Блок. В огне и холоде тревог... Прочтение

В  огне  и  холоде  тревог…»






                В огне и холоде тревог –
                Так жизнь пройдет. Запомним оба,
                Что встретиться судил нам бог
                В час искупительный – у гроба.
 
                Я верю: новый век взойдет
                Средь всех несчастных поколений.
                Недаром славит каждый род
                Смертельно оскорбленный гений.
 
                И все, как он, оскорблены
                В своих сердцах, в своих певучих.
                И всем – священный меч войны
                Сверкает в неизбежных тучах.
 
                Пусть день далек – у нас всё те ж
                Заветы юношам и девам:
                Презренье созревает гневом,
                А зрелость гнева — есть мятеж.
 
                Разыгрывайте жизнь, как фант.
                Сердца поэтов чутко внемлют,
                В их беспокойстве – воли дремлют;
                Так точно –  черный бриллиант
 
                Спит сном неведомым и странным,
                В очарованьи бездыханном,
                Среди глубоких недр, – пока
                В горах не запоет кирка.
                1910 – 6 февраля 1914





     – «…Запомним оба…// Что встретиться судил нам бог // В час искупительный – у гроба.» – стихотворение – это  обращение к сестре, с которой он встретился в Варшаве на похоронах отца.
     А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

«
          Заглавие                Моей сестре
»

     – « Средь всех несчастных поколений. //Недаром славит каждый род// Смертельно оскорбленный гений.» – первоначально имелся в виду живший поколения назад Коперник, который едва ли не на костре славил свой “род”:
     А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
 
«
           Было:                а. И не напрасно свой народ
                Коперник оскорбленный славил…
»

     – «…чёрный бриллиант»  – очевидно,  принадлежавшая Ангелине драгоценность:
     А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
                И жизнь и смерть – как легкий фант
                Разыграны ( )
                ( ) черный бриллиант
                Сестры печальной Ангелины…
»


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – «В огне и холоде тревог – // Так жизнь пройдет.» – По первоначальному замыслу данный текст входил в финал черновой редакции поэмы "Возмездие". В ее последней редакции мотивы "огня" и "холода" проходят в Прологе к поэме в связи с темой формирования "новой  человеческой породы" (см. сцену "ковки меча" и превращение "угля" в "алмаз") и темой познания.

     - «...священный меч войны // Сверкает в неизбежных тучах.» – Символика "священного меча войны" связана с комплексом мотивов тетралогии Р. Вагнера "Кольцо Нибелунгов", герой которой, Зигфрид, завладев "божественным мечом" Вотана, побеждает змея. С другой стороны, она восходит к библейским образам "меча Господа", нисходящего с небес (см. Ис. XXXIV. 5-6) и "обоюдоострого меча"– орудия гнева Божия (Откр. 1. 16; XIX. 15, 21)

      - «... у нас всё те ж // Заветы юношам и девам ...» – Ср. в прологе к поэме "Возмездие": "(... ) и уж ясны // Заветы темной старины".
[
     напомню и о финале поэмы «Ее прибытие», корабли с Нею прибыли к городу и:

          …Кто-то гирлянду цветочную бросил,
          Лодки помчались от пестрой земли.
          Сильные юноши сели у весел,
          Скромные девушки взяли рули.

          Плыли и пели, и море пьянело...
]

     – «Презренье созревает гневом...» –  Ср. в прологе к поэме "Возмездие": "О том, как зреет гнев в сердцах,// И с гневом – юность и свобода".

     – «Разыгрывайте жизнь, как фант.» – Мотив "разыгранной" жизни изначально был  связан с темами "отца" и "возмездия" (см. вар. ЧА ИРЛИ, входящий в рукописи поэмы "Возмездие": "Где жизнь и смерть, как праздный фант, // Разыграны в тоске гостиной, – // Там пусть вонзится, Ангелина, // Возмездья черный бриллиант").
 
     – «... В их беспокойстве – воли дремлют ...»  – Представление Блока о поэтах как носителях "воль" С.П. Ильев соотносит с теократическим учением Вл. Соловьева, согласно которому одним из условий прогресса человечества является "деятельность личных носителей верховных жизненных начал", в том числе "пророков" как носителей "полной свободы", не знающих "другого мерила суждений и действий, кроме доброй воли и чистой совести" (Ильев. С. 59) .

     – «... черный бриллиант ...» – В прямом значении – ограненный и отшлифованный "черный" алмаз, природный драгоценный камень, прозрачный минерал, редкой дымчатой, вплоть до черной, окраски. Под "черным алмазом" в минералогии понимается также его непрозрачная сверхтвердая разновидность, так называемый карбонадо-буровато-черного цвета. В этом значении – "алмаз" ("бриллиант")- излюбленный символистами образ, символизирующий твердость и красоту человеческого духа, который, по наблюдению З.Г. Минц, восходит – через творчество Г. Ибсена и Р. Вагнера – к скандинавской и германской мифологии (см.: Минц 3. Из поэтической мифологии "третьего тома" // Тез. 1 Всесоюзной (III) конференции "Творчество  А.А. Блока и русская культура ХХ века". Тарту, 1975).
     В переносном смысле "черный алмаз" – перифраз угля, который, как и алмаз, является одним из видоизменений углерода (ср. в стих. Блока "Новая Америка": "Черный уголь- подземный мессия" - где символика "угля" также связана с темой  обновления мира). Этот перифраз мог появиться у Блока в связи с широко обсуждающейся на рубеже XIX-XX вв. проблемой получения алмаза из угля путем выжигания  (о чем Блок мог прочитать, в частности, в имевшейся у него кн.: Менделеев Д.И.  Основы химии. СПб., 1906. См.: ББО-2. С. 150).
     Превращение "угля" в "алмаз" как символ духовного преображения человека и мира – один из сквозных мотивов символистской поэзии.
     »

Из  письма Блока Андрею Белому. 6 июня 1911. Шахматово.
     «…мне необходимо ответить Тебе, как самому проникновенному критику моих писаний, – это то, что таков мой путь, что теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе – "трилогия вочеловечения" (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес {"Нечаянная Радость" – книга, которую я, за немногими исключениями, терпеть не могу. (Примечание Блока.)} – к отчаянью, проклятиям, "возмездию" и... – к рождению человека "общественного", художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры "добра и зла" – ценою утраты части души. Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя. Потому отныне я {Подчеркнуто дважды.} не лирик…»

     Ещё раз, “не лирик” он потому, что больше не  хочет “тревожить темные силы ”, то есть лирические стихи для Блока – это способ колдовства, ворожбы,  это вид заклинаний. Но больше он “не лирик”.
     Строфы исходного стихотворения должны были  стать финалом длинной не лирической поэмы… Но поэму Блок так и не дописал. А стихотворение стало финалом короткого лирического цикла.


Рецензии