Вспоминая Высоцкого...

Сегодня день святой Татианы, покровительницы студенчества России и очередной День рождения Владимира Семёновича Высоцкого, русского советского поэта и барда. Я сам давно не студент, но вспоминаю те времена с неизменной благодарностью, надеюсь, что нынешние студенты, с которыми мне кстати приходится всё время общаться и работать по волонтёрской линии в Музее ВС, учатся хорошо на благо будущего страны, а вот поговорить о Высоцком, вспомнить его, мне хотелось бы поподробнее.
- Высоцкий не являлся ни певцом, ни музыкантом, ни поэтом. Он просто хороший актёр. - сказал как-то Евтушенко и тут же умер для меня. Зависть – очень разрушительная энергия.
Песни Высоцкого я услышал в пятилетнем возрасте в одной из комнатушек общежития во Фрязине, что стояли несколькими кварталами на улице Попова. Сейчас на их месте новые красивые дома. Даже садик, в который водила меня мама, не сохранился, поностальгировать негде. И вот там один дядька, живший большой семьёй в угловой комнате, имел катушечный магнитофон – предмет никак не простой в быту советских граждан, предмет нужный. Магнитофон, как я уже соображал, был гораздо прогрессивнее, чем наша крутилка граммпластинок, на которых я слушал сказки «Бременские музыканты». Позже папа купил пару миньёнов с песнями народного поэта, но там уже оркестр Мелодия под управлением Гараняна, все дела. А тут хриплый голос и гитара, которая звучала иногда нестройно – мой музыкальный слух даже в таком возрасте это замечал.
Сейчас это называется – харизма. Я тогда, да и все вокруг, не знали такого слова. Но из маленькой колонки на борту магнитофона неслась такая бешеная энергия, что мороз драл кожу! А как мы смеялись, от мала до велика, над юморными песенками про боксёра, про выставку, про бегуна.
- Сэм Бру-ук – он наш хъгвинейский другъх! – напевала малышня потом весь день в песочнице.
И где-то в эти же времена, может на пару лет попозже, ходил анекдот, прямо показывающий уровень популярности барда:
В трёхтысячном году мальчик приходит к папе и спрашивает его:
- Папа, а кто такой Брежнев?
- Сейчас посмотрю в энциклопедии, - отвечает папа, берёт огромную книгу с полки (ну ж никто и не мог же догадаться о скором, лет через сорок, появлении смартфонов – книга была в советском обществе главным носителем информации, да и вообще уровнем определённого статуса и престижа), открывает на нужной странице и читает:
- Брежнев, Леонид Ильич. Выдающейся политический деятель времён Владимира Высоцкого.
Вот такой анекдот. Не знаю, обиделся ли на него сам Леонид Ильич, но что он его слышал – сто процентов.
Высоцкого очень любил мой отец, вот ему благодарность за это, что и меня так сказать – приобщил. У нас было несколько кассет с песнями, миньёны-пластинки. В студенчестве я уже сам покупал большие пластинки, которые выходили на «Мелодии», уже после смерти автора. Была самиздатовская книжка «Нерв» с текстами и стихами, я многие знал наизусть, некоторые бренчал на гитаре. Но без экзальтации: где я, мой тихий голосок, и где Высоцкий, я понимал и понимаю прекрасно. Только Лепс смог повторить тот накал, тот рвущийся нерв в исполнении его песен. Лучше не перепевать, а исполнять от себя, как сам умеешь – подтверждает каждый год концерт нынешних артистов к Дню рождения. Кто рвёт жилы и горло – выглядит минимум неловко, а иногда и смешно. Кто поёт своим голосом, но с душой, тот вносит что-то новое, интересное.
К чему вообще этот мой опус… Да к тому, что жизнь человеческая очень короткая и смерть, как очень точно и печально определил булгаковский Воланд – нередко внезапная. Так что пример нашего поэта, а Высоцкий, несомненно – поэт земли русской, всегда напоминает нам, что не надо откладывать на завтра то, что можешь, а уж тем более – необходимо, сделать сегодня. И не стесняться растрачивать свою любовь. Потому как она бездонна. И стихи его всегда именно об этом. С Днём Рождения, Владимир Семёнович! Память навсегда.


Рецензии