Поездка в Петербург. Глава двадцать третья

                Поездка в Петербург

                Глава двадцать третья



Пеший поход в поликлинику « остался в далёком прошлом », - путь туда и обратно
мы совершили в нормальном для наших возможностей темпе ;
если бы не длительное ожидание в очереди на приём к хирургу, то эти дневные
два часа пятницы десятого июня могли принести сыну и мне гораздо больше пользы.

Благо петербургского летнего дня известно своей очень доступной приятностью :
« безмерностью времени » от момента восхода Солнца до замедленной протяжённости заката, - даже в условиях частой облачности всё равно верно воспринимается
столь ощутимо длительное дневное время.
Особенность географической широты Петербурга : его, города, близость к именно Русскому Северу даёт такие временные возможности в летний период.

Обед завершён ; на кухне всё прибрано ; можно и надо заняться своими делами.
Никита, проводив меня и закрыв дверь, ведущую в фойе пятого этажа,
начнёт при помощи домашнего компьютера выполнение очередного задания
по обработке данных ;
я же отправлюсь на знакомство с прежде неизвестной частью нового Петербурга :
на проспект Кораблестроителей ; и, быть может, решусь найти определённый дом
на улице Кораблестроителей. - Это в новой части Васильевского острова,
« маленький такой микрорайон » по имени Гавань.

( Сын и я в январе две тысячи одиннадцатого года - или в ноябре две тысячи двенадцатого года - были на экскурсии в « Музее Ленинградского\Петербургского метро ».
Но тогда у нас не было достаточно времени для поиска известного мне адреса. -
Хотя, после ориентировки на местности, я понял : этот дом где-то « рядом ». )

Пожелав друг другу успехов в эту очень ёмкую по событиям пятницу, мы расстались.
Для меня начало всего намеченного маршрута было выбрано единственным :
пешком до станции метро « Пионерская », далее выход из метро на станции
« Горьковская ».
А вот далее надо было решить, куда в первую очередь ехать :
на площадь Финляндского вокзала, --- имея в виду вероятность путешествия
в Воейково по весьма давнему, когда-то привычному, пути ;
или же ограничиться посещением малознакомой части Васильевского острова.

Вторая половина пятничного дня … десятое июня две тысячи двадцать второго года.
Лето становится фактом : много яркой зелени ; тепло, очень тепло, солнечно ;
видны редкие малоразмерные облака …
Лёгкий ветерок создаёт комфортную температуру воздуха …

Имеющая большую по размерам форму широкого цилиндра станция метро « Горьковская »
занимает стратегически важное место в исторической части Петербурга.
В шаговой доступности Петропавловская крепость, Соборная кафедральная мечеть, Зоопарк, Планетарий.
Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи ( Арсенал )
чуть поодаль, но тоже хорошо известен.

Замечательный во все времена года Александровский сад, на просторной территории которого размещены все вышеуказанные достопримечательности, - кроме соседней Петропавловской крепости, что занимает почти весь Заячий остров, - не многолюден.
На разновеликих красочных зелёных травяных полянах и лужайках видны
вольно себя ведущие, уверенно полулежащие вблизи и между разномастных деревьев, 
чуть в отдалении от плотных кустарников, и  малочисленные дети и молодые
и среднего возраста женщины ; мужчин на травяном отдыхе заметно мало.
Кто-то из этих людей просто наслаждается близостью с необыкновенно приятной
в городской черте природой, а кто-то занят общением среди своих родных
и своих знакомых.
Мороженое, пирожки, питьевая вода из пластиковых бутылок … --- ((( Пикник. )))

Часть пешеходных дорожек, ведущих в разные стороны от массивного уличного вестибюля станции метро, имеющего « вверх-вниз » неудобное не только для меня  количество ступенек, постоянно в тени. - Настолько высоки деревья,
настолько густы их лиственные кроны.

Никуда не спеша, никуда не торопясь, имею полное право пройтись куда желаю
и когда именно.
Поэтому после моего появления из подземного пространства метро, -
в привычную меру шумного и так всегда ограниченного своими тоннелями,
своими станциями, своими направлениями, -  я совершил под июньскими дневными петербургскими небесами краткие медленные прогулки в обе меня интересующие стороны.

Для начала своей дальней пешеходной и прочих видов экскурсий по другой части пятницы, с этого момента для меня не имеющей значения « по расходу времени »,
я медленно прошёлся по открытой прямым солнечным лучам пристанционной площади,
которая весьма условными размерами держала в своих пределах торговые "точки".
Меня всё так же « обнадёживала » мысль о случайном обретении стоящей внимания книги, да и справочник по новым территориям Петербурга тоже мог быть интересен ;
да и хотя бы купить одну из местных газет, затем заслуженно перешедшей бы
в разряд « коллекция », - тоже результат.

                *

((( И не знаю и не могу ничем объяснить мою давнюю « страсть » ))) :
покупку именно газет, предпочтительнее « Вечёрок », в тех городах,
где по причинам разным, по всяким поводам я бывал.
Перечень сохранённых не так и велик, но разнообразен ; всё из советских времён :
« Вечерний Ленинград », - экземпляр из 1975 года или из 1976 года,
плюс за другие годы ;
« Вечерняя Москва », « Вечерняя Казань », « Вечерний Киев », « Вечерний Харьков»,
« Вечерний Днепропетровск », « Вечерний Петропавловск-Камчатский » - 1983 год ;
« Вечерний Новосибирск », « Вечерний Челябинск », « Вечерний Свердловск »,
« Вечерняя Уфа », « Вечерний Ульяновск », « Вечерний Таллин », « Вечерняя Рига »,
« Вечерний Краснодар », « Вечерний Новороссийск » , « Вечерний Туапсе »( ? ) ...

« Вечерний Петербург » вроде бы имеется, --- « трофей »  из 2011 года
или из 2012 года.

( Была вероятность приобретения « Вечёрок » в Тбилиси, в Ереване, в Баку. ---
Увы, не удалось познакомиться ни с этими городами, ни с людьми,
там тогда проживающими.
Командировка из Саратова не удалась : СССР, октябрь\ноябрь 1991 года … )

Действительно интересно читать прежние, « столь возрастные », газеты.
Ностальгия ? - Да.
Уважение к прошлому ? - Да.
Помощь личной памяти ? - Да.

               
                *

Совершив обход уличных торговых « точек », торгующих бумажной продукцией,
не обращая внимания на продуктовые « точки », я подошёл к трамвайной остановке.
В эти минуты очередной трамвай восьмого маршрута стоял без движения в ожидании завершения процесса высадки\посадки пассажиров.
Дверь в кабину водителя приоткрыта.
Я поднялся на переднюю площадку, поздоровался, затем спросил о времени в пути
до Финляндского вокзала. --- « В пределах пятнадцати-двадцати минут » , -
услышал в ответ.
« Благодарю !» - произнёс я и вышел из трамвайного вагона.
Трамвай поехал по своему маршруту.

Слишком мало дорожного времени при поездке в ту сторону.
Значит, надо чуток прогуляться, зрительно радуясь всем городским пейзажам, 
действительно ожидающим меня в пути от этой трамвайной остановки до следующей.
На следующей остановке сяду в трамвай номер сорок и доеду в нём до конечной,
до трамвайного кольца.
Дальше будет видно, куда и для чего идти или ехать.

Пока же надо использовать возможность редчайшего « индивидуального пешего тура », « тщательно проверив » по пути следования наличие, состояние,
личное настроение всех доступных для общения культурно-исторических объектов.

Для начала неизвестного по времени в пути движения было выбрано известное всем направление : пройдя мимо высокой металлической, из толстых прутьев, ограды, -
забора по границе военным принадлежащим территории ; она по ходу остаётся справа, - выйти на тротуар, на бульвар, идущий по этому краю Кронверкской набережной, -
по одну сторону проток Невы, с двумя мостами на остров Заячий, в Петропавловку ;
по другой стороне той же набережной длинный высокий забор, за которым  Арсенала
пристанище.

Вот вдоль этого впечатляюще открытого места, за пределами всего комплекса зданий
Музея артиллерии и так далее по названию, столько имеется военной техники, относительно недавно снятой с вооружения : пушки, гаубицы, танки, передвижные ракетные установки разного назначения …
А чуть далее, в отдельном просторном углу, на фоне густой зелёной травы 
и обыкновенных летних деревьев, то ли макет, то ли уволенный в отставку стратегический ракетный комплекс : « Тополь » … 

( Были мы в этом серьёзном военном Музее два или три раза. ---
И вдвоём и в чуть большей компании.
Вам советую посетить и наружное Музея пространство и основные, с экспозициями
на трёх или на четырёх громадных этажах, здания.)

Далее, вдоль всё той же Кронверкской набережной, имеется часть общего забора Зоопарка. - "Глухие", тупиковые края этих павильонов близки к уличной зоне ;
частично видны внутренний двор и люди, пришедшие « полюбоваться ...» на неволю животных, птиц и других представителей иных Миров ...
( Были мы в Зоопарке один раз, --- этого достаточно. )

Вот так, постепенно, на удобной для меня « пешеходной скорости », 
я прошёл ощутимо действительно много : ((( надо было купить пешеходный спидометр, --- вот была бы изумительной расстояния точность. )))
Перешёл я дорогу для автомобилей и остановился на высокой речной набережной, -
чувствительно ниже Нева, летнее заметное её внимательное течение позволяет катерам и прогулочным корабликам восхищаться солнечным днём, своему бытию
здесь и сейчас радоваться.
 
Почти что строго напротив виден Зимний Дворец-Эрмитаж, чуть правее Стрелка
Васильевского острова …
Адмиралтейства « игла » сверкает так, словно она совершенно новая ...
Расстояние кажется очень условным : настолько приятна прозрачность над Невою
свежего летнего воздуха ...

Надо идти дальше. --- Солнце будто бы и не движется, но на телефона часах видна
« сама объективность ».

Было у меня желание побывать на Стрелке, посетить Зоологический музей :
посмотреть на его первом этаже ассортимент, узнать цены, подумать и купить
что-нибудь в сувенирных киосках, - справа от входа и слева, чуть ниже,
в помещении гардероба.
Подниматься по высокой и длинной лестнице на второй этаж, осматривать все залы
совершенно не хотелось. --- Мала вероятность новых экспонатов, да и колени мои
« даже не прошлогодние » …

Внутренне улыбаюсь очередному восприятию этой части Петербурга,
тихой радостью радуюсь своему пребыванию в « центральной туристической зоне »
и очень приятной июньской погоде.
Вот если был бы совершенно другой повод для поездки, то появились бы значительно существеннее мысли, чувства, действия …

Ещё не дойдя до удобнейшего и красивого Биржевого моста я узнал о невозможности движения по нему.
Видные издали строительные конструкции, вагончики для ремонтного персонала,
понятные по смыслу тотальные перекрытия моста с обоих его сторон …
Ну и ладно.
Побуду поблизости, ещё лучше увижу отсюда Стрелку Васильевского острова,
ещё внимательнее запомню доступную взору всю Дворцовую набережную.

Вдоль одной, дальней от берега Невы, стороны пешеходного аккуратного тротуара видны большого формата стенды, на которых рассказана история проектирования, создания и дальнейшего преобразования Биржевого моста.
( Знал бы, сказал бы о его названии в годы Советской власти, -
мог иметь другое имя ; а могло остаться прежнее.
В молодые мои годы этот мост неоднократно выручал, значительно сокращая расстояние.
К сожалению, карта городского транспорта Ленинграда, купленная в декабре 1975 года и по сию пору хранимая, пока в недоступности по причине уважительной. -
В одной из картонных коробок, готовых к переезду в Саратов.

Но ! выручает изданный в 1981 году историко-географический атлас Ленинграда.
Биржевой мост не был переименован ; сохранил своё название. )

Дойдя практически до самого начала моста, я постоял там две-три минуты
и повернул обратно.
Теперь можно внимательно прочитать тексты, посмотреть исторические цветные
и чёрно-белые сильно увеличенные фотографии, напечатанные современными средствами
на специальных синтетических полотнах, не боящихся любых погодных условий.

Что ж, теперь надо двигаться дальше, - вернуться на ближний перекрёсток ; 
затем, « визуально найдя » трамвайные рельсы, идти параллельно им по тротуару проспекта имени Добролюбова, пока не увижу очередную трамвайную остановку.
Там и будет отдых, если одновременно со мной к остановке не прибудет надёжный городской транспорт, трамвай.
Если « угадаю » с моим появлением чуть раньше трамвая, то в нём самом получу отдых на время в пути до крайней точки трамвайного маршрута.




                20.01.2023














         


Рецензии
Спасибо,Александр, за Ваши воспоминания о поездке в Петербург. Какие интересные у Вас были пешие прогулки, а сколько еще есть замечательных мест! Придется приехать снова,но уже по велению души,а не в силу обстоятельств.
С наилучшими пожеланиями и признательностью,Ирина.

Ирина Ижорская   23.01.2023 21:11     Заявить о нарушении
Благодарю, Ирина !

да разве можно позабыть юность, молодость !
да разве позволительно лишить себя особо дорогих воспоминаний !

Ленинград\Петербург был и остаётся самым любимым городом.

появится возможность и позволит здоровье, тогда обязательно приеду в Петербург
обычным туристом.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   24.01.2023 01:47   Заявить о нарушении