Онегин. Структура главы 2. Вопросы

Вторая глава интересна как своим подобием с первой, так и принципиальными различиями.

Замечу, что первые три главы были написаны одна за другой в 23 — 24 годах.  Тем не менее, Пушкин опубликовал первую главу в 25 году, вторую главу только в 26 году, а третью главу в 27 году.

Вторая глава по-новому раскрывает характер персонажа Автор. В отличие от первой главы, Автор здесь мало говорит о себе, он, в основном, выступает в роли рассказчика: повествует  о жизни Онегина в деревне и о его дружбе с Ленским. Ольга и Татьяна только вводятся, они пока сами не появляются.

Можно заметить удивительную похожесть структур первой и второй глав: обе имеют двух контрастных  героев, в обеих главах Онегин противопоставляется восторженному поэту, в обеих главах описывается дружба Онегина с поэтом. В первой главе этим поэтом является Автор. Во второй главе поэт — Ленский.

Персонаж-автор в во второй главе утрачивает уверенность в своей славе. В двух последних, довольно мрачных, строфах, он сомневается, что его творчество будут помнить.

В первых двух строфах Автор восхищается деревней Онегина, его замком. В первой строфе восприятие Онегина опять противопоставляется восприятию рассказчика, продолжая тему предыдущей главы.

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок…

Автор, в отличие от Онегина, видит, например «Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.»

В строфе 3 Онегин видит приметы бессмысленной жизни его дяди.  Это - одна из многих строф в «ЕО», посвященных людям, у которых есть все, чего они могли пожелать, кроме смысла жизни.

Следующие две строфы говорят о взаимном неприятии Онегина и его соседей, деревенских дворян. Повторяется слово «все»: «сначала все к нему езжали», «все решили», «все дружбу прекратили с ним». Тема толпы, «всех» как врагов Онегина - сквозная тема «ЕО». Здесь она появляется впервые.

Следующие 5 строф вводят нового героя, Ленского. Этот портрет можно назвать даже не ироническим, а пренебрежительно-саркастическим. Например: «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна, Что безотрадно изнывая, Его вседневно ждет она...».  Это напоминает раёк с  утрированным кукольным персонажем. Здесь Пушкин (настоящий Пушкин) издевается даже не столько над Ленским, сколько над эпигонами-романтиками. Это тоже — сквозная тема романа.

Строфы 11 -12 говорят об отношении Ленского с тем же деревенским обществом. Здесь нет такого принципиального взаимного отторжения, как в случае с Онегиным. Ленский не наслаждался обществом соседей, но он не пренебрегал ими. Соседи интересуются Ленским как перспективным женихом. Это различие в отношении Онегина и Ленского с окружающими важно, как и другие различия между Ленским и Онегиным.

Строфы 13 -17 посвящены дружбе Онегина и Ленского.

Между этих строк есть строка 14, которую можно называть авторским философски -саркастическим отступлением о нравах людей. («Мы почитаем всех нулями, а единицами себя. Мы все глядим в Наполеоны: двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно...») Это довольно страшный текст. Он предвосхищает вопрос Раскольникова «Тварь я дрожащая, или право имею» со ссылкой на того же Наполеона как образца, среди других.  Дальше рассказчик говорит: «Сноснее многих был Евгений.» Терпеливое и снисходительное отношение Онегина к Ленскому показано в следующей, пятнадцатой,  строфе: «...Он охладительное слово в устах старался удержать».

Почему же Автор считает нужным связать эту филиппику с дружбой Онегина и Ленского?  Эта строфа интересно перекликается с описанием кредо Ленского: «Он верил, что друзья готовы За честь его принять оковы», что «душа родная» «безотрадно изнывая, его вседневно ждет».  Ленский видит себя как уникальную личность в центре мира, предмет всеобщей заботы и интереса.  Это мировоззрение по праву можно назвать эгоцентричным. Например, нам не сообщают, что он сам был готов «принять оковы» за  честь друга. Эгоцентризм Ленского здесь напоминает нам персонажа-Автора из первой главы. 

Эта строфа перекликается с похожей строфой 46 в первой главе:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

В строфе 14 второй главы повторяются те же слова «Хоть он людей конечно знал И вообще их презирал» об Онегине.  Но считал ли Онегин тоже всех своими орудиями? Пушкин не дает нам оснований так думать. Мы не видим Онегина, пытающегося манипулировать другими людьми или ожидающего преданности от кого-нибудь.

Строфы 16-23 передают разговоры Онегина и Ленского, где Ленский говорил, в основном,  о себе, испытывая терпенье своего друга, а «снисходительный Онегин» «прилежно юноше внимал».

Строфы 24 — 29 посвящены новой героине, Татьяне. Строфа 24 собственно оправдывает имя героини. Затем Татьяна описывается как девушка, которая не сливалась со своей семьей с детства.  В основном, она характеризуется через отрицания. Не было красоты, не умела ласкаться, не хотела играть, не вышивала. Вместо этого она любила рано вставать и смотреть на восход солнца. Кроме того, она любила читать романы.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Кто такие Ричардсон и Руссо, о каких романах идет речь? Оба писателя принадлежат к эпохе просвещения, а не романтизму. Это значит, что они верили в единую правду, которая должна быть известна каждому, единственно правильное поведение. Поэтому каждый  персонаж — или злодей, или праведник. Обычно, история вращается вокруг любви. Добродетельный герой влюблен в одного и того же человека раз и навсегда. У Ричардсона и Руссо злодеи, всегда мужчины, соблазняют женщин. Как я понимаю, женщины там всегда или невинные жертвы,  или добродетельные победительницы, которые выходят замуж за своего избранного, что рассматривается как  торжество справедливости. Особенность этих романов в том, что они показывают переживания героев, и авторы стараются вызвать сочувствие им. Именно такого понимания мира мы можем ожидать от Татьяны, которая любила эти романы.

Следующие строфы (30 — 36) посвящены родителям Татьяны. Автор говорит с особенным сарказмом о грубой и властной матери Татьяны. Вот еще две жизни людей, в которых мы не видим смысла.

Глава заканчивается сценой на кладбище.  Ленский приходит поклониться могиле отца сестер Лариных, а также на могилу своих родителей.

Строфа 38 говорит о бренности жизни, неизбежности смерти. Строфа 39 говорит уже о ничтожности жизни вообще

Покамест упивайтесь ею,
Сей легкой жизнию друзья!
Ее ничтожность разумею
И мало к ней привязан я…

Дальше Автор грустно пишет о себе

Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.

Верным другом называется звук его стихов, который напомнит  об авторе после его смерти.
В сороковой строфе персонаж-автор высказывает надежду, "И чье-нибудь он сердце тронет". Но дальше уже вкрадывается некоторый сарказм:

Быть может (лестная надежда!)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был поэт!


Рассказчик дальше высказывает благодарность тому «поклоннику мирных аонид», кто помнит его творения после его смерти.

Прими ж мои благодаренья
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука потреплет лавры старика!

Чтобы не быть «невеждой», я посмотрела, кто такие мирные аониды в Википедии:
        ;  муза вокальной музыки,
        ;  муза воспоминаний,
        ;  муза размышлений и опыта.

Воспоминания, размышления и опыт нам могут быть полезны. Будем считать, что Пушкин нас заранее благодарит.

Вопросы и выводы.

1. О ком этот текст?
    • Об Авторе, который сочиняет роман. Здесь вводятся три новых героя: Ленский, его возлюбленная Ольга и ее сестра Татьяна.

2. Каков  здесь  характер персонажа-автора и его роль?
    •  Персонаж-автор здесь почти уже не говорит о себе. Иногда он как бы комментирует происходящее в сторону. Его комментарии скорее саркастические, печальные, а не весело-иронические, как в первой главе. Может быть, мы должны понимать, что он повзрослел?

3. Как относится Автор к Ленскому?
    • В описании взглядов и верований Ленского заметны снисходительность и  сарказм над немецким романтизмом вообще, над вторичностью персонажа, его эпигонством. Ленский здесь не вызывает сочувствия у Автора или читателя. 

4. Как здесь Автор относится к Онегину?
    • Онегин показан как человек, который может сочувствовать наивному Ленскому и не навязывать ему своих взглядов. Скорее, Ленский здесь навязывает свои взгляды и интересы Онегину. Трудно удержаться от впечатления, что Автор симпатизирует здесь Онегину больше, чем Ленскому. Онегин по своему стилю речи и поведению, вниманию к  людям, оказывается очень близок к автобиографическому персонажу Автору.

5. Какие философские проблемы поставлены в этом тексте?
    • Проблема взаимоотношения личности и общества поставлена на примерах разного отношения с обществом Ленского и Онегина.
    • Проблема индивидуальности, индивидуализма и эгоцентризма. Ленский здесь не выглядит самостоятельной индивидуальностью, но по своей философии он является индивидуалистом и даже эгоцентристом. Пушкин подчеркивает негуманность этой философии.
    • Проблема смысла и бессмысленности жизни. На примерах дяди Пушкина и родителей  Лариных мы видим жизни, полные однообразной суеты. Теме "незначительности жизни" посвящены и заключительные строфы главы.


Рецензии