Поездка в Петербург. Глава двадцать пятая
Глава двадцать пятая
Уточнение по Биржевому мосту : он, мост, всё же был переименован в годы
Советской власти, ещё до Великой Отечественной, и достаточно долго был известен обозначением « мост Строителей ». - Неофициально же, для привычного удобства, этот мост оставался для очень и очень многих горожан, для гостей Ленинграда
именно « Биржевым мостом ».
( В изданном в 1981 году историко-географическом атласе Ленинграда
на страницах 38, 78, 90 и 102 указан « мост Строителей » ;
на карте Петрограда — 1919 год --- « Биржевой мост ».
Само здание Биржи неоднократно было использовано под самые разные
виды деятельности : от Военно-морского музея до выставочных залов,
до художественной галереи.
Не знаю, не интересовался тем, что теперь в монументально красивом здании Биржи,
соседствующем со Стрелкою Васильевского острова. )
*
На трамвайной остановке рядом со станцией метро « Василеостровская» »
часть прежних пассажиров вышла из вагона ; появились новые желающие
совершить поездку по рельсам.
И левая и правая стороны Среднего проспекта приобрели « чуть иной » вид
по отношению к своим прежним, - моя память чётко хранит впечатления от июня\июля одна тысяча девятьсот семьдесят шестого года, от тех недель, что мы — студенты
« нулевого курса », проходящие « восстановительную учёбу » на дневном подготовительном отделении ЛЭИС - прожили в громадном институтском общежитии
на « восьмой » или на « двенадцатой » Линии.
Мы тогда впервые почувствовали себя жителями громадного города.
Столько лет прошло … не помню, "восьмая" или "двенадцатая" Линия …
блокноты тех времён в одной из многочисленных картонных коробок,
подготовленных к переезду. - В интернет придётся зайти за справкой.
Да и в последующие мои поездки в Ленинград, а затем в Петербург я всегда имел
радость встречи с Васильевским островом.
((( Поторопился сдать столь важные блокноты в пока что недоступное хранилище моего личного архива. )))
Уточнение : особенность Василеостровского района Санкт-Петербурга\ Петрограда\ Ленинграда\Санкт-Петербурга в том, что многие улицы именуются Линиями. ---
Так было заведено при обустройстве острова.
С благодарной « философской » грустью я « увидел прежнее кафе » « Белочка »,
что так часто выручало своим соседством к станции метро …
Сытно, вкусно и не очень быстро, - всегда очередь, начало которой на улице.
В этом стандартном кафе можно было пообедать, поужинать « даже » студенчеству.
Чуть подальше от станции метро, - если пройти вперёд по чётной стороне проспекта
с увеличением нумерации на расстояние двух-трёх фасадов домов, минуя булочную, -
имелась обычная городская « Столовая ».
Полуподвальное большое помещение, деревянные окна которого выходят на уровне
чуть выше тротуаров частью на проспект, частью на соседнюю Линию\улицу.
В этой обычной городской « Столовой » питание было заметно дешевле,
обслуживание быстрее, удобнее : большие залы, две или три кассы ;
очередь проходила за считанные минуты.
Качество еды нас устраивало, да и порции были побольше, чем в кафе « Белочка ».
((( Не обойтись без ностальгии по достаточности карманных денег ;
куда же без воспоминаний о вкусной, сытной и доступной для студентов пище ! )))
*
Первая неделя две тысячи одиннадцатого года … « Питерский » январь ...
В один из дней, после посещения музеев и прогулок по центру, вместе с сыном решил проведать Средний проспект, - Никита ещё не был в этой части города ;
я имел намерение показать сыну местонахождение станции метро и знаковое для меня здание общежития.
Было ещё одно желание : посетить книжный магазин « Академическая книга », -
он когда-то был недалеко от общежития. - А вдруг удастся найти и приобрести
нечто интересное, важное, полезное ?!
До Первой Линии мы доехали то ли на автобусе, то ли на троллейбусе, -
заодно проехав по Дворцовому мосту, по Университетской набережной.
Зимний Петербург тоже умеет радовать городскими пейзажами.
Пройдя до перекрёстка, мы перешли на нечётную сторону Среднего проспекта, -
чуть левее и дальше виднелось то ли кафе, то ли одна из торговых точек
« быстрого питания ».
Сын проголодался, да и была необходимость посещения туалета.
( Платный общественный, на Первой Линии, был закрыт, - полностью занесён снегом.)
Обычная для теперешнего Петербурга ситуация : множество « точек общепита »,
персонал и ( ? ) руководство которых из « ближнего к России зарубежья», -
в основном из Средней Азии, из пред- и Закавказья.
((( Неужто исторически коренные, да и хотя бы два-три "питерских" поколения
в роду имеющие, жители и жительницы Петербурга действительно не способны
ни по силам физическим, ни по уровню умственного развития уверенно заниматься очевидно прибыльным делом : оказывать столь востребованные услуги ?! )))
Ничего не имею против людей из других государств, активно желающих и умеющих хорошо трудиться на территории Российской Федерации. ---
Но ! Часть прибыли и почти всё ими здесь заработанное они увозят в свои страны, тем самым производя убытки для России, столько лет исправно служащей для них выгодным источником доходов.
Покинув нечто подобное кафе, - сын поел ; я не стал ничего заказывать по причине ограниченности финансов, - мы отправились пешим зимним шагом по нечётной стороне
Среднего проспекта по направлению к зданию общежития ;
в этом случае обойдёмся без перехода через дорогу.
Неспешность нашего движения позволила увидеть много интересных зданий\домов,
а так же обращать внимание на витрины магазинов. -
Невзначай можно было узнать о вещах, которые могли пригодиться нам.
В частности, по теме « велосипедный спорт », по теме « фото-дело ».
С книгами, само собой, тоже можно было определиться, если бы по пути встретился хотя бы один книжный магазин. - Действующая « Академическая книга »
была вероятностью ; не более.
Вот мы увидели вестибюль станции метро « Василеостровская », -
на обратном пути вернёмся к ней, « покатаемся » в поездах метро, затем выйдем
на станции « Балтийская », — от Балтийского вокзала поедем на электричке
до Старого Петергофа, затем пешим ходом до улицы Первого Мая, в дом друзей, -
« отчитываться » за прошедший день.
Можно вернуться через станцию метро « Автово », а далее маршрутным автобусом ;
но с помощью электрички удобнее.
*
Трамвай, « очень успешно арендованный мною всего за шестьдесят рублей »,
едет\« идёт »\двигается по прямой линии во многом особенного Среднего проспекта
с примерно равными скоростями на всех участках между остановками.
Я не имел ни желания именно сегодня сделать это, ни чрезмерной зависимости
от памяти, чтобы покинуть трамвай ради нескольких минут пребывания возле высокой мощной двери пяти- или шестиэтажного общежития когда-то ЛЭИС, а с давних пор Университета связи, коммуникаций и прочих технологий. -
Прогулялся вместе с сыном осенью две тысячи двенадцатого года по набережной реки Мойка от Невского проспекта до зданий института ; там и узнали мы о повышении статуса высшего учебного заведения.
( Справок о ЛЭИС, по Интернету, не делаю, - « для чего ? ».
Знаю о том, в « Одноклассниках » много людей, имеющих общую и личную полноценную студенческую память, « дополнением » которой служат дипломы ЛЭИС, общаются. )
((( Вот напишу свои воспоминания о дневном подготовительном отделении
1975\1976 годов, о по всякому замечательной жизни в Воейково,
тогда обязательно « дам рекламу » в « Одноклассниках », приглашая желающих
побыть в нашем общем прошлом … )))
« Академическая книга » … маловероятно, что она появилась по прежнему адресу. -
В 2011 году в этом объёмном массивном здании был то ли мебельный магазин\салон,
то ли иной, далёкий от избранной книжной торговли, торговый объект.
Намного интереснее было видеть действительно старинные дома, многие из которых имеют специальные уличные таблички, помогающие лучше знать биографии
этих каменных жителей.
Средний проспект, 74 ; слева по ходу, из окна трамвая читается :
« Геологоразведочный музей ».
От длительности ещё не завершённой поездки у меня такое чувство, что время —
лично для меня --- если не остановилось, то явно замедлилось.
Трамвай делает постепенный поворот направо.
Теперь видны дома, строения, сооружения значительно моложе тех, вдоль которых
недавно прошла первая часть моей личной « экскурсии » : всё мною впервые увиденное
явно из второй половины двадцатого века.
Едем дальше, - а дальше типичные новостройки начальных и последующих годов
двадцать первого века.
Высотные многоэтажные протяжённые жилые дома с встроенными на первых этажах магазинами, аптеками ;
отдельно стоящие разнотипные торговые центры, автозаправочные станции …
На этой улице постоянное движение троллейбусов, автобусов, грузовых и легковых машин.
По отношению к Среднему проспекту в этом микрорайоне на единицу пространства
намного больше людей и видов транспорта.
Да и моё восприятие действительности переменилось : от радостного созерцания старинной части Петербурга вынужденный переход к утомительному вынужденному наблюдению за суетностью лишь территориально считающегося « тем же, таким же »
« Петербургом » …
Трамвай едет вперёд лишь из необходимости прибытия на диспетчерский пункт ;
очень мало пассажиров.
Никто не садится в одиночный вагон, - скоро трамвайное « кольцо », конец маршрута
в эту сторону.
По параллельному пути ни одного трамвая, едущего в центр города.
Длительность моего пребывания в пути я не отмечал. --- ((( Надо было ?! )))
Субъективно оценю время : до сорока минут.
Эти минуты дали отдых ногам, эти минуты позволили побывать на всей протяжённости
Среднего проспекта Васильевского острова, эти минуты открыли новые для меня городские местности.
Второй раз по этому маршруту, до « кольца » в этой стороне, не поеду, -
нет смысла.
« Освобождение » от трамвайного сидения произошло буднично : после плавного поворота налево и почти полного круга по "кольцу" следует медленное торможение
трамвая, выход из кабины управления водителя-женщины, тихий голос кондуктора :
« Выходим … Приехали … Конечная … »
Из трамвая вышло всего пять или шесть человек, для которых прибытие сюда
было целью.
Отличаясь от других пассажиров тем, что никуда дальше резво не пошёл, -
все они быстро исчезли из поля моего зрения, - я осмотрелся.
Вокруг диспетчерской много свободного пространства.
Два трамвайных пути в этом месте имеют вид четырёх больших металлических разомкнутых колец.
На соседнем пути стоит трамвай другого маршрута, - номер шесть,
идущий до Финляндского вокзала.
Тот маршрут, что потребуется для меня во второй части сегодняшней "экскурсии".
Поодаль от места отдыха водителей, кондукторов и трамваев видны высотные многоэтажные жилые дома, своими размерами закрывающие западную линию горизонта,
в сторону Невской губы.
Вблизи от диспетчерской, недалеко от трамвайного « кольца » видны одноэтажные, экономно построенные, торговые павильоны.
Что ж, пройдусь по магазинчикам, делая вид настоящего покупателя ;
на самом деле мысли мои заняты важным вопросом : надо ли двигаться дальше,
надо ли узнать у « местных » точные ориентиры для нахождения конкретного дома
по улице Кораблестроителей, - дом 38, корпус 3.
23.01.2023
Свидетельство о публикации №223012301877
Позже, перевёлся с заочного КИИГА - в свою, лётную... - ОЛАГА... И снова - встречался с Ленинградом.
Конечно же: Пулково...
Раньше считалось почти правилом: показать подрастающим детям своим - столицу Москву... Ленинград...
Как давно... как далеко это всё - стало.
Кенотрон Загадочный 25.03.2023 14:55 Заявить о нарушении
да, Ленинград вот так, для каждого по-своему, приятен, памятен предельно искренне
громадой разноцветных чувств и, само собою, разнообразием настолько верных музыкальных мыслей.
.......
Добра и Света !
с уважением,
Александр Георгия Сын Николаев 25.03.2023 20:47 Заявить о нарушении