Социализм и гомосексуализм

Опыт альтернативной дидактики.

Под влиянием дискуссии в пабликах у Захара Прилепина и Галины Юзефович прочитал роман "Лето в пионерском галстуке".

Процитируем Википедию:

«Ле;то в пионе;рском га;лстуке» (ЛВПГ) — роман, написанный в соавторстве Еленой Малисовой и Катериной Сильвановой. Книга посвящена отношениям двух юношей — пионера Юры и Володи, которые встретились в пионерском лагере летом 1986 года.

Сюжет
Спустя двадцать лет музыкант Юра Конев возвращается на место, где когда-то находился пионерский лагерь «Ласточка», и вспоминает проведённое там лето 1986 года и свою влюблённость в вожатого — студента МГИМО Владимира Давыдова. Юра и Володя совместно занимались постановкой спектакля, и при этом между ними возникла крепкая дружба, постепенно переросшая в подростковую любовь. На протяжении всего сюжета книги Володя не принимает свою гомосексуальную ориентацию, периодически настаивая на прекращении отношений и объясняя это тем, что он пытается «сбить Юру с верного пути», и внутренней гомофобией. В конце лагерной смены юноши зарывают под ивой своего рода «капсулу времени», договорившись вырыть её через десять лет. После расставания Юра и Володя какое-то время продолжают общение по переписке, но через некоторое время они теряют связь друг с другом. В 2006 году, найдя капсулу, Юра узнаёт из письма Володи, что тому не удалось «победить» свою ориентацию и он по-прежнему любит Юру.

Издание
Роман, первоначально выложенный на сайте Ficbook.net, был издан в издательстве Popcorn Books в 2021 году. К концу мая 2022 года книга разошлась в количестве более чем 200 000 экземпляров, не считая электронных продаж, к концу октября тираж составил более 250 000 экземпляров. Роман занял второе место в списке самых популярных книг у россиян за первое полугодие 2022 года, составленном Российским книжным союзом, продажи книги составили порядка 50 млн рублей. В конце августа 2022 года вышло продолжение — «О чём молчит Ласточка», в котором события происходят через 20 лет после истории, происходящей в «Лете в пионерском галстуке».

=====================

Добавлю к этому от себя, что роман написан хорошо, читается легко. Юра - старший пионер, "подвожатник", а Володя - пионервожатый в младшей группе. Когда они начинают откровенничать и сближаться друг с другом, выясняется, что у обоих есть мечта - свалить из СССР. Юра на четверть немец, на четверть еврей и наполовину украинец, и у него есть двоюродные родственники в ГДР, туда он и хочет перебраться. А Володя мечтает переехать в США, но оснований для этого у него нет. Поэтому он поступил в МГИМО, занимается комсомольской работой и хочет вступить в партию, чтобы быть на хорошем счету, попасть в партийно-правительственную делегацию в какую-нибудь капиталистическую страну и там стать невозвращенцем. Очень типичная советская история, кстати.

Читая роман, я гадал, будет ли там описание гомосексуального полового акта. Вопрос остался открытым, но целовашки и обнимашки были, а в конце герои прижимались друг к другу, чувствовали тепло друг друга и даже обвивались конечностями. Понимай как хочешь.

Пионерский лагерь описан без антисоветской чернухи, что даже странно. Подъем флага, зарядки, купания, игры, кружки, подготовка и постановка спектакля про героиню-пионерку Зину Портнову - это очень интересно и драйвово для детей. Скаутским лагерям далеко до такого драйва, а мне есть что с чем сравнивать. Как многого, к сожалению, лишены наши современные дети.

В конце книги Юра оказывается в ГДР, которая объединяется с ФРГ, и живет в единой Германии почти 20 лет. Исполнилась его мечта стать музыкантом. В Берлине он становится органичной частью общины ЛГБТ, вступает в брак с немцем Йонасом и живет с ним несколько лет, у него бывали и другие краткие отношения, но в итоге он понимает, что ему нужен Володя. Володин папа на перестроечной волне начинает заниматься бизнесом, попадает в кредитное рабство к бандитам, и семья бежит из Москвы в Харьков - город, в окрестностях которого находится пионерский лагерь, и где живут все герои книги, кроме москвича Володи. Там Володя наследует папин бизнес и становится преуспевающим предпринимателем. Володя пробует конверсионную терапию, пытается "вылечиться" от гомосексуализма, но неудачно. Володя и Юра много лет безуспешно пытаются найти друг друга, и наконец им это удается.

На протяжении всей книги герои переживают из-за того, что они "неправильные", а Володя корит себя за то, что, как ему кажется, "совращает" Юру, хотя инициатива в их отношениях исходит от Юры, влюбившегося по уши в Володю. И вот об этих их переживаниях хочется порассуждать.

====================

Социализм и ЛГБТ-проблематика никак не сцеплены, они перпендикулярны. Социалистические страны были очень разными, от застегнутой на все пуговицы Северной Кореи до ГДР, где открыто практиковался, к примеру, натуризм, и люди были гораздо более раскрепощенными, чем в СССР. То есть, уважение к правам геев и их ориентации вполне возможны и при социализме, и Юра с Володей не должны были мучиться из-за своей ориентации. То, что они мучились и пытались ее скрывать, глубоко неправильно. Ранний СССР тоже был раскрепощенным, там тоже практиковался натуризм, а Александра Коллонтай проповедовала "теорию стакана воды", то есть свободную любовь, но потом пришел сталинизм, и страна "застегнулась". Репрессии заставили застегнуться.

Россия в целом более консервативна, чем Германия, к примеру, и это скорее хорошо, чем плохо. Но и в консервативной стране возможно уважение к ориентации Володи и Юры. Поэтому я позволю себе опыт альтернативной дидактики. Мне многие говорят, что я должен был стать либо учителем, либо священником, но вот не получилось ни то, ни другое, а сейчас поздно начинать. Но я считаю, что вообще не должно быть запретных книг, и любой материал можно обсуждать со старшими школьниками, а они в свою очередь должны иметь возможность читать хоть "Молодую Гвардию", хоть "Голую пионерку", хоть "Архипелаг ГУЛАГ", хоть "Лето в пионерском галстуке". Любую из этих книг можно адекватно понять.

Ну вот прочитали старщеклассники "Лето в пионерском галстуке" и сели его обсуждать с учителем, то есть со мной. Что я им скажу?

"Гомосексуализм проблематичен. В отношениях мужчины и женщины присутствуют свобода и ответственность, и каждая пара определяет для себя оптимальное сочетание того и другого. Без ответственности нет семьи, мужчина отвечает за женщину, женщина за мужчину, и оба - прежде всего за своих совместных детей. Поэтому в прожитой ими жизни есть глубокое содержание и глубокий смысл.

Однополые отношения мельче, в них нет ответственности, поэтому они недолговечны. Вот Юра пожил с Йонасом, они разбежались, пожил с кем-то еще, ему было хорошо, но в старости возникает проблема. Погуглите самостоятельно про проблемы престарелых гомосексуалистов. Это результат мелкости отношений и отсутствия ответственности. Религиозные люди скажут, что это карма, а религиозные скептики ограничатся констатацией фактов. В любом случае геи многого себя лишают, а жизнь дается только один раз.

Однако каждый выбирает для себя. Человека невозможно воспитать, потому что "воспитание" подразумевает лишение его свободы выбора. Но человеку можно дать информацию. Вот вы ее и получили.

Но если вы, зная обо всем этом, чувствуете то, что чувствовали Юра и Володя, вы имеете полное право быть как Юра и Володя. Или как Чайковский, о жизни и творчестве которого рассуждают герои книги. Это ваша жизнь, и вы ее делаете".

В этой короткой лекции в четырех абзацах нет ни гомосексуальной, ни гомофобской пропаганды. И дети должны понять, что поскольку ЛГБТ - меньшинство, и они всегда будут меньшинством, они не имеют право переформатировать общество под себя, а должны защищать свои права именно как права меньшинства. А после дискуссии в классе я сказал бы так:

"Дети, вы должны взять в будущее все лучшее от социализма и от капитализма. Россия попробовала и то, и другое. Социализм - это попытка построить общество без системного паразитизма, эксплуатации человека человеком, в идеале - общество самоуправления трудящихся. Нет никаких причин для того, чтобы это общество не было свободным, в том числе и от прокрустизации. Будьте свободными, но не в ущерб другим. Защита прав ЛГБТ не должна быть жестко сцеплена с политической ориентацией на лефтишизм и глобализм. Вот в Израиле есть Амир Охана - открытый гей, член Ликуда, политик и успешный управленец, сейчас он председатель Кнессета, и он самим свои существованием и работой показывает, что геи и лесби не обязаны быть членами и сторонниками ультралевой партии МЕРЕЦ. Нет причин привязывать сексуальную ориентацию к политической. Гей может быть патриотом, социалистом, консерватором, убежденным рыночником, это его выбор.

Мне очень не нравится то, что Россия начинает "застегиваться", запрещает Фейсбук, обсуждает возможность запрета Ю-Туба, изымает из продаж "Лето в пионерском галстуке". Это глупо и глубоко неправильно. Великий Петр Столыпин говорил, что законы должны писаться в расчете на сильных и трезвых, а не пьяных и слабых. Так надо подходить и к тому, что считается гомосексуальной пропагандой. Не надо истерить, закрывать глаза, рты и уши. Россия никогда не победит коллективный Запад, если не будет страной свободных людей. Мы верим в то, что вы достаточно подготовлены, чтобы сделать правильный выбор в жизни, который подходит именно вам."


Рецензии
Очень интересно. Вспомнила своего учителя.
1985 год, Аккерман, мы старшеклассники беседуем со своим учителем-бисексуалом о гомосексуальности.
Достаточно откровенно. Не знаю, но такое было возможно...

Ленина Кудренко   30.10.2023 07:34     Заявить о нарушении