Переписка с НА

Дорогой Георгий!

        Больше не знаю, как к вам обратиться, потому что прочла Вашу книгу, но имени-отчества так и не нашла. С особо большим интересом прочитала главы про Рыльск. Дело в том, что мои родители тоже родом из Рыльска, и я там бывала в детстве каждое лето, бываю и сейчас, хотя в настоящее время мы живём недалеко от Вас – в г.Новомосковске Тульской области.
 
        В книге всё так узнаваемо! Ваш отец жил на ул. Набережной, номер дома примерно 16. Мы у тёти Нины Сидоровой покупали топлёное молоко в крынках (она держала корову). Я её очень хорошо помню. А мои бабушка Телятникова Любовь Павловна и дядя Иван Михайлович жили в доме №22 прямо около описываемого Вашим отцом Войейкова завода. Правда, « по винтику, по кирпичику растащили Войейков завод…», и сада больше нет. Зато на месте и баня (не работает), и конечно же, Ивано-Рыльская гора.

        Может быть, Вы даже знаете моих родителей: Короткова Алексея Мамонтовича             ( 1927г. рождения, жил на ул. Комсомольской, 38, там и сейчас живут мои тётя Фёдорова Александра Михайловна и двоюродная сестра) и Короткову (Дятлову) Надежду Алексеевну ( её близкие родственники все умерли, дом №22 стоит пустой, к её великому огорчению).

       Право, я не знаю, зачем я пишу вам это письмо. Так как даже и не знаю, получите ли Вы его. Просто хочется Вас поблагодарить за тёплые и радостные воспоминания о городе, в котором прошли все мои летние каникулы.
 
     Не могу бывать в Рыльске часто, в основном приезжаем на несколько дней на кладбище, но у меня есть много фотокарточек с видами Рыльских улочек, последние – 2006г.

      Если сочтёте нужным – откликнетесь.
      С уважением Капустина Надежда Алексеевна.
 
                ***
      
Здравствуйте Надежда Алексеевна!

Спасибо за теплое письмо, за оценку моего труда. Это первый отзыв именно на эту книгу, главную, как я определил ее для себя. На сайте нашего университета размещено еще несколько моих книг.

В Рыльск я действительно ездил неоднократно, но было это уже достаточно давно. Отец мой умер три года назад, и связь с родственниками в Рыльске фактически прервалась (там живут двоюродные сестры и братья, троюродные племянники), т.к. именно он со всеми переписывался. Тети Нины Сыромятниковой (не Сидоровой) тоже давно нет, а сын ее Толя переселился в Курск. Самые теплые воспоминания о папиной родине живы, а когда я туда соберусь и соберусь ли, не знаю. Двоюродный брат все время приглашает съездить вместе. Родителей ваших, увы, не знаю, может их знает мой брат Толя.

Немного о себе. Пенсионер, но работаю инженером в Педуниверситете. Увлекаюсь фотографией, пишу стихи, прозу. Люблю природу. Создал несколько книг на свои любимые темы – природа, погода, чтение книг и пр. Разместил их на сайте Университета по адресу:  http://www.tspu.tula.ru/resources/geosid Если интересно, заходите по этому адресу. Пока все. Если хотите, можем переписываться.

С уважением, Георгий Владимирович Сидоров.

                ***

      Здравствуйте, Георгий Владимирович! Почему-то несказанно рада была получить от Вас письмо. Ваши книги непременно прочитаю. Хочется, чтобы они были так же занимательны, как уже мною прочитанная. А главы книги про Рыльск распечатала маме – вчера получился вечер воспоминаний. Всё-таки на улице Вашу тётю Нину и её мужа Павла звали Сидоровыми, а не Сыромятниковыми, видно, по фамилии родителей. Мама очень хорошо знает Вашего брата Толю, а её брат Иван в детстве с ним даже дружил. Дядя Ваня умер в 2000г., дом достался его сыну, который тоже уже умер. Мама очень тоскует по своему «гнезду», говорит, что ей невыносимо видеть, что он ветшает и гибнет.

      Мама помнит, что Ваш Толя продал дом какому-то своему товарищу по авиации, который был вынужден бежать из Таджикистана или из какой-то другой среднеазиатской республики в Россию. Этот дом и сейчас стоит, там живут; речка обмелела; луг зарос, заболотился. Большинство домов на Набережной брошено после оползня и смерти жителей, не слышно детских голосов с речки – запустение очень плохо на нас подействовало в последний приезд. Рыльск разделяет судьбу многих маленьких городов России. Как это больно!

     Так получилось, что у меня – две малые родины: одна в Рыльске, потому что все корни там, а другая - в Эстонии, потому что я там родилась, выучилась и прожила 34 года  - до тех пор, пока русские там не стали оккупантами. Мои родители были одноклассниками, поженились, отец-офицер привез туда молодую жену-учительницу (она закончила Курский пединститут). Они с 1953г. жили в маленьком городе Хаапсалу на самом берегу моря, а мы с сестрой после окончания Тартуского университета – в Таллинне. Очень трудно было всё бросать и перебираться лишь бы куда, только в Россию. Знание языка не помогало, а, наоборот, мешало – слышала все гадости, что говорят о нас, русских, и от этого оставаться там и всё терпеть было невыносимо. Родители бредили Рыльском и хотели ехать туда, но  не получилось с жильём (тогда так легко всё не продавалось), да и с работой там, конечно же, было бы хуже, чем здесь. Новомосковск – случайный и срочный выбор. У нас здесь нет (вернее, не было тогда) никаких родственников и друзей.

        А я помню каждую улочку, каждый камешек как в Хаапсалу, так и в Рыльске. Часто вспоминаю о них, наверно, ностальгия началась. И нет мне жизни без этих двух городков. Тянет и туда, и туда. Только Хаапсалу теперь – враждебная заграница.

       Отец умер в 1995г., но в Рыльске, там и похоронен, как сам хотел бы и как распорядилась мама.

       Я Вам вышлю несколько фотокарточек о Рыльске – это места недалеко от дома на Набережной. На Ивано-Рыльской горе теперь установлен большой Крест, который виден со всех уголков города.

       О себе.15 лет работаю главным бухгалтером ОАО «Поликонт» (бывший «Полимерконтейнер») – на одном из крупных производителей химической тары. Мне 51 год. Дочь 22 года – студентка. Муж умер 10 лет назад. Сестра Елена – тоже увлекается фотографией, как и Вы, - зам. директора центральной городской аптеки. Мама – пенсионерка, ей 79 лет.

      Пока всё. Сообщите, получили ли это письмо и фото.
      С уважением Н.Капустина

                ***


Здравствуйте Надежда Алексеевна!

Спасибо за большое обстоятельное письмо. Из моей книги, я думаю, Вы много узнали и обо мне. Я родом из Вологды. Учился в Москве дважды, в институте и аспирантуре.

И вот уже 40 лет живу в Туле, куда попал по распределению. Жена моя из Подмосковья, учились мы вместе и вот теперь живем в славном городе Туле. У нас двое взрослых детей – сын Дима, 31 года, живет со своей семьей с нами, и дочка Катя, 36 лет, живет со своей семьей в Пятигорске. В Пятигорске мы были неоднократно, нам там очень нравится, собираемся и в этом году навестить нашу Катюшу, зятя Андрея и внучку Аню. Сын служит в МЧС, дочка с зятем тренеры по плаванию, учат школьников.

Родителей наших уже нет, вот отца похоронили три года назад, и я до сих пор не могу опомниться полностью от этого события. Сами мы пенсионеры, но работаем инженерами в нашем Педагогическом университете.

На своей родине в Вологде не был лет двадцать с тех пор, как оттуда уехали мои родители поближе к нам. Здесь, в Туле они и прожили последние годы своей жизни. И в Рыльске я был очень давно.

В вашем городе бывал пару раз, недолго. Запомнился город обилием зелени. Аккуратный такой городок.

Жизнь наша однообразна, размерена. Дачный участок (голый кусок земли) давно забросили – нет ни желания, не сил. Поэтому по выходным гуляем в парке, иногда бываем за городом. Вот такие дела.

До свидания. Пишите. С уважением, Георгий.


Рецензии