собой и за другими - важное свойство, которое отличает и Онегина,  и Автора, от всех остальных героев.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.