Фильм Неподдающиеся. Методы воспитания Нади Берест

Фильм "Неподдающиеся". Методы воспитания Нади Берестовой

         В последнее время в Сети приметили активизацию нашего государства на поприще "воспитания" у нашего народа патриотизма, который оказался столь необходим в связи с новыми задачами, которые государство взвалило на себя (я убеждён: вынужденно, против воли очень многих власть предержащих) в феврале прошлого, 2022 года.
        И думающие, толковые, обозреватели сразу заговорили о спешности, торопливости, даже экстренности, с которой государство взялось эту великую задачу решать.
       Ещё бы – разве легко вдруг возвращать в народное сознание то, что 30 лет объявлялось ненужным и вредным – идео_логию, национальную идею?
       И некоторые пути решения этой задачи нашими властями обозреватели с ходу называют авральными, похожими на спешное затыкание дыр. Так, например, Шаман называют кремлёвским проектом, который, в частности, призван хоть на первых порах, но прикрыть зияющий (уже 30 лет) провал в вопросе этого самого "воспитания".
        А я на фоне этих разговоров вспомнил один очень характерный пример, врезавшийся мне в сознание очень давно, когда я посмотрел – ещё советский – фильм "Неподдающиеся".
        Главный секрет "воспитания", а, вернее, антивоспитания там был показан очень выразительно.
        Молодой работнице промышленного предприятия Наде Берестовой поручают "перевоспитать" отстающих членов её бригады – Толю и Витю, которые тянут, в производственных показателях, её бригаду назад.
          Никакой дисциплины, постоянные хулиганские выходки – в общем, пятно на бригаде, от которого пора избавляться.
          И Надя, хоть и вынужденно, но берётся за дело со всей ответственностью, что называется "засучив рукава".
          Она разрабатывает – ПЛАН! Главной частью которого является приобщение "хулиганов" к высокой культуре, замена их бестолкового и малоответственного времяпрепровождения на высококультурное и духовно возвышенное.
         Первым делом она вынуждает их отправиться с ней на лекцию об обитателях морского дна ("Интересно же? Разве нет?" – увлекает она их этой перспективой).
         Однако на долгой и нудной лекции она, сопровождаемая своими подопечными, засыпает и сама – вслед за ними. И это позволяет им ускользнуть.
         Однако комсомолка Надя не сдаётся, и в следующий раз является к ним в общежитие с целой связкой классических книг – всё с той же целью – приобщить парней к "высокому". (В их комнате в общежитии она делает, кстати, открытие, что не такие уж они и балбесы. У них, оказывается, есть свои увлечения... – правда, далёкие от повышения производительности труда на их непосредственном производстве).
        Но и тут парням удаётся ускользнуть, оставив Надю с её внушительной кипой книг один на один.
        Что, ещё в те далёкие времена, поразило меня в этих воспитательных приёмах Нади Берестовой?
         Я навсегда и накрепко уяснил себе, из этого фильма, что нельзя никогда и ничем увлечь другого, привить к нему любовь, если ты сам не увлечён этими темами, этими идеями.
        Самой Наде глубоко безразличны обитатели морского дна с подробным описанием их анатомии, но она всё-таки уверена, что эти скучные подробности могут заинтересовать её подшефных.
         Увы, так не бывает! Неинтересное тебе никогда не "привьётся", даже с твоим подталкиванием к этому, - другим. "Привить" другим можно только то, что по-настоящему любишь и глубоко понимаешь ты сам.
        Вот такое – действительно передаётся, способно заразить других, потому что ты открываешь этим другим не механический набор сухих фактов, а полностью какую-то интересную область и то, что в ней занятного и увлекательного происходит.
       Нельзя заставить других полюбить то, чего не любишь сам, - вот какой важнейший урок извлёк я, навсегда, из этих попыток героини Надежды Румянцевой "поднять культурный уровень" товарищей по бригаде.
       Я собрался поделиться этим своим давним открытием с читателями моих каналов, однако для Дзена нужны были ещё и иллюстрации, а их в "готовых" кадрах из этого фильма почему-то не оказалось.
       И я пошёл на невероятное – решил сам сделать скриншоты из фильма, а для этого даже взялся его пересмотреть.
       Нужные скриншоты я сделал довольно быстро, в самом начале фильма, но увлёкся и досмотрел сам фильм до конца.
         И вот тогда я понял, что Надя Берестова, на самом деле, обладала мощнейшим средством для влияния на своих подшефных, их реального перевоспитания.
         Она была очень отзывчивым человеком – единственным, кто на рефлекторном, инстинктивном уровне вскинулся защитить парней, когда их уже почти окончательно собрались уволить с завода. А потом – по-настоящему, а не формально – прониклась их переживаниями и проблемами. И находила правильные слова их утешить и приободрить, когда у них что-то не получалось (насквозь видя их душу и их чувства в такие моменты).
          И, не задумываясь, кидалась им на выручку, не считаясь ни со своими средствами и руша свои даже очень важные планы.
          Если когда-нибудь пересмотрите этот фильм, спросите себя – а у вас есть такие верные и беззаветные, настоящие, друзья, как Надя Берестова?
          У меня вот нет. Были, когда-то... почти такие... но всё же не то. Не до конца. Не во всём.
          Ну, а наше государство, решившее теперь "воспитать" наш народ, откроет ли оно этот главный секрет подлинного воспитания?
          Что нельзя механически напичкать "окормляемую тобою паству" идеями, которые сам не разделяешь. А надо быть с "воспитуемыми" на одной волне, жить их интересами, не жалея себя, чтобы им помочь и их поддержать. Вызывая полное доверие и желание ответно поддержать и тебя.
          Не думаю. – Не в этой жизни... – Не ЭТО...


Рецензии
Евгений, я люблю эти, наивные на первый взгляд, ретро фильмы.
Причём, очень с вами согласна, разное время открывает слои восприятия отличные от прежних.
Всё дело в том, что на экране не меняется ничто! Изменяется восприятие зрителя в зависимости от запроса времени и обретенного опыта.

Что касается воспитательного эффекта... То это можно обосновать поговоркой:
" Можно коня привести к водопою. Но заставить пить- нельзя! "

И ещё я соглашусь с Вашей точкой зрения:
Только личный пример, только глубокое понимание и сопереживание, "одна волна"важны в деле воспитания и перевоспитания, второе значительно труднее.
У меня был опыт работы старшей пионерской вожатой в юности. Мои старшие коллеги в учительской надо мной подшучивали порой, не понимая моих инициатив. Они переросли интересы своих учеников. А мне, вчерашней школьнице, было легче увлечь ребят почти любой идеей, даже идеологически окрашенной.
Время было такое...

Галина Санарова   05.02.2023 20:42     Заявить о нарушении
Галина, да, наша власть про это и не подозревает. Ей кажется, что она сейчас научит народ тому, чего сама не умеет, "привьёт" то, чего у неё нет самой. Где-то мне попадалась на Дзене статья, что государственная идеология в Иране, ...., ещё где-то стала возможна потому, что власть сама придерживалась тех принципов, разделять которые требовала от народа, - скромность в быту, вера...
А у нас "отрицали идеологию" 30 лет, видимо, потому, что чувствовали, что самим жить так, а требовать от народа жить этак - не получится

Евгений Мартин   05.02.2023 23:54   Заявить о нарушении