На волне моей памяти - 51

 
     Я уже писала в своих воспоминаниях, что в  наследство от мамы мне достались две толстенные  старые папки.  В папках мамой подшито несколько сотен писем. Это мои  и письма братьев  с 1957 года - письма из пионерских лагерей, письма  от бабушек - дедушек, где мы бывали на каникулах, письма брата из армии, а главное, наши студенческие письма.
  Мама хранила, подшивала наши письма, но и у меня тоже не поднималась рука выбрасывать её письма в мусорное ведро, я также их хранила.
И теперь, спустя более 50 лет, благодаря этим письмам можно восстановить историю нашей семьи, нашей деревни,  историю моей студенческой жизни с точностью  до одного дня.

Мои одноклассники и односельчане уже несколько раз просили выложить  в  ОК  хотя бы несколько маминых писем. Сегодня я,  пожалуй, 
 это и сделаю.

Так же как и ранее напечатаю выдержки из маминых писем,  а к ним  мои комментарии и пояснения.
   
         ПЕРВОЕ МАМИНО ПИСЬМО
   
            15 января 1968г

....  Живём без особых перемен, по-старому.
Два дня был буран,  теперь никакого сообщения с Алатырем  нет .
Живём как на острове. Позавчера ездили в Алатырь  на  районную конференцию  женщин.
От нас 15 человек должно было быть. Ехали в будке на тракторных санях. Буксовали,  ехали три  часа.  Многие вернулись обратно в совхоз. 
Только 8 человек добрались до Алатыря. Половину пути шли  пешком,  в том числе Мария Антоновна,  тётя Клавдия и так далее.
 Я выступала от женщин совхоза. Секретарь райкома сказал,  что мое выступление понравилось.
Очень хорошо приветствовали женщин района пионеры  Алтышевской школы,  был хороший концерт. Многие женщины даже плакали.
Меня избрали в состав районного совета женщин.
 Добрались домой в шесть часов вечера.
Я так замёрзла,  что сразу в баню.

         
        МОЕЙ КОММЕНТАРИЙ


Я хочу отметить,  что это самое  расстояние до Алатыря ( 5 км по полю плюс 2 км по городу  до моей  школы), которое с трудом  преодолели во время бурана на тракторе,  я в течение учебного года  ежедневно проходила  туда и обратно в течение 3  - х  лет,  когда училась в  Алатырской школе с 9 - го по 11- й класс.



 Осенью и весной,  если позволяла погода,  я  ездила в школу на велосипеде,  а зимой иногда   вставала  на лыжи.  Причём лыжи были не с ботинками,  а которые  крепились ремешками на валенки .
Вспоминается такой случай. Зимой возвращалась из школы на лыжах.   Прошла половину пути и вдруг начался сильнейший буран. Вся дорога от Алатыря  до совхоза проходит  по открытому пространству, разделяя поля махорсовхоза и Стемасса. Вдоль дороги столбы.
Сильнейшая порывы  ветра  быстро меня сбили с дороги и толкали всё дальше в сторону Стемасса. Идти против ветра в сторону совхоза было бессмысленно - видимость  ноль,  да и дорогу я потеряла. И я поплелась в этой снежной  круговерте  куда толкал меня ветер. На моё счастье наткнулась на  стог  сена. С заветреной  стороны было вполне терпимо,  даже не слишком холодно. Вот я и осталась за этим укрытием переждать буран. Только когда он кончится?  За этой копной я провела наверное не менее часа  ( часов у меня в те годы ещё не было).  Буран прекратился внезапно,  так же как и начался.  Я по столбам определила,  где дорога на совхоз.  Выбралась и  продолжила свой путь. Домой добралась  уже в поздних сумерках.

 С  учётом моего возраста и  избалованности комфортом современной жизни мне даже не верится,  что это было в моей жизни. Уже много лет назад  от посёлка до Алатыря проложена асфальтированная дорога и ходит автобус по расписанию, а тогда надежда была только на свои ноженьки.

          ВТОРОЕ МАМИНО ПИСЬМО      
       
            Февраль 1968 год

...  В  комнате у бабушки на потолочной балке братья оборудовали турник и ежедневно подтягиваются .
Вот  и  отец захотел показать класс,  но неожиданно только два раза подтянулся,  а больше не смог .
Еще около двери,  в задней комнате подвесили грушу.
По ней стучат кулаками,.а  с неё летит какой-то песок и пыль.  Я их очень ругаю.  Скоро выгоню во двор их со всем этим спортом. Они больше занимаются спортом, чем учебой. Это я  точно говорю.

        МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Про турник вспоминается такое.
Когда у нас  бывали гости,  то после пары выпитых  рюмок мужиков  обязательно тянуло  на этот турник,  чтоб показать  свою силу молодецкую.
 У кого-то  это получалось, у кого -  нет,  зато столько было смеха, шуток, приколов...
Мужчины были практически все фронтовики .
В  шестидесятые годы им было по сорок с небольшим  - были молодые, горячие...

Братья с детства, как и многие ребята в посёлке,  занимались спортом.   Да и дальше по жизни тоже.
Есть такое выражение -  когда хочешь что-то сделать, то для этого ищешь возможности,  а если не хочешь то,  ищешь отговорки.
И то и другое обязательно найдется.
У сельских ребятишек не было условий для занятий спортом, а всё равно занимались . Оборудовали у себя во дворе или в саду спортивные снаряды и добивались высоких спортивных результатов.

          ТРЕТЬЕ МАМИНО ПИСЬМО
 
                Март  1968 г.

... Жизнь идет обычным чередом.  Утром тихо,  хорошо, а к вечеру такой буран поднимается,  что всё как в котле кипит.
Зима не хочет сдаваться.

 ....У Анатолия в школе в его девятом классе  были именины у 10 человек учащихся. Каждому мать испекла по пирогу и собирали по одному рублю с именинника и по 50 коп с остальных. Говорит,  что прошло всё хорошо, но ведь у них трудно узнать правду.

 ...Дома всё в порядке,  все живы и здоровы. Мы  тебе писали, что купили мотоцикл "Урал 2м" с люлькой,  новый, но ты что-то  не написала своё  мнение  или ты не ещё не получила наше письмо?
Отдали 1.300 руб. Теперь соблюдаем ст
рожайший режим экономии средств.
Я мужиков держу в руках как следует. Варю борщ, хлеб пеку сама и так далее.
В зарплату вместо того,  чтобы купить что либо к семейному ужину,  Витя говорит :  " Ты, мама,  купи побольше хлеба по 22 коп. и больше ничего". Так им и надо, а  особенно  папочке,  чтобы жир согнать.

     МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Мама пишет о том,  что купили  мотоцикл "Урал 2м". 
Это первое  транспортное   средство в нашей семье.

Мотоцикл очень мощный,  настоящий трудяга для сельской местности.  Возили на нём и дрова, и кирпичи,  и сено,  и овощи, стройматериалы и т.д.
;Отец с братьями даже  ездили   за святой водой кажется в Дивеево. Папа потом с юмором рассказывал о этой поездке.

Часто ездили в Сару на родину отца .
;Братцы конечно гоняли на этом мотоцикле сколько угодно и куда угодно, чем доставляли много переживаний для мамы.

 Даже меня пытались они учить водить мотоцикл, но мне не понравилось -  очень тяжёлый,  неповоротливый. Запомнилось, что несколько раз обжигала об  радиатор икры  босых ног ( в те годы девушки брюки ещё не носили).

Больше всего запомнились ночные купания на  Суре, куда мы ездили на мотоцикле.
Поздно вечером осторожно открывали гараж,  выкатывали мотоцикл и толкали его как можно дальше от дома, только потом заводили мотор,  чтобы не разбудить родителей,  которые к тому времени уже спали, и  катили в  Стемассы на Суру.

В мотоцикл и на  мотоцикл  набивались как сельди в бочке. Однажды, помню, приехали  аж одиннадцать  человек ! 
Кто, как и за кого держался,  и кто на ком висел сейчас  сложно даже представить,  но это было на самом деле.
А  мотоцикл мощный и тянул хоть бы хны,  даже в гору от Суры. Правда и мы весили тогда в два раза меньше, чем взрослый человек.

Меня тоже братцы брали на эти купания,  но больше похоже для прикрытия.
Когда возвращались,  они меня брали под белы руки и  вталкивали  во двор,  причём калитку с другой стороны держали,  чтобы я не выскочила  обратно. Потому что во дворе на крыльце сидела мама  и ждала нас. Только став взрослой и заимев  детей,  я поняла,  сколько переживаний мы доставляли маме вот этими ночными поездками.  Ведь она так мало отдыхала и ночью ей надо спать,  а она сидела и переживала  -  куда нас черт унёс всех троих на этом мотоцикле в кромешной тьме.

Мама конечно набрасывалась на меня,  первый гнев доставался мне.
Ругала за то,  что я,  как старшая,  не удержала их,  а сама ещё им составила компанию. Потом появлялись братики,  но им  уже доставалось меньше, так как  мама весь пыл свой   уже излила на меня.


Фотографии оригиналов маминых писем опубликованы на моей странице на сайте ОдноКлассники


Рецензии
Хорошо написано.
Поддержу в рейтинге.

Виктор Левашов   11.02.2023 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо большое за доброжелательный отзыв

Лидия Гончарова Ястребова   12.02.2023 08:09   Заявить о нарушении