Глава 8. Тип 5. Родители-невидимки

Начало: http://proza.ru/2022/12/10/1651

Кто из нас не читал в детстве сказок про скатерть-самобранку, сапоги-скороходы и шапку невидимку. И если с сапогами и скатертью всё, в общем-то понятно, то шапка-невидимка всегда вызывала у меня вопросы. Как так: человек, вроде бы, есть, но его и нет. Оказывается, в жизни это тоже бывает. Именно о таких родителях и пойдёт речь в данной главе. 

Сказать, что работать с такими родителями сложно - не сказать ничего, ибо даже в моём замечательном классе такие родители были. Их было совсем немного, человека два, и сейчас я, пытаясь вспомнить их лица - не могу. Фотографии в группе Фейсбука - не в счёт. 

Итак, кто такие эти родители-невидимки?

Их можно  определить по следующим признакам:

1. Родители-невидимки не приходят на родительские собрания, даже на самое первое.

2. Родители-невидимки не реагируют на ваши сообщения в мессенджерах и в других каналах связи.

3. Они почти никогда не отвечают на телефонные звонки и на сообщения. Если всё-таки удаётся дозвониться, то им проще извиниться и сослаться на занятость и отсутствие телефона под рукой.

4. Родители-невидимки говорят, что их дети достаточно взрослые и могут сами решать такие проблемы. Это очень удобная мотивация для спокойной жизни вне школы. 

5. У родителей невидимок сильное чувство самосохранения.

Их жизненный принцип: что бы школа не натворила - жизнь исправит. 



У этих родителей, скорее всего, две причины быть невидимками:

а) их родители были такими же, и 

б) их родители не вылезали из школы, принося им (детям) кучу проблем и неприятностей.

Родители-невидимки индифферентны к воспитательному и образовательному процессу и это срабатывает, когда с ребёнком нет никаких проблем: он хорошо учится, самостоятелен и так далее. Но если с ребёнком что-то не так (в учёбе, поведении, социуме, коммуникациях), то  такое их отношение, как правило, приводит к плачевным результатам.

Работать с такими родителями  не получается ни при каком раскладе: в лучшем случае ты пишешь им сообщения и редко дожидаешься ответа, либо просто опускаешь руки. Это тот самый случай, когда учитель должен делать то, что делает, не сжигая мосты и не теряя надежду, что что-то изменится со временем.

Я сейчас хочу, чтобы вы поняли, дорогие друзья, что мы, учителя, не всесильны. И что иногда нет инструментов, хоть выверни себя наизнанку. Коммуницировать можно лишь с теми, кто идёт на контакт, пусть даже и почти невидимый. У меня были случаи, когда отношения с родителями начинались с непонимания и отрицания, а приводили к большой дружбе. Для этого родители должны убедиться в том, что никаких дурных помыслов у учителя нет и нет желания навредить их детям.  

Есть одно золотое правило, известное каждому учителю: независимо от того, как складываются отношения с родителями ребёнка, это никак не должно сказываться на отношении учителя к этому ребёнку. Выполнить его не всегда просто, поскольку мы понимаем, что вся информация родителям идёт от самого ребёнка и зачастую  она не соответствует истине. Это происходит не потому, что дети - вруны, а потому что они видят всё несколько иначе и всегда хотят предстать перед родителями в хорошем свете, чтобы планка родительского успеха не опустилась ниже плинтуса. А дети часто говорят то, что родители хотят слышать. 

Если в вашем классе есть родители невидимки и все попытки подключить их к делам класса были тщетны, просто держите их в курсе событий и информируйте о ребёнке, не смотря ни на что. Если ребёнок сложный, то обращайтесь к спец.педагогу, в администрацию школы  - это тоже часть учебно-воспитательного процесса. И поверьте, они обязательно найдут способ познакомиться с такими родителями. 

К счастью, таких родителей на моём пути классного руководителя было немного, но они были.

Один из случаев запомнился на всю жизнь. Абсолютно асоциальный мальчик, пятиклассник, практически неуправляемый вызывал аллергию у всего класса: он ругался матом, бил детей и беспричинно срывал уроки. 

Все попытки добиться свидания с родителями были напрасны: на звонки  они не отвечали, а мобильных телефонов тогда ещё не было. Я была молода и никто не дал мне никаких инструкций, как поступать в таких случаях с такими детьми. Интернета тогда ещё не было,  книг по воспитанию в школьной библиотеке не было тоже. Я обратилась за советом к директору школы, и она посоветовала сходить к ребёнку домой. В те далёкие годы было принято «невидимок» искать любыми путями, и это входило в обязанности классного руководителя. Я и пошла. Одна, без родительского комитета.

Подойдя к двери, заподозрила неладное: дверь выбивалась несколько раз, о чём свидетельствовали следы от топора на косяке и на самой двери. И всё же я стала стучать в дверь, поскольку звонка там тоже не было - торчал проводок.  Дверь открылась: на пороге стоял большой пьяный детина с недельной щетиной на небритом лице. Из-за двери были слышны не совсем трезвые голоса. Мне бы бежать, но я попыталась объяснить этому мужику своё присутствие: сказала, что я  - классный руководитель мальчика, что у него есть серьёзные проблемы. Говорила, стоя в подъезде, не входя в квартиру. Внутри всё дрожало от страха, но я понимала, что где-то там, в глубине этого притона, находился мой ученик. Я была молодой идеалисткой, и мне казалось, что мои благие помыслы и правильные действия готовы образумить этих горе-родителей. Это потом я поняла, что на самом деле была молодой дурой: не имела права идти одна, не должна была говорить с этим «папой», если видела, в каком он виде и многое другое, чего я не должна была делать. В двадцать пять нам всем свойственно ошибаться, но если бы я знала, чем обернётся моя ошибка, я бы всё сделала иначе: пришла бы с милицией, наверное. 

К папе подошла мама. Мама была чуть трезвее папы - её не шатало. Выслушав всё, мама привела сына: пацан стоял и смотрел на меня с ненавистью. 

Именно тогда, когда увидела этот взгляд, поняла, что совершила ошибку. Папаша замахнулся и ударил мальчишку. Сильно. По лицу. Маленький худой мальчик упал на пол, сжался и закрыл голову руками. Я закричала и бросилась к ребёнку, пытаясь поднять его, но папаша ринулся на меня. Если бы не мать, меня бы постигла участь их сына. Она вцепилась в мужа, оттащила «папу» от нас, а я вытащила мальчика в подъезд.

Мама выскочила за нами и матом попросила убраться «по-добру, по-здорову». 

«Что будет с ребёнком?» - спросила я, рыдая.

«Переночуем у соседки, не впервой», - ответила женщина, взяла мальчишку за руку и стала подниматься наверх, видимо, к соседке. Потом остановилась, с какое-то жалостью посмотрела на меня, размазывающую слёзы по щекам, и с сочувствием спросила: 

"Выпить хочешь? Пойдём, стресс как рукой снимет..."

Через какое-то время папу посадили, маму лишили родительских прав, а ребёнок был отправлен в колонию за воровство… 

Понимаю, что это исключительный, давний случай, но с тех пор и до сих пор общаюсь с родителями только тогда, когда пойму, что ребёнку ничего не угрожает. И если вы думаете, что сейчас битых детей нет - ошибаетесь. И бьют детей родители по-прежнему, и пьют тоже по-прежнему. Хочу добавить, что не всегда пьющие родители - невидимки. Иногда это очень состоятельные родители, считающие, что воспитание - их прерогатива и что учителя вообще не должны вм5шиваться в семейные отношения. А иногда родители просто уезжают на заработки, оставляя детей какой-нибудь тёте, соседке или няне. Но и приезжая из своего трудового турне, школу они не жалуют.

Ещё одна причина: невидимкам проще вообще не показываться, когда они чувствуют прессинг от учителей. Они избегают учителей, школу и всё, что с ней связано. 

 То есть, родители-невидимки - это уравнение со всеми неизвестными. И мы не можем знать, как и чем отзовётся наш самый лучший посыл сделать жизнь ребёнка лучше…

Продолжение: http://proza.ru/2023/04/13/1022


Рецензии