Царь Фёдор Иванович Блаженный

Будущий российский царь Фёдор Иванович родился 31 мая 1557 года.
Он был сыном Ивана IV  Васильевича и его 1-й жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.
От рождения царевич Фёдор не являлся наследником престола, поскольку эта честь досталась его старшему брату Ивану.
После кончины матери, предположительно, отравленной придворными боярами, и гибели 4-х сестер и братьев ребёнок стал 2-м претендентом на великокняжеский престол.
Отец, увлечённый мыслями об опричнине и поглощённый разногласиями с советниками, не видел в потомке качеств, необходимых для управления государством. И говорил, что тот был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».
Иван Васильевич нередко журил отпрыска, говоря, что тот больше походит на сына пономарского, нежели царского.
И отдавал предпочтение его старшему брату, отличавшемуся крепким здоровьем и умом.
Царевич, всерьёз не рассматривавший шансы занять место на российском троне, проводил время в молитвах и изучал жития святых.
 Фёдор любил церковную службу и колокола, трезвонить на которых забирался на колокольню, за что получил от отца прозвище «звонарь».
В 1574-м году Фёдор Иоаннович взял в жёны Ирину Фёдоровну Годунову - родную сестру ближайшего сподвижника и любимца Ивана Грозного  Бориса Годунова. Это брак устроил сам отец, желая породнить сына с наиболее верным ему боярским родом.
После трагической смерти Иоанна-младшего, последовавшей в ноябре 1581-го года (он был отравлен, как и Грозный и умер на пути в монастырь), Фёдор получил статус претендента на престол.
Незадолго до своей кончины Иван Грозный учредил для помощи наследнику опекунский совет.
Туда вошли Иван Фёдорович Мстиславский, Иван Петрович Шуйский, Никита Романович Юрьев, а также, предположительно, Богдан Бельский и шурин Фёдора — Борис Годунов, входивший в это время в ближайшее окружение царя.
После смерти великого русского царя Ивана Грозного в 1584 году, Земский собор избрал Фёдора Ивановича  царём и великим князем всея Руси.

***

Случилось это в ночь с 18 (28) на 19 (29) марта 1584-го года.
 После этого из Москвы была удалена в Углич последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая вместе с сыном Дмитрием и остальными родственниками.
31 мая (10 июня) 1584 года в Успенском соборе Московского Кремля прошла церемония торжественного венчания Фёдора Ивановича на царство.
Во время коронации уставший Фёдор, не дожидаясь окончания церемонии, снял и передал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжёлую золотую «державу» - Борису Федоровичу Годунову, и ушёл домой.
 Это глубоко потрясло всех присутствующих.
 Но народ даже полюбил странного государя заботившегося о душе, а не о кармане.
В день коронации новый государь всея Руси осыпал Годунова царскими милостями. Ему был пожалован чин конюшего, а также почётное звание ближайшего и великого боярина. В довершение всего государь назначил его наместником Астраханского и Казанского царств.

По мнению большинства историков, Фёдор Иванович в силу своих умственных способностей и слабого здоровья не был готов решать насущные проблемы страны.
Да и сам он  к делам государственным был холоден и управлением страной практически не занимался.

Природа наградила его слабым здоровьем, поэтому большую часть времени новый царь проводил в кровати или в молитвах.

• По мнению В. О. Ключевского, Фёдор Иоаннович «избегал мирской суеты и докуки, помышляя о небесном».
Отсюда его отрешённость и неизменная блуждающая улыбка, которую многие списывали на слабоумие.
 Отсюда и ревностные ежедневные молитвы.
Современники обращали внимание, что царь находил удовольствие в жизни духовной, «часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню».

• Алексей  Константинович Толстой в сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Фёдоре Ивановиче:
«За ним царить стал Фёдор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд».
Правда, тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Фёдор Иоаннович».
 И там царь предстаёт в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишённая обаяния, к тому же залитая светом благодати. По-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.
Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесённой в споре с Годуновым:
«Какой я царь? Меня во всех делах
 И с толку сбить, и обмануть нетрудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
 Избрать я должен — я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
 По совести приходится лишь делать».
По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский - враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:
«Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него —
Бог не велит!
Я вижу, простота Твоя от Бога, Фёдор Иоанныч, —
Я не могу подняться на тебя!»

Большую часть дня царь проводил в церкви -  не пропускал ни одной церковной службы.  Совершал пешие путешествия по московским монастырям.

• Ему больше подходило, как замечал позднее Карамзин, келья или пещера, нежели престол.

Историк Сергей Соловьёв в «Истории России с древнейших времен» описывал обычный распорядок дня Государя так:
«Обыкновенно встаёт он около четырёх часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. После этого царь посылает к царице спросить, хорошо ли она почивала? И чрез несколько времени сам идет здороваться с нею в средней комнате, находящейся между его и ее покоями; отсюда идут они вместе в церковь к заутрени, продолжающейся около часу. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа… После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей»

 «Монашество» Фёдора Иоанновича было тесно сплетено с царствием, «одно служило украшением другому». Его называли «освятованным царём»  - святость и небесный венец были предначертаны ему свыше.
 Во «Временнике» Ивана Тимофеева Фёдор Иоаннович показан как молитвенник за русскую землю, которому суждено отмаливать грехи русского народа.

***

Царь, казалось, ничем не напоминал своего грозного родителя: простодушное лицо, тихий, почти подобострастный голос.

• Вот как описывал его британский дипломат Джильс Флетчер:
 «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся.
Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

• Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом».

• Французский наёмник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче:
«…Власть унаследовал Фёдор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или б;льшую часть времени проводил в церкви».

Из слов этих иностранцев видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.

• Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса говорил о русском царе:
«Очень добр, набожен и весьма кроток».
И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».

• Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») признавал Фёдора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.

• Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев - автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени:
 «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединённое с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

Фёдор Иванович был очень ласков, тих, милостив и набожен.
Но вместе с тем, не сумел победить в себе отцовскую страсть к кровавым «забавам».
В качестве развлечения:
-   он мог часами наблюдать за кулачными боями,
-   следить за поединками охотников с медведями, зачастую заканчивающихся трагически для двуногих «гладиаторов»,
-   любил смеяться над  забавами шутов.

***

О роли этого царя в отечественной истории среди историков до сих пор нет единого мнения:
• Одни считают его психически нездоровым монархом, передавшим управление государством своему окружению.
• Другие — добрым и глубоко духовным человеком, при котором Россия переживала политический и культурный подъём.

На первых этапах царю «помогал» совет вельмож.
Но созданный Иваном Грозным опекунский совет вскоре распался.
Борис Годунов,  умело манипулируя эгоистическими устремлениями каждого из членов регентского совета, сумел добиться того, что в том же году:
-    Б. Бельского, обвинённого в измене, отправили в ссылку,
-   Мстиславский был насильно пострижен в монахи,
-   а Шуйский, наиболее сильный конкурент, попал в опалу.
 Полному же его триумфу способствовала внезапная смерть Никиты Юрьева.
После этого в течение всех 14-ти лет, в течение которых царь Фёдор I Иоаннович находился на троне, фактическое управление страной осуществлял Борис Годунов.
Об этом, реальном положении вещей, прекрасно знали не только в России, но и за границей. Поэтому иностранные дипломаты, вручив царю свои верительные грамоты, первым делом старались наладить отношения с его ближайшим боярином Годуновым.
Русские считали, что он «правит землю рукою великого государя», пока тот молит Бога о своих людях и царстве.
Подобное положение дел будет устраивать и царствующего, и правящего.
Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.
Но надо сказать, что если даже царь Фёдор Иоаннович и оказался неспособен руководить страной, то у него вполне хватило ума не вмешиваться в правление более разумного и талантливого Бориса, прекрасно распоряжавшегося огромным государством.

***

Годы правления Фёдора Ивановича, во многом благодаря Годунову, охарактеризовались экономическим подъёмом, активизацией торговли и ростом благосостояния разорённой тяжёлыми войнами страны.
Во время царствования Фёдора Иоанновича страна получила небольшую передышку между буйством Грозного и новой смутой.
 
• Вот что поведал потомкам о сих годах «Пискарёвский летописец»:
«А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии...».

• Доктор исторических наук Дмитрий Володихин:
«Фёдор Иванович был глубоко религиозен и склонен к делам духовным, но на то, что происходит вокруг него, безучастно не смотрел и политическими вопросами, конечно же, занимался»
«Хотя Фёдор Иванович по характеру был прямой противоположностью своему отцу Ивану Грозному, его царствование можно называть триумфальным. Оно было наполнено множеством успехов в разных сферах жизни».

Первые годы правления Фёдора Ивановича прошли под знаком преодоления социально-экономического кризиса, разразившегося под конец правления его отца из-за Ливонской войны 1558–83 годов  и разделением государства и общества в период «Опричнины».

А)  Одной из первых мер по его разрешению стала административная реформа (1584).
 Было упразднено разделение государева двора на особый двор царя и Земский двор.
 
Б)   В том же году отменены были  монастырские «тарханы» (податные привилегии для монастырей).
А так же царь произвёл ревизию церковных земель и изъял в казну всё, что показалось плохо оформленным.
Митрополита Деонисия, посмевшего назвать Фёдора Великим князем, а не царём — Федор свёл с кафедры.
 Приехавшего из Константинополя патриарха Иеремию — посадил под арест и держал там целый год, пока святитель не согласился на введение в России своего патриаршества.

В)  Внутренняя политика Фёдора Иоанновича отмечена дальнейшим закрепощением крестьян.
Дело в том, что, согласно ранее принятому уложению, 26 ноября каждого года (православный праздник Юрьев день) крестьяне, закончив полевые работы и расплатившись с барином, имели право уйти от него к другому хозяину.
-   Для укрепления помещичьего хозяйства в 1590/91 и 1591/92 были введены «заповедные лета» (временно запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день).
-   Согласно указу от 1586 года, все долговые (кабальные) записи стали оформляться официально и получили надлежащую юридическую силу.
-   В 1597 году был издан указ о 5-летнем сыске беглых крестьян и холопов (бежавших от помещиков после ноября 1592 года) – «урочные лета».

Г)  В 1589 году было учреждено патриаршество на Руси (Московский патриархат).
 Это означало независимость Русской церкви от Константинополя.
1-м Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Московский Иов.
Его избранию всячески содействовал государь Фёдор I Иоаннович, питавший к нему глубочайшее почтение как к своему духовнику и советчику.

Д)  В начале царствования Фёдора Ивановича завершился сибирский поход Ермака Тимофеевича.
С середины 1580-х гг. шла последовательная колонизация Сибири.
На обширных территориях, раскинувшихся за Уральским хребтом, один за другим появлялись новые города -  Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов (1593), крепости Сургут и Тара (оба 1594) и другие населённые пункты, из которых русские первопроходцы продвигались дальше на восток.
Расширение границ государства продолжалось.
К 1598 году на территории Сибири было полностью разбито сопротивление местного хана, и этот регион вошёл в состав России.
В государеву казну ежегодно поступал обильный ясак – дань от коренных жителей этого богатого, но дикого края.

Е) Едва вступив на престол, Фёдор Иванович первым делом (1584 год) основал приказ Каменных дел, в который посажены были  стольник и два дьяка и которому подчинялось «всего Московского государства каменное дело и мастеры... да на Москве ж известные и кирпичные дворы и заводы».
     И началось...
«Повелением благочестиваго царя Феодора Ивановича всея Руси зачат делати град каменой на Москве, где был земляной, а имя ему «Царьград»»
С середины 1580-х годов до начала 1590-х годов строили Белый город в Москве.
Стены и 29 башен Белого города были сложены из известняка, обложены кирпичом и оштукатурены.
 Главным строителем Белого города стал Фёдор Савельевич Конь, лучший архитектор того времени.
Он возвёл стену, подковой охватывавшую Кремль, Китай-город, а также разросшиеся вокруг них посады и торги, усадьбы знати и монашеские обители. Стена эта упиралась в берега Москвы-реки западнее Кремля и восточнее Китай-города, а по краям заворачивала внутрь, защищая столицу от нападения не только с суши, но и с воды.
Общая протяжённость «Царьгорода» составила примерно 10 километров — при 10-ти метровой высоте стен и толщине, достигавшей 6-ти метров.
Многолетние усилия строителей завершились только в 1593 году, и Фёдор Конь тут же отправился в Смоленск, чтобы возвести самое крупное строение в мире XVII века — Смоленскую крепость.
     Одновременно — в 1584 году — началось строительство крепостей в Архангельске, на Соловецких островах, в Казани и в Астрахани.
    В годы правления Фёдора Ивановича было начато строительство Саратова, Старого Оскола, основан был город Самара, построена была крепость Воронеж.
Был восстановлен город Елец, был построен город Белгород.
Возникли  города  Санчурск, Уфа, Увеж, Ливны, Цивильск, Ядринск и Лозьва, строится «земляной город» в Ладоге
Были построены новая крепость вокруг Твери и Терский город на Кавказе, на реке Сунжа.
Был  основан город, который Федор Иванович называет в честь своей любимой супруги — Царицын.
Возрождаются и окружаются крепостью города Курск и Севск.
        Стройки, стройки, стройки…
 Все 14 лет правления Федора Ивановича — творится одно большое и непрерывное строительство, оградившее все границы и торговые пути обширных русских земель от завистливых глаз крепкими каменными бастионами с десятками пушек на каждом. Такими, чтобы любой ворог о них все зубы переломал.

Ж)  Эпоха, в которой властвовал царь Фёдор Иванович, отличалась большим ростом строительства церквей, храмов и монастырей.

З)  Многие дети дворян в это время были насильно направлены в Европу для обучения.
Это был необходимый шаг, поскольку без развития науки в стране, Россия могла навсегда отстать от европейских государств.

И) Во внешнеполитических вопросах деятельность царя Фёдора Иоанновича была направлена на установление прочных торговых и дипломатических отношений с целым рядом стран.
• Среди них особое место занимали Голландия и Франция.
В результате весной 1585 года Москва и Париж обменялись послами.
• Англичанам в 1587 году было даровано право повсеместной торговли без уплаты сборов и пошлин, что стало продолжением политики, начатой Иваном Грозным.
• В 1587 году Борис Годунов, от имени русского царя, заключил с поляками мир до 1602 года.
 Это был важный шаг, позволивший нашей армии сфокусироваться на единственном противнике – шведах.
• В 1590 году началась русско-шведская война.
Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях.
По итогам этой войны между Русским государством и Швецией был заключён Тявзинский мирный договор 1595 года.
Согласно его положениям, в состав России возвращались утраченные во время Ливонской войны населённые пункты Ивангород, Копорье, Корела и Ям.
Русское государство восстановило выход к Балтийскому морю.
Таким образом, Русское царство вернуло себе все земли, утраченные Россией по итогам неудачной Ливонской войны.

К)  Одновременно с этим большие силы был брошены на укрепление южных границ государства, что должно было обезопасить Россию от набегов Крымского Хана.
За все годы его правления крымцы так и не сумели пробить брешь в русской обороне.
В 1591 году состоялся поход сил Крымского хана Казы-Гирея на Москву.
15 июля под Москвой произошло ожесточённое сражение. Русские войска во главе с Борисом Годуновым отбили все атаки. И перешли в контрнаступление. После этого крымские войска отступили.
Поражение оказалось настолько серьёзным, что поход 1591 года стал последним в истории Крымского ханства набегом на Москву.
Ну а государь, в честь солдат, сражавшихся за отчизну, велел построить Донской ставропигиальный мужской монастырь.

Л)  В 1587 году Александр - царь государства Кахетия, что на Кавказе, просил о присоединении своей страны в состав России.
 Просьба сия была удовлетворена.

М)  При царе Фёдоре Ивановичу отлили «царь-пушку».

Н)  После долгого перерыва по прямому требованию Фёдора Ивановича была восстановлена в Москве типография (в ноябре 1589 года).
И было возобновлено книгопечатание.

***

История правления царя Фёдора Иоанновича была омрачена гибелью его младшего брата – наследника престола царевича Дмитрия в Угличе.
Случилось это 15 мая 1591 года.
Обстоятельства смерти наводили на мысль о преднамеренном убийстве, в котором народная молва поспешила обвинить Бориса Годунова.
Однако специальная следственная комиссия, возглавляемая Василием Шуйским, не нашла тому никаких доказательств. В результате этого вопрос об истинной причине гибели наследника престола остаётся открытым и по сей день.
Важность этого события заключается в том, что Царь Федор Иванович не имел детей, и Дмитрий, как младший сын Ивана Грозного, должен был унаследовать русское царство…

***

В конце 1597 года Федор Иванович тяжело заболел.
На вопрос патриарха Иова о том, кому он оставляет царство, Федор Иванович ответил, что «...во всём царстве волен Бог: как ему угодно, так и будет».
Детей у царя не было. Единственная дочь умерла ещё в младенчестве. Хотя бояре тогда уговаривали царя развестись с женой и вступить в новый брак, чтобы продолжить род, тот категорически отказался, потому как очень сильно любил свою жену.
6 (17) января 1598 года «блаженный» царь тихо скончался в возрасте 40 лет, «как бы заснул».
С его смертью пресеклась не только московская династия Рюриковичей на царском престоле, но кончилась целая эпоха, когда на престоле находились «прирождённые государи».
К слову. Много позднее в костях Фёдора Иоанновича был обнаружен мышьяк, которым, вполне вероятно, его могли методично травить.

В житие царя, которое было написано патриархом Иовом, передана искренняя атмосфера всеобщей скорби по ушедшему правителю.
 У могилы в Архангельском соборе Москвы собралось множество людей.
Молва гласила, что великий князь вознёсся к святителю и матери Анастасии Романовне и на небе воссоединился с почитателями церквей.
В народном сознании он оставил по себе добрую память как боголюбивый и милостивый государь.
Он принял разорённую страну, а оставил её окрепшей, раздвинувшей свои пределы.
В период «Смутного времени» все в один голос заявляли, что при нём государство процветало, а люди были счастливы и довольны своим правителем.
Русские летописцы называют его милостивым, и кончина его воспринималась как великое горе, которое может принести огромные бедствия. Что, кстати сказать, и сбылось.
Патриарх Иов, видевший царя каждый день и хорошо его знавший, высказал своё живое восхищение государём.
В его повести «О честном житии царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии», царь предстаёт перед нами истинным подвижником веры. И сытая, спокойная жизнь при нём воспринималась, как благодать божья, сошедшая его молитвами на русскую землю.
В «Пискарёвском летописце» о Федоре Ивановиче сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей.
Его называли «благочестивым», «милостивым», «благоверным».
 На страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви.
Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…»

Для Русской Православной Церкви — это, прежде всего, святой, человек высокой нравственности и большого благочестия.
Ещё в 1-й половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».


Рецензии
Спасибо за восстановление славной страницы истории России и великого ее государя.

С уважением

Валерий Короневский   26.01.2023 06:38     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Валерий, за добрые слова!

Равиль Байбурин   27.01.2023 03:34   Заявить о нарушении