Идентификатор. Гл. 11. Идентификатор

Глава 11. Идентификатор


До сих пор я жил, как амеба. Нет, все-таки не амеба, а … растение, лениво нежившееся на солнышке. Мечтал о приключениях, но знал наперед, что меня ожидает. Скучные беспросветные будни в нашей богадельне, неуклюже маскирующейся под храм науки, с якобы бурлящими идеями и открытиями, а на самом деле осваивающей государственные – правда, не очень обильные –дотации.

После всех своих неудачных попыток прояснить что-то о камнях, я решил действовать по самолично разработанной схеме. Для этого нужно было изучить соответствующую литературу и определиться как с методикой, так и аппаратурой – в столь серьезном деле не следовало полагаться только на собственный нюх, тем более, что я далек от минералогии и смежных дисциплин.

Все свободное время теперь я пропадал в библиотеке, перелопачивая тонны книг и журнальных статей. Почерпнутые сведения заносил в таблицы, строил диаграммы и писал сравнительные характеристики. Теоретическую часть по мере возможности проверял с помощью приборов, договариваясь со знакомыми и знакомыми знакомых, не успевших разбежаться из разваливающихся НИИ.

Мой самоотверженный труд уподоблялся усилиям Сизифа, каждый день по новой втаскивающего один и тот же камень на гору, так как после каждого нового знания я запутывался еще больше, чем до постановки задачи.

Когда слухи о моем рвении достигли ушей начальства, меня мягко пожурили, что я, «оказывается, занимаюсь диссертацией», не поставив в известность… и что, в принципе, недопустимо… если только на титульном листе не будут красоваться в качестве руководителей фамилии моих вышестоящих благодетелей.

До погружения в тему я сомневался в идентичности Ритиной находки, но после нарытых сведений терялся в определении совершенно.

Самым смешным казалось, что при первоначальном осмотре камней дома под лупой 10-кратного увеличения я был гораздо увереннее в своих выводах, чем после долгих настойчивых изысканий.

«Грани искусственного камня выглядят нечеткими, расплывчатыми» – мои кристаллы обладали безупречной формой. «Если пузырьки в теле камня красные – рубин настоящий, прозрачные или отсутствуют – искусственный». У моих рубинов красных пузырьков не наблюдалось, как и зигзагообразных микротрещинок, которые должны быть у природных самоцветов.

Впрочем, «отличить вкрапления флюса в синтетическом рубине от газово-жидких включений в натуральном минерале простой обыватель не сможет», – заверила новая знакомая, имевшая дело с подпольным оборотом драгоценных камней, и которой я по непонятным причинам очень понравился.

Правда, лет ей было, вероятно, больше, чем можно предположить, и печать о браке отсутствовала – тетенька предоставила возможность в этом убедиться, причем, я не сразу сообразил, какая из ловушек опасней – ее деятельность или виды на меня как будущего мужа. Ни то, ни другое мне не улыбалось, и стоило немалых усилий выскользнуть из когтей этой опытной дамы.

От нее же я узнал, что при Министерстве геологии СССР существовало объединение «СоюзКварцСамоцветы». Эта организация открывала месторождения. Но залежей рубинов и сапфиров в СССР открыто не было.

Вставками в ювелирные изделия служили синтетические рубины, синтетические сапфиры, синтетические александриты – это были искусственно выращенные корунды с соответствующими добавками.

Для страны чрезвычайно выгодное предприятие – прибыль составляла почти 1000%. Покупались населением украшения с большой охотой из-за высокого качества таких камней, и все были довольны.

Считается, синтетический рубин – само совершенство. «При налаженном производстве в идеальных условиях вырастают бездефектные кристаллы. Природные камни тысячелетиями формируются в неблагоприятной среде, поэтому для них характерны определенные изъяны» – мои камни были совершенны, но я кожей чувствовал, что они настоящие.

Я определял у них числовые показатели преломления света рефрактометром; опускал в трехлитровую банку с молоком, пытаясь увидеть обещанный оптический эффект – «яркий цвет рубина, пробиваясь сквозь полидисперсное соединение, создаёт иллюзию окрашивания, синтетика на такое не способна»; исцарапал оконное стекло в своей комнате, чем вызвал очередные мамины упреки; просвечивал ультрафиолетом; вращал на свету, желая уловить дихроизм – «фиолетовые отливы на гранях, свидетельствующих о природном происхождении» – как у бирманских рубинов «голубиная кровь».

Еще я узнал – оказывается, оценивая рубины, геммологи сравнивают их цвет с эталоном, сличая с ним тон оттенка и насыщенность, а не пользуются системой Американского Геммологического Института «4 С», применяемой относительно бриллиантов.

Мои рубины имели замечательный цвет, если это были на самом деле рубины – яхонты, а не шпинель – лаллы, которые могут быть похожи на рубины больше, чем сами рубины. Или это красные бриллианты, а, может, красные изумруды, турмалины?.. До недавнего времени люди не знали, что у разных драгоценных камней разный химический состав. И ценность определялась «только цветом и тем, можно ли одним камнем поцарапать другой».

Голова моя шла кругом.

Допустим, я проведу спектральный анализ, и выяснится, что по составу это все-таки рубины, невзирая на то, что отсутствуют иглы рутила, так называемый «шелк», дающий эффект астеризма – звездчатости – при обработке и получении кабошонов.

Но у синтетики состав ничем не отличается от природного. А может оказаться, что это всего лишь александриты – учитывая, как камни изменили цвет на свету.

Или узнаю, что это подкрашенный кварц – тогда понятно, откуда мне слышатся голоса – у кварца бывает достаточно выражен пьезоэффект.

Интересно, что прозрачный кварц очень любил Нерон – у него были великолепные кубки, изготовленные специально по его заказу.

А в усыпальнице Тутанхамона обнаружили солнцезащитные очки из черного полупрозрачного кварца и с бронзовыми дужками.

Так что не одни только женщины ощущали на себе гибельную магию камней.

Напряженное ожидание развязки довело меня практически до нервного истощения.

Я понял, что нужно остановиться. Требовалась передышка.

Чтобы меня не потеряли на работе, прибегнул к Витиному излюбленному трюку: повесил на стул пиджак, создававший иллюзию, что его хозяин вышел на минуточку и вот-вот вернется.

– Можно теперь появляться и исчезать, когда заблагорассудится, – с удовлетворением констатировал я.



Продолжение http://proza.ru/2023/01/20/1408


Рецензии