Занятное житие. Эпизод 13. 2 Полет
Эпизод 13.2. Полет.
Предыдущий эпизод: http://proza.ru/2023/01/26/536
…В зале заседания опять воцарилась тишина.
- Откройте окно, что ли, а то чего-то душновато. – сказал начальник управления.
Молодые мастера подсуетились со стороны створа открыли окно, и в зал, со свежим морозным воздухом вошел деловой шум стройки.
- На одной подаче кубло будет гулять минут десять, плюс пять на загрузку, плюс пять на карте… порядка двадцати минут… на три с половиной – четыре куба. Это разгрузка одного, полтора миксера сорок - пятьдесят минут… - очень долго. В три раза дольше, чем по графику… - как бы сам себе, глядя в стол, говорил главный инженер.
Тишина, разбавленная звуками стройки, густо заполнила прорабку.
- …оголим два основных участка по бетону… - Это невыход… И руку не вытащим, и нога увязнет. – себе под нос рассуждал главный, но тишина была такая, что не слышали его рассуждения, может быть только самые дальние уши в этом маленьком зале.
- У тебя есть другое предложение. – Начальник управления смотрел на главного…
- …Если бы. - Главный по-прежнему смотрел в поверхность стола.
Вздохнув, посмотрел в зал:
- Но если мы примем это решение, надо будет думать, как решать проблемы по верхнему и нижнему бьефу… Надо попробовать придумать что-то еще… чтобы это не влияло на другие объекты… ну как можно меньше влияло. Так скажем.
В зале опять стал слегка нарастать умеренный гул.
- А если на карту миксер подавать краном?..
Голос молодого человека из зала опять заставил вернуться тишине.
- Краном?.. миксер… – задумался главный.
- Грузоподъемность крана позволит?.. где главный механик? - нарушил заминку начальник управления.
- А как его цеплять-то – сказал главный механик, встав, - грузоподъемность на рабочем вылете тридцать три тонны, пять – шесть кубов бетона – ну четырнадцать тонн, всего меньше двадцати пяти. Здесь проходим с запасом, только как его туда донести? Я же его за колеса не зацеплю… Да и бетон, если что получится, на карте выгружать надо. Управление миксером на улице находится под бочкой у кабины.
- Так это… платформу под миксер сварить. Машинист по платформе перемещаться будет бетон в карту подавать, на все будет уходить минут десять, только туда-сюда на карту и обратно, и бетон слить. – молодой мастер от смущения остановился. Но все находились в некотором шоке от идеи. Было видно, что идея всем понравилась.
В это время встал инженер по технике безопасности:
- Да вы что, товарищи, это же нарушение всех возможных норм техники безопасности. Совершенно утопичное предложение.
Начальство молчаливо переглянулось с легкой улыбкой на губах. Они понимали, что в сложившейся ситуации техника безопасности уже не может помешать делу.
С минуту гул говорил о бурном обсуждении предложения.
- А сколько времени надо, чтобы сварить такую платформу? – как бы риторически бросил в зал главный инженер.
Зал опять начал затихать.
- Вы какую должность занимаете, и где работаете – кивнул главный на молодого мастера, который предложил утопичную, на первый взгляд, идею.
- Я? – Вставая, положив на грудь ладонь, показал на себя парень.
- Ты, ты. Это ведь ты предложил эту интересную идею.
- Дежурный мастер сварочного участка на устое примыкания земляной и бетонной плотины.
- Давно работаешь?
- Четвертый год. На этой стройке третий месяц, по комсомольской путевке с Харанорской ГРЭСС приехал.
- Сколько времени надо, чтобы сварить платформу? – Спокойно спросил начальник строительства.
Парень изобразил недоумение на лице и уверенно ответил:
- Да не более суток… - еще немножко подумал, - с приготовлением материала, с подготовкой… только нужен будет обязательно кран пневмоколесный… чтобы оперативно крутить конструкции на нижний и боковой швы. Так просто быстрее будет получаться.
Начальник управления и главный с полминуты тихо друг с другом разговаривали.
Затем начальник управления объявил.
- Так, товарищи, совещание завершено, все свободны, остаться начальникам участков, главному механику, главному энергетику, инженеру по технике безопасности, начальнику бетонного хозяйства и… мастеру – сварщику… который дал рацпредложение…
Через час на маленькой площадке террасы примыкания левого устоя плотины, шла деловая суета. Сюда подавали нужный металл, подавали кабеля для подключения сварочных аппаратов и организовывались сварочные посты, как требовал мастер по сварке, руководивший этим процессом. Бригада сварщиков - монтажников приступила к делу, готовя стапель под сварку платформы. Вагончик рядом со стапелем был отдан под персонал, производивший работы. Бригаду разделили на смены, которые работали по три часа, потом шли курить, отдыхать, есть, спать, а их места занимало отдыхающее звено, всего звеньев было три. Сюда же со столовой подвозили еду. Дело шло споро, все службы были нацелены на выполнение важного поручения.
Все остальное было не важно. Платформу надо было сварить как можно быстрее, и как можно прочнее, чтобы машина в двадцать пять тонн, без проблем перелетела на расстояние, более чем в сто пятьдесят метров и подала на карту, такой драгоценный, бетон.
Весь день, всю ночь на террасе вокруг стапеля кипела работа, сверкала сварка, поднимались и опускались металлические конструкции из крупных номеров двутавра, швеллера и уголка. Наконец, уже к двум часам ночи работа была завершена привариванием площадки, по которой будет двигаться водитель миксера, для подачи бетона на карту.
Огромный башенный кран номер один, высоко, высоко возвышающийся над основными сооружениями, с вылетом стрелы более чем на сто метров, подвел к устою с платформой траверсу для крупногабаритных, высокотоннажных металлоконструкций. Такелажники зацепили крючья за крепкие цапфы, крановщик натянул мощные стропы, платформа – медленно, медленно оторвалась от стапеля и повисла на метровой высоте. Крановщику дали команду отвести платформу в сторону со стапеля, и мастер внимательно стал по новой осматривать сварные швы, после чего давал команду их загрунтовывать, не смотря на двенадцатиградусный мороз.
Минут через двадцать на платформу заезжал миксер. Уперевшись передними колесами в упорный брус тяжелая машина остановилась, такелажники на все колеса поставили упоры, зафиксировав их мощными шкворнями. Водитель покинул свою машину, и платформу, опять подняли вместе с вращающимся бетоном в бочке миксера. Мастер сварщиков опять внимательно осматривал швы платформы, высвечивая их шахтерским фонариком, там, где яркий свет прожекторов не мог достать до корня сварочного шва. Минут через пятнадцать он удовлетворенно отошел в сторону, и дал команду такелажникам продолжать свою работу.
Двадцати пяти тонный груз свировали метра на четыре, потом опять смайновали, отвели в сторону… вернули обратно… Процедура была повторена с рывками и другими амплитудами еще два раза, после чего платформу поставили на приготовленную под погрузку площадку. Мастер сварочных работ опять внимательно осматривал швы ответственной конструкции, заглядывая фонариком в различные укромные уголки. Все было готово для подачи бетона на плотину. Сомнения устранены, мастер вздохнул, несколько минут постоял руки в боки:
- Шабаш… Готово, полетели!
Повернулся он к начальнику управления строительством. На его почему-то чумазом лице, расцвела усталая улыбка.
- Ну, что… Как ты… полетать не против?.. – спросил задорно начальник стройки у водителя миксера, молодого парня.
Тот какое-то время молчал, видимо обдумывая важный ответ.
- … А чего, у меня выбор есть… Не я, значит кто-то другой полетит… - парень глубоко вздохнул.
- Выбор всегда есть, если сомневаешься, говори сейчас… туда только добровольно, и никто тебя не осудит. – начальник управления замолчал.
- Давай я на хоботе постою… вдвоем веселее – предложил главный инженер.
- Кончайте вы, - отмахнулся водитель миксера, - занимайтесь своими делами, будто я там без вас не справлюсь. – и уверенно направился к кабине своей машины.
Сел в КамАЗ, открыл окно двери:
- Ну чего смотрите – полетели!!!
Бригадир такелажников по рации дал команду на кран, платформа мягко оторвалась от мерзлой земли…
Приподнявшись на полметра, плавно пошла на поворот, и над строящимися деривационными каналами турбин нижнего бьефа платформа с КамаЗоМ поплыла в, еще темном ночном, небе, слегка помахивая всем смотрящим на нее, в это время, канатами для причаливания, чтобы ее в нужное место подтянули бетонщики…
Через четыре – пять минут бетон уже подавался на карту, а через двенадцать – пятнадцать минут миксер съезжал с платформы.
Главный хлопнул в ладоши, упакованные теплыми варежками, но тут же осекся, посчитав это малодушием, хотя радость на лице удержать, не мог. Но вокруг него уже кричали «УРА», бросали вверх шапки, и радовались безмерно. Никто не спал, все три звена, сильно переживая, наблюдали происходящее. Начальник стройки обнял своего главного инженера:
- Это победа, - сказал он ему глядя в глаза, не пытаясь удержать радости.
Люди, не спавшие уже более суток, совершенно изможденные тяжелой работой, радовались как дети…
А на платформу уже заходил следующий миксер.
Продолжение: http://proza.ru/2023/01/28/496
БЕТОН.
Как и вчера, на створ КамАЗы,
Везут тяжелый бетон.
Их ожидают огромные краны
И Арматуры звон.
Миксер по временной эстакаде
Забрался на самый верх.
Бочка вращается тяжелая сзади,
Мотор как затравленный лев
Рычит над бездной, где будет турбина,
Так метров в сорок пять,
На середине огромной плотины,
Что будет в ущелье стоять.
Бетон подается на нужную карту,
Устой к створу пришит,
И миксер на сваренную платформу
Встать скорее спешит.
Такелажник упоры в норы,
Ему под колеса - хлоп,
Шкворень огромный в нужные дыры
И КамАЗу – стоп.
Кран огромный, троса нескромные,
Натянул такелаж,
КамАЗ над бездной, птицей небесною
Делает легкий вираж.
В нужную точку огромной платины
Доставлен тяжелый груз,
И бетон по желобу из машины
Сошел в арматурный пульс.
Вот и уложены две сотни кубов
В тело великого дела
Кран по соседству, не дожидаясь слов,
Решетку вибраторов смело
На карту плотины немедля подал,
Как только платформа с КамАЗом
Ушла в свой привычный небесный бал,
Танцуя над стройкой вальсом.
Плотина выросла в высоту
Всего лишь на два метра,
Приблизив к солнцу нашу мечту
В высоком добром ветре.
Стихотворение "БЕТОН": http://www.proza.ru/2019/01/24/36
01.02.2019
Русаков О. А.
Свидетельство о публикации №223012700449